закрыть

Этот сайт создан автотуристами для автотуристов. Здесь можно выкладывать отчеты о походах и экспедициях, статьи по тематике сайта, новости. Этот сайт не принадлежит какому-либо спортивному или туристическому клубу, организации и т.д. посему никакой дискриминации по клубному признаку. Мы рады видеть у себя представителей всех клубов, конфессий и концессий. Не будем притеснять и наших двухколесных братьев – мотоциклистов, а так же автоспортсменов и вообще всех кому интересны путешествия с использованием механических транспортных средств. Сайт не преследует коммерческих целей, если и будет какая реклама, то только чтобы заплатить за хостинг и домен.

 

О проекте

Печать
03.09.2011 17:46

Северная Европа 2010 (часть 1)

Владимир Яхно. г. Владивосток

Наше путешествие никогда не заканчивается. Однажды начавшись, оно продолжается и сейчас, когда вы читаете эти строки…

2008 год. Полуостров Рыбачий. Берег Баренцева моря, ветер рвет клубные флаги. Мы счастливы. Бутылка виски по кругу. Кто-то указывает на горную цепь на горизонте, а не махнуть ли в Норвегию? Может эти слова, а может дорожный указатель на Киркенес… так, незаметно для нас, начиналось новое путешествие.

2009 год. В Норвегии! Драммен. Драма. Коробка – автомат, издав специфический запах, перестала переключаться на 4 скорость. Экспедиция с юга на север под вопросом. Помощь норвежцев. СТО и неутешительный вывод специалиста. В горы не поднимемся. Возвращение.

2010 год. Мы увидим эту страну - Норвегию и пройдем ее с севера на юг. Маршрут уточнен и дополнен. Машина сменила автомат на механику. Самостоятельно собираем документы, получаем визы в посольстве Норвегии. Путешествие продолжается.

С помощью владивостокской экспедиторской компании «ТИС-Лоджистик» (www.tis-logistik.ru), оказавшей нам содействие в осуществлении этого путешествия, грузим автомашину в контейнер до Москвы. Завершаем дела и самолетом вылетаем в столицу.

РОССИЯ

2 августа. Москва в дыму, раскаленный ветер. В Подольске экипаж соединяется с машиной. Слегка удивившись, что заработала отключенная сигнализация, стремительно покидаем окрестности Москвы. Ночуем у кафе на Рижском шоссе. 143 км.

3 августа. Ржев Освежающее утреннее купание в Волге. Прогулка по городу. Малосольные огурчики на рынке. Движемся на север. Селижарово – Осташково – д. Заборье – д. Заречье – д. Николо – Рожок. К вечеру на озере Селигер. Берег в палатках. Находим место, общаемся с отдыхающими. Представитель семейства проводит здесь каждое лето с 1986-го, в одном и том же месте, каждый год. И счастлив. Красота кругом, а вода в озере теплая – теплая. Успеваем подумать, насколько разнообразен музыкальный вкус у отдыхающих и засыпаем. 400 км.

4 августа. Отдых продолжается.

5 августа. Движемся к истоку Волги по грунтовке. Оставляем машину на обочине, идем пешеходной тропой через лес. Тихо. Сухо. Выход к храму Ольгинского монастыря. Из родника с коричневой болотной водой и плавающими головастиками начинается Великая Русская Река.

Покупаем сувениры и возвращаемся к машине. Движение по GPS приводит к фермерскому хозяйству. Дорога перекрыта изгородью

Хозяин утверждает, что еще 2 км можно проехать на тракторе, а дальше бурелом. Этой дорогой пользовались до войны, сейчас без бензопилы там делать нечего. Верим, пьем свежее молоко и возвращаемся через Сванище на Демьянск.

Прислушиваться, принюхиваться, присматриваться, притрагиваться. Неписаное правило в дороге. Во время очередной остановки, притронулся к левой ступице. Греется. Заезжаем в Старую Руссу. Смазываем ступичные подшипники у Владимира на ул. Якутских Стрелков. Простое общение. Рекомендует посетить местный курорт и искупаться в соленом бассейне. Вечереет. На озере масса людей, взрослые и дети плещутся в водоеме. За 10 рублей проходим к воде. Место популярное, видимо, жители здесь отдыхают после работы. Поплавать в прохладной и лечебной воде – удовольствие не только для нас.

Озеро Ильмень. д.Мстонь. Неожиданная встреча с нашим земляком - фермером Александром. Долгое время жил во Владивостоке. Угостил картошкой и молоком. Накопали червей к предстоящей рыбалке. Ночевка на берегу озера. Гроза. 300 км.

6 августа. Утренняя рыбалка. Без единой рыбки движемся дальше.

Шимск. На рынке покупаем овощи. Съезжаем к берегу р. Шелони, надеясь все же на рыбацкую удачу. Улов небольшой, но достаточный, чтобы сварить уху. Жаркий полдень. К вечеру, не спеша выдвигаемся на Новгород. Вечерняя прогулка по Кремлю и Волхову. Любуемся закатом. Отмечаем Новгород, как одно из красивейших и спокойных мест. Уже в темноте покидаем город. Ночевка на выезде из города, в кемпинге (N58*45, 304 E031*26, 122) Просто и дешево (100 р.). Есть умывальник и туалет. За отдельную плату можно переночевать в вагончике – бытовке, принять душ или сходить в сауну. Грузовики и несколько легковых машин составили нам компанию. 110 км.

