Печать
Автор: e-geht   
15.02.2010 15:34

Отчет об автомобильном спортивном походе первой категории сложности по территории Западной Сибири по маршруту:

г. Омск – г. Тара – с. Атирка – с. Князевка – р. Туй – оз. Черталы – р. Туй – с. Князевка – с. Атирка – г. Тара – г. Омск
 
04 – 09 июля 2009 года

I. Справочные сведения

1. Проводящая организация

Клуб спортивного автотуризма "Бывалец"  http://art4x4.ru/

2. Категория

Вид туризма: автомобильный
Категория сложности: I
Протяженность: 970 км
Продолжительность: 6 дней
Сроки проведения: с 04.07 по 09.07.2009

3. Район

Омская область.

4. Подробная нитка маршрута

г. Омск – с. Красный Яр  – с. Саргатское – р.п. Большеречье – г. Тара – с. Бутаково – с.  Пологрудово – с. Темирка – с. Атирка – р. Турунгас – с. Князевка  – ур. Новокнязевка – Туй – оз. Хрящево – с. Туй – с. Князевка - с. Атирка – с. Темирка - с.  Пологрудово – с. Крапивка – с. Самсоново – г. Тара - с. Кр. Яр – г. Омск.

5. Краткая характеристика района

Маршрут проходил по территории Западной Сибири.

Состав группы

Экспедиция проводилась на четырех автомобилях – Toyota Land Cruiser 80 (лифт 4”, резина 35” MT, 2 лебедки, шнорхель, УКВ-радиостанция), УАЗ 31514, резина 33", 2 лебедки, шнорхель (УАЗ-1), УАЗ 31514, резина 33", 2 лебедки, шнорхель, УКВ-радиостанция (УАЗ-2), Газ-69 , лебедка, резина MT 33" . Запас топлива у каждого экипажа на пробег не менее 600 километров. Имелось 8 сэндтраков (трапиков), длиной по 1,5 м., удлинительные тросы для лебедок общей длиной 100 м, рывковые стропы, четыре внедорожных домкрата Hi-Jack, три бензопилы, топоры, лопаты, строительные скобы, гвозди, веревки в ассортименте.

Автомобили были оборудованы радиостанциями на 27 Мгц, для связи между машинами и GPS навигаторами. Для аварийной связи экспедиция была оснащена двумя спутниковыми телефонами и КВ/УКВ радиостанцией с набором антенн.

ФИО участника, должность
Год рождения
Домашний адрес
Транспортное средство
1.

Гехт Н.И. – руководитель, врач, штурман, видеооператор

1954
г. Омск
TLC-80
2.

Гехт Е.Н., водитель,

1954
г. Омск
TLC-80
3.

Шпук А. В. механик-водитель

1974
г. Омск
УАЗ-1
4.

Диденко И. Н..- штурман

1979
г. Омск
УАЗ-1
5.

Шпук Ф.А. - штурман

1997
г. Омск
УАЗ-1
6.

Соловьёв А. Н. - механик-водитель

1981
г. Омск
УАЗ-2
7.

Финько А. В. . - штурман

1971
г. Омск
УАЗ-2
8.

Мусинов Д. А. – видео/фото оператор

1981
г. Омск
УАЗ-2
9.

Голузов С. М.. - водитель

1976
г. Омск
ГАЗ-69
10.

Мельниченко А. В. - штурман

1986
г. Омск
ГАЗ-69

 

 

 

II. Содержание отчета

1. Цели путешествия
  1. Совершить туристический поход по Омской области.
  2. Выяснить состояние дорог на участке Атирка – р. Туй - оз. Черталы.
  3. Посетить различные ландшафтные зоны западносибирского региона.
  4. Посетить достопримечательности по маршруту.
  5. Повысить спортивное мастерство, туристические навыки участников похода.
  6. Освоить движение по тяжелым покрытиям (зимник летом, лесовозные дороги).
  7. Отработать движение в колонне при разной подготовке экипажей.