7 августа. Въезжаем в Санкт – Петербург. Суббота. В Центре обмена валюты закупаем датские и чешские кроны (норвежские есть), эти страны значатся в предполагаемом маршруте. Созваниваемся с нашими друзьями – джиперами – Колей и Таней. Договариваемся о встрече на их загородной даче под Питером. Ребята только что вернулись из путешествия в Абхазию. Дача, сказочная избушка на курьих ножках, летний душ, ужин при свечах и общение… 287 км.

8 августа. Подъем в 7 утра. Быстрые сборы. Вчера под водочку мы изменили маршрут. Проедем вдоль левого берега Ладожского озера. Пожелания счастливого пути и вновь в дороге.

Мост через р. Вуоксу. Наблюдаем за сплавом. Впечатляет, заплатив, можно тут же получить острые ощущения бурной реки.

Приозерск. Крепость – музей «Корела». Аккуратно и чисто. Поваленные деревья свидетельствуют лишь о недавней буре. В крепости томились декабристы и семья Е. Пугачева – две жены и дети. Жестокие времена. Впечатлили ворота, оббитые доспехами шведских воинов. В 1710 году захватив крепость, на вопрос, что делать с этим металлоломом, оставшимся после шведов, Петр 1 порекомендовал оббить им деревянные ворота крепости. Рускеала. Мраморный карьер – 2 человека! Удивительное место. Когда-то промышленная разработка мрамора вдруг заполнилась водой. Пешая прогулка вокруг карьера. Молодежь предлагает экстримные аттракционы. Пока катаемся на лодочке, машина участвует в фотосессии туристов. Пьем чай в кафе и не спеша рассчитываем новый маршрут. До Петрозаводска далеко. Выдвигаемся. Ночевка на АЗС. Есть горячая вода. 390 км.

9 августа. Старт в 7 утра. Немного проехав, замечаем справа озеро Иля – Лаваярви. Съезжаем. Место чистое, обжитое, обустроенное: столик, лавочки (N61 ° 39,436 Е031 ° 41,198). Купаемся, готовим завтрак, стираем одежду. Прекрасное место для отдыха, но ночью мы бы его все равно не заметили. В 11-40 выдвигаемся дальше на север. Минуя Петрозаводск, идем на Мурманск. Дорога заметно ухудшается. Редкие харчевни и те, на АЗС. Не доезжая 70 км до Лоухи, сворачиваем на лесную дорогу и ночуем на обочине под раскаты грома. 700 км.

 

10 августа. Утреннее солнышко, омытая земля и оранжевые шляпки подосиновиков.

Собираем красавцев. Старт в 8-15. Замечаем удобное место для завтрака на берегу озера. Варим грибной суп. К нам подъезжает автоцистерна. Пока она засасывала воду, ее водитель поведал нам о достижениях в дорожном строительстве, суть которого заключалась в том, что при укладке асфальта вместо солярки стали использовать озерную воду, иногда даже рыба попадается. Видимо это открытие существенно снижает затраты и улучшает качество северных дорог.

Полярный круг. Въезжаем в высокие широты. Уже знакомая нам стела украшена эмблемами джиперских клубов, экспедиций и усыпана монетами: русскими, украинскими, польскими. Здесь уже побывали друзья из команды «Вируса Свободы» и львовского клуба «4х4»; неизвестные земляки, наклеившие афишу соревнований по драг – рейсингу в Штыково. Заезжаем в Мончегорск. Закупаем конфет (украинских) и хлеб. Не доезжая 95 км до Мурманска, съезжаем в лес. 426 км.

11 августа. 8 утра. Вокруг машины следы зверья, мы их явно заинтересовали. Мурманск. + 12. Встреча с Андреем Зенковым из клуба «Мурманск – Экстрима». Общаемся, в его боксе меняем масло в двигателе. Обедаем в ресторане «Царская Охота». Планируя экспедицию, мы мечтали пообедать в этом ресторане, так как понравившимся нам в 2008 году. Он нас не разочаровал и в этот раз. Заезжаем в супермаркет «Окей», докупаем продукты по списку и покидаем Мурманск. Движемся сторону границы. 23-45. Пограничный пост на реке Титовка, проверка документов. Ночуем в лесу, между Печенгой и Заполярным. Завтра пересечение границы. 264 км.

12 августа. Кофе, наклейки и в путь. Заправляемся в Заполярном. Вдоль дороги памятники и пограничная полоса. 11-55. Пограничный переход «Борисоглебское». Прохождение пограничного и таможенного контроля. Заполняю декларацию на машину и валюту, предъявляю. Оказывается, с этого года их уже можно и не заполнять. Машину смотрят и проверяют. Стандартные вопросы. Пограничник тщательно изучает толстенную штурманскую папку с распечатанными картами из гугла. Каждый листок. Досмотр завершен.

Нейтральная полоса. Щит с надписью «Королевство Норвегия». Останавливаюсь, чтобы сфотографироваться. Из России ко мне с криком «здесь запрещено фотографировать!» бежит пограничница. Ей тяжело. Грустно. Она в границе и ей не добежать. Сцепление и газ.

КОРОЛЕВСТВО НОРВЕГИЯ

Пограничный переход Storskog. Терминал. Вопросы о количестве спиртного и непринужденный разговор с полицейским о цели визита, количестве валюты, дате возврата. Разговаривали на английском, но осталось ощущение, что он знает русский. Счастливого пути и мы выезжаем за ворота. Нас встречают байкеры и группа туристов, прибывших на автобусе. Они подходят к воротам и всматриваются в Россию. Для многих путешественников конечная точка, у нас же – начальная. Солнечный день.

Киркенес (Kirkenes). Заходим в туристический информационный центр, расположенный в библиотеке. Подобные центры обозначены на дорожных указателях буквой « i ». В информационных центрах, а их в Норвегии великое множество, можно узнать о местных достопримечательностях, кемпингах, пополнить запас карт (бесплатно), купить сувениры, воспользоваться интернетом. Центры значительно облегчают жизнь туристов. Мы набираем карт и спрашиваем у сотрудницы центра дорогу к памятнику cоветским воинам, освобождавшим этот город.

Памятник на тихой улочке. Ухожен. Прогулка по городу и в путь по дороге Е6. В Tana Bru сворачиваем направо, на дорогу 98.

Каньон Silfar (N70° 21,989 Е025° 44,728) Если бы с нами был Женя Болычев, он бы воскликнул: «МЕГА – Каньон!» Изумрудная вода, вершины гор в золоте заходящегося Солнца…

Возвращаемся довольные и уставшие. Стоянка для отдыха и ночевка. 278 км.

Ночевка на парковке у реки. 417 км.

13 августа. 5-00. Курс на Альту. Дорога Е6. Kafjord. У церквушки памятник английским подводникам, погибшим при атаке на линкор «Тирпиц» в сентябре 1943 года. Talvik – тихий рыбацкий городок и родина нашего джипера Димы Тролля. На набережной олени.

Alteidet. Сворачиваем направо на Saltnes. Оставляем машину на парковке и 8 км идем вдоль фьорда к леднику Öksfjordjkelen. Карабкаюсь по скалам и приближаюсь к нему, насколько это возможно. Студеное дыхание ледника, рев падающей воды.. Мощь! Чувство восхищения и единения с планетой…

 

14 августа. 6 утра. Дорога Е6.

Первый наш паром Olderdalen – Lyngseidet (154 NOK). На борту парома кондуктор обходит автомашины, взимая плату наличными. Подходит, называет сумму. Не понимаем. Пишет на ладони цифру. Понимаем. Выгружаемся и следуем дорогой 91 до парома Svensby – Breivikeidet (86 NOK). Небо затянуто низкими тучами. Дождь хлещет. Въезжаем в Тромсе. Забегаем в Арктический собор. Туристы бродят по залу, рассматривают открытки, сувениры. Красивые витражи.

Распятие напоминает астронавта. Вскоре туристы схлынули. Несколько мужчин и женщин раскладывают музыкальные инструменты, зал наполняется волшебными звуками.

В собор входит промокшая горстка молодежи, спрашивает разрешения у служителей, устраиваются на лавках, снимают мокрые свитера, развешивают на спинках, кто-то слушает музыку, а кто-то прилег отдохнуть. Мы смотрим в окно, сквозь стену дождя пробиваются огоньки машин и светофора. Нам тепло и уютно. Понимаем, что дождь не даст нам посмотреть город со смотровой площадки. Придется уезжать. На какое – то время дождь стихает, выходим из собора. Движемся по мосту, в туннельной развязке ЖПС теряет сигнал, мы теряем дорогу, вновь въезжаем в туннель, находим нужный съезд и движемся мимо аэропорта к острову Sommarøya по 862 дороге. На первой же парковке останавливаемся. Под дождем варим грибной суп. Ужинаем в машине под норвежские песни на радио Norge. Дождь барабанит по крыше, ветер раскачивает наш домик на колесах. Засыпаем сразу. 232 км.

15 августа. Движемся на остров. Дождь продолжается. Остались бы встречать закат на острове, но дождь меняет наши планы. Загружаемся на паром Brensholmen - Botnhamn (237 NOK).

Паром раскачивает, наша машина на корме, помимо ручного тормоза и скорости, подставляю башмаки. Прибываем на остров Сенья. В наших планах посетить маленькую рыбацкую деревню на острове Husøy. Едем по 862 дороге, затем поворот направо по 277.

Husøy. Остров напоминает иллюстрацию из сказки Ершова «Конек – Горбунок».

Дождь сменяется градом. Красивый вид. Останавливаюсь. Поднимаюсь на горку и обнаруживаю морошку. Спелая, вкусная. Набираю в шапку для штурмана...

Возвращаемся на 862 дорогу. Еrsfjord. Скалы Зубы Дракона. Эх, если бы Солнышко выглянуло! Несколько кадров в просвет между тучами.

Мы стоим на берегу моря, пустынная парковка. Дождь сменяется на град. 147 км.

16 августа. Море бушует. Утренний кофе. Фотографируем норвежскую семью, они – нас и в путь. Bøvær. Тишина. Единение с природой. Жилища норвежцев как-то удачно вписываются в окружающую природу. Дома похожи и в то же время узнаваемы разрисованными почтовыми ящиками, фигурками троллей, птиц и зверушек. Они, дома, кажутся игрушечными.