2. График прохождения маршрута
День
Дата
Участок маршрута
Км/ходовое время
Характер пути, естественные препятствия, опасные участки.
Метео-
условия
1
04.07
г. Омск – г. Тара – паром через Иртыш, с. Пологрудово - с. Атирка – р.Турунгас
376 км
8:20
Покрытие – асфальт 330 км, Щебенка – 36 км., лесовозная дорога – 10 км.
+17 +19°С, переменная облачность
2
05.07
р.Турунгас – с. Князевка – р. Кыртау
44 км
14:30
Покрытие – зимник летом
+15 +19° С пасмурно, дождь
3
06.07
р. Кыртау – р. Туй
23 км.
12:30
Покрытие – зимник летом
+20 - +25°С, ясно
4
07.07
Р. Туй – оз. Хрящево – р. Туй
22 км
8:00
пешком
Покрытие – зимник летом.
+20 - +30°С, ясно
5
08.07
р. Туй – с. Князевка
53
8:00
Покрытие – зимник летом.
+20 - +30°С, ясно
6
09.07
с. Князевка – с. Атирка – с. Пологрудово - – с. Крапивка – с. Самсоново – г. Тара - с. Кр. Яр – г. Омск
422
13:00
Покрытие – зимник летом – 20 км., лесовозная дорога – 10 км., щебенка – 76 км., асфальт – 316 км .
+17 +25° С, переменная облачность

 

 

Итого: 970 км./64 час

 

3. Дневник. Прохождение и техническое описание маршрута

Озеро Черталы, что в Тарским районе, хорошо известно рыбакам. Славится оно хорошими уловами и своей труднодоступностью (не путать с легкодоступным одноименным озером в Тюкалинском районе). Основной транспорт летом – вертолет или гусеничный транспорт аля ГТС. Идею этого похода предложил Алексей Шпук еще осенью 2008 года. Мысль добраться туда на машинах возникла после успешного прохождения маршрута группой квадроциклистов. Шли они, правда, при поддержке двух ГТС и вертолета, но все же. Дорога до Князевки омским джиперам знакома по чемпионату области по внедорожному GPS-ориентированию 2008 года. В тот год многие застряли там надолго. От Князевки до Туя летом на автомобилях никто не ездил, а уж от Туя до озера и подавно.

Сразу было понятно, что даже подготовленным туристическим экспедиционникам делать на болотах за Туем нечего, там нужны легкие спортивные, хорошо подготовленные автомобили. Большой интерес к походу проявили спортсмены-трофисты, всем было интересно попытаться пройти столь сложный маршрут. Но, как это обычно бывает, собирающихся много, а едущих единицы :-) Но зато команда подобралась хорошая. Костяк состоял из опытных спортсменов-трофистов, не раз побеждавших в чемпионатах области, а экипаж А. Шпука даже чуть позже победил в кубке федерального округа и вошел в десятку на кубке России. Все на боевых машинах, подготовленных по классу ТР-2. Туристическую составляющую представлял опытный экипаж автотуристов на экспедиционом Land-Cruiser 80. Туристы шли в качестве экипажа поддержки, и планировалось, что этот экипаж обеспечит базовый лагерь на р. Туй, в то время как штурмовая группа спортсменов пойдет “на болота”

В поход было заявлено четыре машины, но в последний момент присоединился еще один спортивный экипаж на автомобиле УАЗ, с лебедкой и 36-ой грязевой резиной с пилотом Александром Васильчуком и штурманом Игорем Красовым.

День 1 (04.07.09)

В 10:00 собрались для организованного выезда. Дав интервью средствам массовой информации и коллективно сфотографировавшись, в 10:45 выдвинулись в г. Тару. Как обычно, кто-то не успел заправиться бензином, а кто-то и вообще продукты ещё не купил. Получилось, что колонной шли только три автомобиля. Все собрались только на АЗС в г. Тара. Пополнили запас ГСМ, приехали на центральную площадь города, где тоже небольшое интервью и общение с местной администрацией. Затем двинулись на паром через Иртыш в Пологрудово. Успешно переправившись через реку, без проблем и остановок к 19:00 добрались до планового места первой стоянки на реке Турунгас.

Спортсмены, вырвавшись на волю из городских стен, весело и долго отмечают старт экспедиции. Есть опасения, что завтра с подъемом будут проблемы.