Senjatrollet. Музей Троллей. Сказка для детей и взрослых. Не проезжайте мимо, вспомните, что вы дети. Раскрашенный вагон. Маленький трактор. Старый баркас с двумя неподвижными фигурами ворон на его борту. Каково же было наше изумление, когда хозяин музея, оказав нам внимание, стал разговаривать с воронами, а они отвечали ему на своем, вороньем языке. Уютное кафе и сувенирная лавка вернет вас во взрослую жизнь.

Двигаемся дальше. Дорогу преграждает экскаватор. Ожидаем пока машинист, ювелирно управляя рычагами, ковшом выворачивает огромный камень, в несколько движений смещает камень от скалы к воде, легонько подталкивает.

Камень с шумом уходит под воду. Профессионал. Проезжаем мимо, поднимаем большой палец, в ответ улыбка.

Ремонт дорог в Норвегии явление частое, как и в России, но делается это быстро, в городах ночью, с наименьшими неудобствами для водителей, с многочисленными предупреждающими знаками о снижении скорости, с яркими ограждениями, часто используются временные светофоры, регулировщики движения или спецмашина, сопровождающая колонну автомобилей.

О дорожных знаках

Знакам в Норвегии следует доверять и выполнять их требования. Если на нем кто-то или что-то изображено, то это кто-то или что-то практически всегда окажется на твоем пути. Иногда встречаются знаки с изображением ребенка или игрушек, значит, впереди дом, в котором живет семья с маленькими детьми. И действительно, вскоре показывается дом, во дворе которого валяются игрушки, а ограждать себя заборами норвежцы не любят. Мы часто встречали детей в шлемах и на велосипедах, катающихся по краю проезжей части, (там, где нет велосипедной дорожки), без всякого страха. На то есть причина – соблюдение скоростного режима и немедленное снижение скорости при виде велосипедиста, до полной остановки.

Когда знак предупреждает о повороте – это крутой поворот, если предупреждает об опасном повороте, это очень опасный поворот, если же нет предупреждающих знаков – впереди одни повороты.

Часто встречаются горные дороги на ширину одной машины, для разъезда сделаны специальные карманы или расширения, обозначенные буквой «М». В него заезжает тот, кто к нему ближе. Труднее всего водителям грузовых машин и автобусов, мы им всегда уступали дорогу, в ответ улыбки и приветственные жесты.

Горные серпантины. Повороты на 360°, бешено вращаешь баранкой и головой, в стремлении увидеть встречный автомобиль, заглядываешь в будущее. Когда он, серпантин, заканчивается, ты не можешь понять, что это было. Поэтому серпантины в Норвегии совсем не страшные потому, как некогда об этом думать. Так мы проехали Trollstigen (дорогу Троллей) и Снежную дорогу (Fv243) между Lærdal и Aurland.

Несколько слов о дорожной службе Норвегии - Statens vegvesen. Эти ребята, из statens vegvesen любят свою работу. Мы видели, как они в ярких оранжевых куртках рано утром спешат на работу, как долбят скалы, расширяя дороги, ремонтируют, убирают, берегут старые дороги и чтут память о тех, кто отдал дорогам всю жизнь. Ребята, мы перед Вами снимаем шляпу.…

Дорога 848. Паром Sorrollnes – Harstad (105 NOK) Лофотенские острова. Харстад. Ночь. На круговом движении регулировщик отправляет нас в сторону. ЖПС возвращает на этот же круг. Регулировщик пытается объяснить нам дорогу, но постоянно отвлекается, бросаясь к другим автомашинам. Въезжаем в какие-то переулки, в гаражи, GPS прокладывает новый маршрут, ошалелые, вырываемся из города, но дорога неожиданно заканчивается. Упираемся в паромную переправу. Внимательно так, смотрю на штурмана. Пожимает плечами. Ее не должно быть. Но она есть! Паром будет только завтра. Одинокий грузовик дожидается утра, вместе с ним и мы. 319 км.

17 августа. Refsnes. Утро на причале. Мы в очереди, состоящей из грузовиков. Прибываем в Flesnes (109 NOK)

9.00 Sortland. В информационном центре берем карту и едем в Melbu. Фермы, запах скошенной травы и навоза.

Паром Melbu – Fiskebøl. Обед на обочине. Svolver. Бродим по городу. Покупаем клубничное варенье. Продолжаем движение по дороге Е10, затем на 816 –ю на Henningsvær. Вечер. У моста местные жители ловят рыбу. Мы наблюдаем. Дождавшись зеленого глаза светофора, въезжаем на Henningsvær bru (мост). Пешая прогулка по вечернему городку. Каждый дом с изюминкой. Теплота и дружелюбие в атмосфере города. В небольшой лавке покупаем сувениры – шапочку, бейсболку, значки.

Выезжаем за город и останавливаемся на ночевку на берегу моря. Персиковый закат.

Из динамика концерт белорусского радио. Ночью проезжает трактор дорожной службы с желтыми огнями, косит траву на обочине. 158 км.

18 августа. 6-00. Яркое солнце. Серая ворона веселым карканьем желает нам доброго утра. Возвращаемся на дорогу Е10, затем на 831. д. Nesje – единственное место, которое произвело странное впечатление. Умирающая, безлюдная деревня, заброшенные сараи. В одном, полуразрушенном, на серых деревянных стенах черными и белыми красками изображен ребенок перед виселицей. Это искусство не для нас. Дорога упирается в надпись PRIVAT , возвращаемся.

Eggum. Здесь, во время войны, немцы установили радар, который отслеживал конвои союзников, следовавших в Мурманск. Автобус с туристами из Финляндии. С интересом осматривают нас и машину, пожилой финн фотографируется с нами. Песчаная коса, с забавной металлической головой. Borg. Музей викингов. Совсем недавно здесь проходил праздник. Еще не разобраны палатки, в кузнице стрелы с откованными наконечниками. Дракары – лодки викингов. Туристам предлагается роль гребцов.

Собор. На небольшом кладбище памятная доска нашим военнопленным, а в помещении собора реставрируется надгробие двум русским военнопленным: «Рачок Антону с Винницы и Паровознюк Ивану с Петродворца», «зверски убиты фашистской рукой».

Вечереет, по 826 дороге подъезжаем к белому песчаному пляжу у д. Haukland. Останавливаемся на парковке. Вдоль моря и скал дорога, перекрытая шлагбаумом. К ней потянулся народ в спортивной одежде. Мы за ними. Скамейки для отдыха, ящик с книгой отзывов. Полистав ее, находим единственную запись на русском языке - девушки из Беларуси. Оставляем свои заметки. Отдыхаем на скамейке, любуясь заходящим солнцем.

Дорога ведет к д. Utakleiv, но мы возвращаемся к уже опустевшей парковке, где и остаемся на ночь. 120 км.

19 августа. Ранний подъем. Умываемся в пляжной раздевалке ледяной водой. Въезжаем в туннель и оказываемся в д.Utakleiv, бросаем 20 NOK в ящик, проезжаем на парковку. Автомашины, палатки. Прекрасное место для отдыха и ночевки на берегу Норвежского моря.

Народ поднимается, завтракает, кто у машины, а кто-то, забравшись на скалу. Немцы сушат сухари, в прямом смысле, высыпав их крышу машины. Возвращаемся в Haukland. С 826 на 825-ю дорогу, затем по Е10, до поворота на рыбацкую деревню Nusfjord. По пути останавливаемся на берегу моря. Прозрачная вода, аппетитные морские ежи на дне. Nusfjord. Здесь жизнь остановилась. Поддерживается лишь туристами, рестораном и рорбами (рыбацкие домики, приспособленными для отдыха туристов).

По дороге Е10 влетаем в Moskenes, попадаем в очередь на паром, нас тут же припирают сзади. Не сразу осознаем, что мы не успели побывать в деревне А – конечной точке нашего маршрута по Лофотенским островам. Просимся у кондуктора отъехать на полчасика из очереди, мы ведь заплатили за проезд, Не разрешает. Так и не увидев А, мы погрузились на паром (726 NOK), который перенес нас в Bodø.

Здесь впервые встретили наших соотечественников из Санкт – Петербурга, которые, как и мы, на следующий день планировали посетить музей авиации. Прибыв ночью, выехали с парома и, убедившись, что Бодо - город не маленький, искать парковку сложно и поздно, поступили проще, свернули на служебную стоянку паромной переправы, где и отключились. 98 км.

… ночью нас разбудили возгласы, кто-то на норвежском языке оживленно говорил по телефону, из непонятных слов, понятно было только одно: «Владивосток». Предположили, что это человек, волею судьбы побывавший в нашем городе и, прочитав название на борту нашего авто, кому-то об этом радостно сообщает. Больше нас никто не тревожил, но сна уже не было…

20 августа. Умываемся в здании паромной компании. В зале ожидания заспанные туристы собирают свои спальники. Заезжаем в супермаркет «REMO 1000», а затем на парковку у музея авиации “Norsk Luftartsmuseum”. Стремление человека к полету, жизнь машин и судьбы людей здесь слились воедино, из зала в зал, от экспоната к экспонату, прикасаясь к металлу, мы ощущали себя частью истории этой неизвестной страны. Здесь интересно всем, взрослым и детям, близким и далеким от авиации людям. Время остановилось. Мы включали пылесос, который поднимал в воздух шарик, управляли полетом самолетика в аэродинамической трубе. Где это было возможно, садились за штурвал самолета, встретились с «Пайпером» о котором узнали из книг Р.Баха, с U-2, брат которого так и не долетел до аэродрома в Норвегии, обломками усеяв поле в Свердловской области, осваивали север, летали по турпутевке на юг, видели вспышки ночных бомбардировок… За нами никто не ходил, на нас не смотрели запреты

Впечатленные, движемся по 80-й дороге, а затем по 17-ой, прошлись по мосту, пытаясь увидеть знаменитые водовороты Saltstraumen.

На первой же парковке за мостом остановились на ночевку, выпив за воздухоплавание, ушли в сон. 70 км.

21 августа. Ночью шел дождь. Продолжили движение по 17-й дороге. Остановка у памятника экипажу норвежской подводной лодки «Бесстрашный», отдавшему жизнь за свою землю и свободу.

За городком Glomfjord свернули влево к озеру Storglomvatnet. Останавливаемся под дамбой, рядом «Лендровер» с французскими номерами, на капоте сушится спальник - результат ночной непогоды. Поднимаемся вверх по дороге. Взору открывается изумрудное озеро и ледник Свартисен.