 

 

День 2 (05.07.09)

Вечерние опасения не оправдались, к назначенному времени все были готовы к движению, спорт дисциплинирует не меньше туризма ;-). В 08:30 организованно выдвинулись на маршрут. Практически сразу начался небольшой дождь, который потом перешёл в ливень. Первые 5-6 км двигались без проблем, небольшая грязь, не вызывающая затруднений. Но вот далее грунты заметно изменились и появились глубокие колеи от УРАЛов и гусеничных вездеходов. Проливной дождь добавлял трудностей, грунт заметно размок и двигаться, не сваливаясь в колею, становилось труднее. Сложнее всего давалась эта дорога нашему монстру, значительно большая масса автомобиля и более широкая колея делала своё дело. Там, где УАЗы легко проскакивали колеи и глубокие лужи, крузак сваливается в колею и садится наглухо. После форсирования очередной грязевой засады пропала зарядка и пришлось отказаться от использования собственной лебедки. Это добавило нагрузки на остальные машины, теперь им приходится вытаскивать не только себя, но и нас. Самые разбитые участки дороги несколько раз обходили по лесу, где потихоньку, на спущенной резине возможно двигаться. Ближе к Князевке, с трудностями пересекли разлившиеся и напитавшие землю ручьи. Около 17:30 выехали на луга возле с. Князевка. Дождь закончился. Получается, что за девять часов мы проехали всего лишь чуть более 20 км.

 

     

 

     

 

     

 

Пройдена только половина намеченного на сегодня пути, основные задержки из-за нашей машины, лебедки использовать нельзя. Исходя из этого, решаем не идти дальше, а организовать базовый лагерь здесь. Прошу Алексея Шпука взять командование на себя, договариваемся о связи (спутниковый и УКВ), отдаем свои трапики, скобы, gps-навигатор, берем одно из ружей (места дикие, деревня не жилая) и отпускаем ребят вперед, с Богом!

 

   

 

Штурмовая группа выдвинулась через с. Князевка в направлении реки Туй. При этом, в сторону реки Туй возможно двигаться двумя путями, которые расходятся перед с. Князевка и сходятся недалеко от п. Быстрое. Первый путь - "новая дорога", восточнее, в объезд с. Князевка, использовался в последнее время геологами и лесозаготовителями. На этом направлении имеются обустроенные мосты через реки и ручьи, но сами дороги разбиты глубокими колеями. Второй путь - "старая дорога", западнее, через с. Князевка, ближе к реке Кыртовка, в последнее время не использовался и колейности меньше, но под вопросом состояние мостов и переправ через водные преграды. Глубокими колеями участники экспедиции насытились до Князевки, и было принято решение двигаться старой дорогой.

 

 

 

Двигались быстро, несмотря на дожди, грунтовая дорога приемлема для движения, большие лужи не топкие и проходятся легко, глубокой колеи нет. Как и предполагали, проблемы передвижению создавали ручьи и реки. На первой же реке под названием Сигоза не всем удалось сходу пройти переправу, выложенную из брёвен. Под автомобилем УАЗ Алексея Соловьёва брёвна разошлись и вызволить автомобиль смогли только с помощью лебёдки, для которой соорудили сложную развязку с применением блоков, так как все надёжные точки опоры в стороне от необходимой траектории движения автомобиля.

Следующим препятствием был старинный деревянный мост на реке Кыртовка. Опоры моста достаточно крепки, но местами прогнило полотно моста и размыты места его примыкания к берегам. Немного переложив с места на место доски и брёвна, и выстелив сложные места сэнд-траками, начали переправу. В этот раз тоже не обошлось без приключений - под задним левым колесом автомобиля ГАЗ-69 Сергея Голузова не выдержали брёвна и он повис на полутораметровой высоте над водой. В ход пошли домкраты - хайджек и стандартный автомобильный. Сергей (водитель ГАЗ-69) занимаясь вызволением автомобиля случайно наступил на гнилое бревно, провалился и чудом зацепился за другие брёвна и не упал в воду. Подняв автомобиль и подложив брёвна, движение по мосту продолжили.

 

     

 

Последующие два крупных ручья проходили в брод без проблем. Таким образом, около 22:30 добрались до реки Кыртау. Ширина реки шесть метров, крутые берега, глубина более полутора метров и на дне беспорядочно навалены затонувшие брёвна от старой переправы. Были мысли у некоторых участников сходу попытаться проскочить реку, но приняли решение разбить лагерь и отложить всё на утро.