Иду к леднику, кажется, что он совсем рядом. Пешеходная тропа отсутствует. Ледник не приближается. Надо возвращаться. Открываю автомашину, ключ с брелоком падает на камни. Срабатывает сигнализация. Отключить – не получается. Кругом горы, ни души, а она орет и орет. Так мало того, что орет, так еще и глушит двигатель. Открываю капот, вскрываю панель. С гор спускается группа словаков, в их глазах сочувствие. Разобравшись с проводами, наконец-то успокаиваю сигналку. Мы на дороге №17 и вновь нашему взору открывается ледник Свартисен.

Паром Forøy – Ågskardet (84 NOK) Не доезжая 15 км до Jektvik парковка. Дождь. 150 км.

22 августа. Дождь. Без завтрака на паром Jektvik – Kilboghamn (195 NOK) по 17 дороге. Grønsvik Fort. В 1942 году здесь находилась немецкая береговая артиллерия.

Останавливаемся на парковке и сразу же находим белый гриб, зачем нам оружие, если есть грибы. Идем по тропинке, собираем грибы, таблички с описанием местной флоры и фауны. Познавательно. Столики для отдыха и пикника. Красиво, если бы не дождь, остановились бы перекусить. Возвращаемся на дорогу. Паром Nesna – Levang (118 NOK). Красивый мост 1100 м.

Дорога 78. В сумерках замечаем лося, жующего травку в огороде. Проезжаем Mosjøen и останавливаемся на ночевку. Льет дождь. 224 км.

23 августа. Всю ночь дождь барабанит по крыше. Спим вволю. Не спеша поднимаемся и в 11-30 продолжаем движение по дороге Е6. Дождь прекращается. На берегу реки обедаем. В тени деревьев замшелый каменный обелиск c профилем парня и надпись «Hans Stokvolo Brønnøy , пал в бою 10.05.1940» и все. Въезжаем в провинцию Trondelag.

Водопад Sandamofossan (N64° 55, 832 E 013°08, 239) Прогуливаемся вдоль реки, лакомимся малиной. 22 часа. Stjørdal - пригород Трондхейма. Парковка грузовиков и мы. Ужинаем за столиком при свете уличных фонарей, скрытые от дороги зеленой изгородью. 380 км.

24 августа.

Утренний кофе и по GPS пролетаем Трондхейм. По дороге 481 минуя д. Hoston и красивые озера, по дорогам 488, 343, 65 ч/з Surnadal, 671 ч/з Todalen к д. Kårvatn. Оставляем машину на стоянке и по указателям мимо пастбища, под подозрительные взгляды черных коров, по заболоченной дорожке приближаемся к водопаду Nauståfossen.

Фотосессия. Возвращаемся. В Kvenne погружаемся на паром до Rykkjen (83NOK). Дорога №70. К вечеру прибываем в долину Амотан. Останавливаемся на парковке (N63º30,602 E 009º04,056), бросаем в ящичек 20 крон и до захода солнца гуляем по размеченной тропинке вдоль фермерских участков к водопаду Peppfallet.

Ужинаем на колоде под могучими елями. Мы одни. 314 км.

25 августа. 8-30 подъем по пешеходной тропе в горы. 7.1 км и мы у водопада Lindalsfossen.

Стайка школьников с преподавателями (урок географии?) догоняет нас и устремляется выше, мы же пофоткавшись, идем в сторону фермы, на мостике встречаем группу коров, ни одна из которых не желает уступать дорогу, протискиваемся между ними. Привлекает внимание трактор, оборудованный устройством для колки дров. Проходим мимо фермерского дома, через пастбище и вновь в лесу. Белые грибы вдоль тропинки.

Очень крутой спуск. Водопад Svoufossen.

Замыкаем кольцо нашей прогулки на колоде под елью. Варим борщ с грибами. Необычный для здешних мест аромат поднимается к парковке и вызывает оживление у прибывших туристов… Обедаем и рассматриваем на карте следующий маршрут: Sunndal – Oskatnet – Eikesdalen – Osen. Стартуем. Дорога Aursjovegen. Платная. У КПП из коробочки берем конвертик, вкладываем в него 50 крон, заполняем свои данные: номер машины и имя, отрываем корешок от конвертика, укладываем под лобовое стекло, конвертик бросаем в щель. Проезжаем предупредительную надпись, что едем на свой риск. Это уже для нас. Гравийка поднимается в горы. Видимость ухудшается до 30 метров, туман и дождик.

Дальнейшее движение становится действительно рискованным. Останавливаемся у речки под канатной дорогой. Засыпаем под капли дождя по крыше. 62 км.

26 августа. 9-00. Туман. Лишь иногда голубое небо прорывается сквозь разрывы в белой пелене. Высота 936 м. Озера и домики рыбаков.

Места для рыбалки, приспособленные для ловли с инвалидной коляски. Открытая юрта для туристов, оборудованная лежаками, мангалом, посудой, в том числе и чайником, медицинской аптечкой и дровами. Бросай денежку (50 крон), отогревайся, ночуй. Проезжаем неосвещенный туннель. Столько красивых видов открывается, что движение состоит из одних остановок. Запуск двигателя - короткий пробег – остановка. На одной из них, на берегу красивого озера и водопада, отказывает втягивающее реле.

Åndalsnes. Заправка и ночевка на площадке у кафе. На площадке у АЗС резвилась молодежь, врубившая магнитофон и пинавшая мяч. Заснули лишь под утро.190 км.

27 августа. С утра пытаемся найти СТО, чтобы исключить проблемы с реле. ЖПС заводит в какие – то закоулки. В конце концов, эти поиски надоели, уезжаем из города в надежде, что нам это не надо (в дальнейшем реле не подводило, но мы уже не глушили двигатель во время частых остановок.)

Дорога троллей (Trollstigen). Крутые серпантины, повороты на 360*. На одной из смотровых площадок, подкладываю под колеса башмаки, фотографирую велосипедистов. Уже на вершине, вспоминаю о башмаках и тут же, их приносят ребята из Литвы, благодарю. Вместе идем на смотровую площадку. Людей много, разноязыкая речь, сувенирные лавки и здесь же активное строительство чего-то туристического. Вид с площадки изумительный, наблюдаем, как ползут вверх огромные автобусы, занимая всю проезжую часть, как их пропускают легковые машинки. Взаимная вежливость.

Недолго задержавшись на вершине, продолжаем движение по дороге 63. Паром Linge- Eidsdal (83 NOK). Парковка на берегу озера. Несмотря на дождь двое местных жителей бросают блесну, некоторое время наблюдаю за ними, но улова не вижу. Общаемся с поляками, совершающими вечернюю пробежку из расположенного неподалеку кемпинга. Поужинав в машине, засыпаем под дождь. 78 км.

28 августа. Движемся к Гейрангеру дорогой Орлов. Виды потрясающие.

В наших планах ночевка в кемпинге. Рисепшн закрыт до 16 часов. Оставляем машину на рисепшене и уходим в город. Вместе с нами волна пенсионеров, прибывших на пароходе. Городок чем – то напоминает курортно – санаторный. Возвращаемся в «Geiranger Camping». Оказывается, нас уже ждут. Разъяренная администратор, потребовала оплатить штраф в размере 200 крон, объяснения, что мы хотим остановиться в кемпинге, что рисепшен был закрыт, не принимались. Вначале 200 крон, а затем оплата кемпинга. Заплатив 200 крон, получив квитанцию, да еще услышав, что у нас 5 минут, чтобы убрать машину, мы посчитали это знаком двигаться дальше, оставив город. Курс на Дальсниббу.

Поднимаемся в горы. На высоте 1 км съезжаем с дороги к ручью. Здесь и будет наша ночевка. Дождь. 37 км.

29 августа. Просыпаемся. Мы у подножья ледника. Умываюсь в ручье и бодро взбираюсь к леднику. Прозрачный голубой лед в котором пузырьки воздуха, интересно, сколько миллионов лет хранится атмосфера в этих пузырьках? Ледник тает, струйками, пью эту воду, слаще не пробовал

Поднимаемся на Дальсниббу. Оплачиваем проезд на пропускном пунтке (85 NOK). Парнишка, принимающий оплату, с восхищением: “nice car!”. Приятно. Поднимаемся к вершине. На смотровой площадке сильнейший ветер, с минусом. Вид на Гейрангефьорд и дорогу Орлов. Эмблема нашего уссурийского клуба осталась на этой высоте.

Городок Мogard. У дороги под открытым небом музей тракторов. Даже «Фордзон» есть - первый трактор в советской деревне.

Lom. Прогулка, магазин, заправка на АЗС.

Заправки в Норвегии не вызывали проблем. Обычно днем, за наличные, ночью (пару раз) по пластиковой карте VISA. Вставляешь пистолет в бак, наливаешь сколько необходимо, а потом идешь оплачивать. На кассе можно и купить что – нибудь поесть или попить. Понравился горячий шоколад – 20 крон.

Стоимость 1 литра дизеля около 60 рублей. Прогулявшись по городу, движемся 55-й дорогой в горы. Между Дальсниббой и Ломом много удобных парковок. Свою же мы находим на высоте 1394 м (N61º 33,525 E007º 57,333) Нас окружают заснеженные вершины и полная луна в синем небе. 154 км.

30 августа. Машина в инее. Умываемся ледяной водой, одной рукой качаю воду, другой умываюсь. Движемся дорогой 55 через Turtagrø в Gaupne, затем 604 в Gjerde.

Здесь есть две дороги, одна на ледник Nigardsbreen, другая на ледник Bergset. Оставляем машину на парковке и пешком идем к Нигардсбреену. Навстречу люди, мы приветствуем друг друга, как будто знали их всегда. Одно из самых красивых мест на планете. Можно подняться с инструктором на ледник, а можно просто постоять рядом. ОН стоит того, чтобы увидеть его вблизи.

На Бергсет туристов нет. Оставляем машину на стоянке. Кроме нас, на пастбище урчит трактор. Идем по тропинке к леднику. Грибов, ягод! Не счесть. К самому леднику не успеваем. Над ним появляется тучка и быстренько ползет в нашу сторону. Возвращаемся, собираем самые красивые грибы.

Поев малины, возвращаемся в Turtagrø. Сворачиваем направо на дорогу Tindevegen.

Йотунхейменский национальный заповедник. Съезжаем на горную дорожку и останавливаемся выше трассы. Варим грибы и укладываемся спать. Всю ночь шел дождь. 198 км.