День 3 (06.07.09)

В 08:30 начали повторно обследовать реку. Идею внаглую форсировать реку вброд отложили. Начали строить мост. С помощью бензопил и топоров заготовили шесть брёвен длиной 6,5 метров и диаметром у основания 15-20 сантиметров. На берега реки накидали веток, чтобы брёвна не тонули в жидкой глине. Выложили брёвна и скрепили их стальными скобами, которые брали с собой из Омска с мыслями, что мосты придётся строить. Конструкция показалась не очень надёжной и добавили ещё два бревна по одному на каждую сторону. В итоге получилось, что под каждую колею приходилось по четыре бревна, расположенные так, что крайние чуть больше в диаметре, чтобы служить неким ограничителем от съезда с моста. В 11:30 переправа была полностью готова, все участники без задержки переехали реку. Наш мост выдержал испытание. Хорошо, что все машины однотипные, был бы с нами широкий Land Cruiser, пришлось бы прокладывать для него отдельную колею.

 

   

 

Непосредственно за рекой всех ожидало следующее препятствие - топкое болото протяжённостью около 300 метров. Тут были следы старой гати, ближе к лесу всё изрезано глубокими колеями от гусеничных вездеходов. Спустили колёса и, последовательно подкладывая сэнд-траки, автомобили по одному форсировали болото. Использовали лебёдку по-минимуму, поверхность болота постарались не порвать, чтобы на обратном пути воспользоваться этой дорогой.

После небольшого привала около 14:00 продолжили движение. Далее рельеф заметно изменился, но особых сложностей не было: лужи, подъёмы и небольшие ручейки проходили легко. Через 2 километра выехали на слияние старой и новой дорог. Расположенный рядом с перекрёстком ручей облагорожен - стальная труба диаметром 1 метр и грунтовая насыпь. За нежилым селом Быстрое переправу на ручье немного размыло, пришлось подправить лопатами и для надёжности укрепили сэнд-траками. Оставшаяся часть пути до посёлка Туй без особых "засад", кое-где колея и размыв в оврагах на ручьях, кое-где небольшие заболоченные участки. Лебёдку периодически всем потребовалось разматывать.

 

     

 

В посёлок Туй, состоящий из одного дома с баней и сараем, въехали в 17:30. Единственный житель Николай Алмазов с интересом встретил нас, был очень удивлён увидев УАЗы (ведь летом сюда только на гусеничной технике доезжают). Подарив старику небольшой гостинец с большой земли, оставили его и проехали к реке Туй. Здесь нас ждало очередное препятствие - из-за обильных дождей уровень воды чрезмерно поднялся, имеющийся мост остался глубоко под водой, только плывущие по течению брёвна корнями цеплялись под водой за поручни. Вдобавок, подходы к мосту очень размыты. Ширина реки в месте переправы стала не менее 50 метров. Следовательно, каким-то образом самостоятельно сооружать переправу для автомобилей не представляется возможным. Местный житель посоветовал обождать 3-4 дня и, если погода будет сухая, то вода спадёт. Такое ожидание в наши планы не входило. Разбили на берегу лагерь и решение вопросов о последующих планах отложили на утро.

 

 

В это время в базовом лагере был поставлен тент на каркасе с противомоскитными сетками, поскольку без них было не возможно. Комаров тучи, как только солнце начало пригревать – появились слепни. Как известно, эти твари прокусывают даже плотную одежду. Репеленты не действуют. Солнышко припекало и температура поднялась до 30 градусов.

Выйти наружу можно только в толстой одежде, накомарнике и перчатках. В такой одежде и при такой температуре довольно трудно что-то делать, но нужно. Поставили 10-ти метровую мачту для антенны, соорудили из подручных средств УКВ-антенну и водрузили ее на мачту, растянули КВ-антенны, развернули радиостанцию. Проверили связь с большой землей, связавшись с несколькими радиолюбителями.

 

 

Вечером, когда стало не так жарко, пошли на поиски воды, по карте речка примерно в километре, за лесом. Взяли ружье, gps-навигатор, через пол-километра уткнулись в густой заболоченный лес, не стали прорубаться, вернулись к лагерю, запасы воды пока есть.

В назначенное время со штурмовой группой связь установить не удалось, на УКВ далеко, а спутниковый не видит спутников.

День 4 (07.07.09)

Препятствия для движения на автомобилях, создаваемые природой, очень расстроили нас, но решили продолжить маршрут хоть пешком. Утром в кустах нашли заброшенную деревянную лодку. Спустили на реку, вода из щелей бьёт фонтанами. Ватой забили дырки до приемлемого состояния. Натянули верёвки через реку и по одному человеку с вещами организовали переправу. Около 12:15 начали пеший маршрут.

По дороге каждое препятствие оценивали с точки зрения возможности проехать на автомобиле. Дорога стала заметно сложнее, увеличились частота и протяжённость заболоченных участков, но, при наличии лебёдки, проезд на колёсной технике возможен. Основная "засада" расположена на расстоянии около 6,5 километров от реки Туй, это участок торфяных болот протяжённостью 350 метров. При этом, первые 70-100 метров болота разрыты гусеницами и "живого" места там не осталось. Тут для автомобилей-участников пришлось бы делать гать или просеки. Далее есть местами нетронутая марь, по которой, на спущенной резине с применением сэнд-треков и прочих приспособлений, возможно проехать. Но, если сорвать растительный покров, то твёрдого дна там нет и вызволять технику было бы сложно.

После болот дорога стала суше. Пройдя от реки Туй около 11,5 километров в 15:40 вышли к озеру Хрящевское. Внешне очень красивое озеро, почти правильной круглой формы диаметром около 1 километра, окружено плотной стеной хвойного леса. Но вдоль берега на ширину 30-50 метров всё заросло лилиями, а вода зазеленела, приобретя специфический болотный запах. Такая ситуация весьма расстроила, ведь хотелось искупаться и набрать чистой воды. Нашли лодку, сделали заплыв. Однако вода и на удалении от берега имеет те же зелёный цвет и запах. Пришлось возвращаться на дорогу к ближайшему ручью.

 

       

 

     

 

После обильных дождей наступила жаркая погода, в тайге чрезмерная влажность, дышать тяжело. Не рассчитали участники пешего похода свои силы. В планах было дойти до озера Черталы и обратно на реку Туй в один день. Но, поразмыслив, сделали выводы, что если идти на Черталы (это ещё около 4 километров от озера Хрящёвское), то возвращение будет поздней ночью. Вещей для ночёвки никто не брал. Приняли решение возвращаться. После небольшого обеда на озере в 17:30 выдвинулись в обратный путь и к 21:00 вернулись на реку Туй.

В это время в базовом лагере шла борьба за выживаемость, а точнее борьба с жарой. Хотя лагерь и разбит на поляне в окружении леса, но лес от солнца не закрывает, только после 7-ми часов вечера. Тент светлый, но все равно нагревается от солнца. Алюминиевый стол нагревается так, что срабатывает вентилятор охлаждения радиостанции. Растягиваем все крылья тента, накрываем его светоотражающими пластинами (для лобового стекла машин) и одеялом спасателя. Одеяло очень эффективное, жаль, что только одно. Постоянно приходится обтираться водой, хорошо помогает разуться, земля прохладная. Запасы воды катастрофически тают.

Заводим машину и едем к Князевке, идем параллельно дороге, чтоб, ни дай бог, не засесть, болотце, низинку проходим далеко в объезд по редкому лесу. Вот и речка, мостик, пристегиваю карабином ведро и прямо с мостика набираем воды, заливаем все свободные емкости. Вода холодная и чистая. На обратном пути появилась зарядка, видимо купание в чистых лужах и тряска сделали свое дело и щетки начали шевелиться. Ну, теперь будет легче ехать назад, лебедки опять в боевой готовности.

Вернувшись в лагерь, устраиваем экспедицию за дровами, нашли несколько сухостоев, валим, распиливаем, чтоб легче тащить. Дровами запаслись. К вечеру удалось связаться по спутниковому телефону с ребятами на Туе. Узнали, что у них все хорошо и завтра они собираются обратно.

За два дня стоянки в лагере никто не проехал и не прошел по дороге, только в сторону Крапивинского нефтяного месторождения несколько раз пролетели тяжелые вертолеты. На всякий случай обновили в памяти сигналы бедствия, подаваемые с земли :-)

День 5 (08.07.09)

Проведя техническое обслуживание автомобилей, попрощавшись с местным жителем, в 10:40 выехали из лагеря на реке Туй в обратный путь. Уже по знакомой дороге заметно легче продвигались. В 12:30 были на развилке дорог за селом Быстрое.

Тут на перекрёстке разошлись мнения участников - было интересно обследовать новую дорогу до Князевки, но и не хотелось новых трудностей, а ведь знакомая дорога всегда проще. Немного посовещавшись, разделились - автомобиль Алексея Шпука и Ильи Диденко поехал по новой дороге, а остальные три автомобиля выдвинулись проверенным маршрутом.

Новая дорога заметно ухожена, все переправы на ручьях и реках обустроены. Однако, с весны техника здесь не ходила и на небольших ручьях размыты подъезды. Пришлось укладывать брёвна и отсыпать землёй. В остальном, дорога неплохая, на речках крепкие стационарные мосты. Только в дожди проблемой здесь могут быть спуски и подъёмы в оврагах возле ручьёв и рек, грунты слабые, легко размываемые, кое-где оставлена глубокая колея. Но после двух солнечных и жарких дней, дорога была легко проходима. В 17:20 автомобиль, двигающийся в одиночку, проехал Князевку и выехал к базовому лагерю, где ожидали участников экспедиции экипаж Land Crusera. Остальные три автомобиля, прошедшие по старой дороге прибыли в лагерь час спустя. Все участники экспедиции собрались вместе.

 

     

 

Праздничный ужин, обмен впечатлениями. Настроение хорошее, за два дня дорога подсохла и должна быть чуть полегче, чем по пути сюда.

 

 

День 6 (09.07.09)

В 08:30 выдвинулись от Князевки в сторону Тары. Солнечно, последние три дня жаркой погоды заметно подсушили дорогу. Двигаться стало легче. Лишь изредка кто-то соскальзывал в колею и приходилось использовать лебёдку. 20 км, которые туда шли 10 часов, обратно прошли за 3. Около 13:00 были уже возле Пологрудово. Тут сделали коллективные фотографии, распрощались и двинулись домой каждый своей дорогой. Три УАЗа пошли на паром и затем в Тару, помыться в баньке у знакомых, а крузер и один УАЗ решили проверить дорогу через Крапивку на Самсоново – Тару. Дорога оказалась вполне приличной, и к 9 часам вечера мы были уже дома. Честно говоря, была мысль, остановиться где-нибудь переночевать, но хорошего места по дороге не нашлось. Может оно и к лучшему, в эту ночь в районе Тары была очень сильная гроза и ливневый дождь.

 

     

 

4. Выводы и рекомендации
  1. Формально маршрут,  соответствует заявленной категории сложности согласно требованиям и правилам ТССР. Однако, отдельные участки настолько сложны, что я бы рекомендовал этот поход только для хорошо подготовленных автомобилей и опытных автотуристов. Участок маршрута от Атирки до р. Туй содержит протяженные препятствия характерные для походов III-IV категории сложности, а участок от р. Туй до оз. Черталы IV-V категории сложности. Кроме того, при высокой воде форсировать реку Туй на колесном транспорте невозможно.
  2. Нитью маршрута охвачена территория  нескольких районов Омской области.
  3. Технически сложные участки дали возможность отработать технику их преодоления.
  4. Проверена возможность привлечения высококлассных спортсменов-трофистов к автотуризму. Нужно сказать, что без их подготовленных машин и их опыта, этот маршрут мы бы вряд ли прошли. Но есть некоторые различия в технике, которые туристам нужно учитывать. Спортсмены нацелены на быстрейшее прохождение препятствий, поэтому они ищут не наиболее простые и безопасные для техники варианты, а наиболее быстрые. Такой подход для автотуристов не совсем подходит, так как для нас очень важно максимально сохранить машину, ведь, как правило, от категорийного участка до дома нам ехать еще не одну тысячу километров, и у нас нет в ближайшем лагере технички с запчастями и механиками.
5. Список используемой литературы
  1. Омская область, путеводитель Ле Пти Фюте, Авангард, 2006 г.
  2. Омская область, серия Автодорожные атласы России, ФГУП «Омская картографическая фабрика» 2005 г.
  3. Отчет о походе Алексея Шпука.
Приложения
  1. Видео по категорийному участку;
  2. Треки и точки маршрута

Руководитель похода Гехт Н.И., 10.02.2010

Поход - чемпион Омской области 2009 года

Диплом


При полном или частичном воспроизведении данного материала, ссылка на оригинал обязательна.

Copyright © e-geht 2010

 

Показать еще статьи этого автора