31 августа. Туман. Прогреваю двигатель, осматриваю машину, не горит правая фара. Пытаюсь установить причину. Внезапно гаснет панель приборов. Вся! Мы всегда ощущали незримую связь с клубом. В том числе и сотовую. К счастью, она есть на этой горе. Звоню в Уссурийск нашему другу – джиперу Сане Макарову по сим- карте Гудлайн. В Норвегии утро, в Уссурийске ночь. Саня находит электрика Славу. Дальнейший ремонт происходит по телефону.

Проверены все предохранители, в салоне и под капотом. Вот уже и фара горит, а панель темна. Несмотря на ночь в Уссурийске, Слава рекомендует подсоединить напрямую высоковольтный провод от генератора на заряд аккумулятора, иначе не доедем. Выполняю рекомендации, подобрав подходящий, из взятого с собой жгута проводов. Проверяю тестером, заряд идет. Слава обещает, что будет искать причину. Скоростной режим будем учитывать по ЖПС. Настроение улучшается после жареных грибов.

Спускаемся на трассу и движемся в заповедник. Непривычно темная панель, стрелка спидометра на нуле, как в городских автобусах Владивостока, но мы едем. Крепнет уверенность, что доедем. Дорога Tindevegen платная, стоимость проезда 70 крон, оплачиваем карточкой. Узкие серпантины, с трудом вписываемся в повороты.

Темнеет. О, чудо! Панель оживает и что-то нам сообщает пока одной лампочкой. Засветилось ранее невиданное изображение – разряд аккумуляторной батареи. 22-00. Въезжаем в г. Øvre Årdal, на АЗС, что делать? Ехать нельзя, где-то ночевать и с утра искать электрика? Осознаю, что АЗС не место для раздумий переезжаю к супермаркету. Вытаскиваю букварь по сафарю и изучаю схему электрических соединений панели приборов, вожу так себе пальчиком по черным линиям на бумаге да сверяюсь с оригиналом и обнаруживаю, что в коробке предохранителей отсутствует один, ответственный за панель. Вставляю в гнездо запасной, и что вы думаете? Загорается панель, а неприятная лампочка гаснет. Мы еще успели в супермаркет, где вместе с выходцами из Африки, купили бананов и самый дешевый хлеб за всю экспедицию – 3 кроны за 1 кг. Выехав из города, заночевали на дороге 153, на высоте 1 км. Несколько стопочек русской водки завершили нелегкий день. 52 км.

1 сентября. Двигаемся по дороге 53, затем Е16, 293. Гравийка. Останавливаемся у небольшого водопада (по норвежским меркам). Здесь расположен каскад мельничек Kverhusa ved Leine (N61*09,110 E08*32,084), впервые упомянутых в 1334 году, мололи ячмень на пиво. Водопад издает приглушенный шум, его можно назвать тихим. Дорога 289.

Поднимаемся в горы, наша цель - хребет Besseggen разделяющий озера Gjende и Bessvatnet.

Прибываем в Gjendesheim. Оставляем машину на парковке, одеваем треккинговую обувь, берем треккинговые палки и быстренько вверх по тропе.

Навстречу нам спускаются цепочки туристов, вид усталый. Тропа круто ползет вверх.

На вершине хребта лежит снег. Пью воду из ручья и окунаю фотоаппарат, с этого момента дисплей перестает функционировать. Фотографирую через видоискатель. На вершине вид восхищает сказочной красотой: горные хребты и два озера с изумрудной и синей водой…

Возвращаемся с двумя семейными парами: норвежской и немецкой. Норвежская пара идет весело, что-то обсуждая, немецкая молча, муж с рюкзаком за плечами идет впереди, жена далеко позади. Временами он останавливается, оборачивается и ждет когда подойдет она. У нее ножки, словно веревочки, заплетаются, на лице, не знаю, как по немецки, а по русски написано: «Имела я этот Besseggen…».

Спустившись с хребта, мы чувствуем, что это хорошее физическое испытание, оплачиваем стоянку и возвращаемся той же дорогой к 4-м мельничкам, припарковавшись у старого моста Leine Bro (1926), заснули под шум воды. 233 км.

2 сентября. Умываемся в реке. Вода студеная и живительная. С 293 дороге выезжаем на Е16. Borgund stavkyrkje – шедевр деревянного зодчества. Sverrestigen – этой дороге 1000 лет.

Едем вдоль старой дороги. Музей. Вход свободный. Персонала нет. Экспозиции посвящены дорогам. Понимаешь, как важны они были для горной страны, если королевским указом крестьяне освобождались от воинской повинности взамен на обязанность поддерживать дороги. Старые дороги и мосты сохранены. По ним проходят пешие и велосипедные маршруты. У музея памятный знак голландцу Петрусу Бедуину, который совершил первый автопробег из Голландии в Норвегию в 1901 году.

Продолжаем движение по 630 дороге, затем на Е16, Е5 и, минуя трубу длиннейшего Lærdalstunnelen (24,5 км) движемся по живописной, но крутой Снежной дороге 243.

Aurland. Voss. Паром Bruraviki – Brimnes (109 NOK) Ночевка на площадке вблизи Eidfjord (N 60º 28,094 E 007º 02,924). 308 км.

3 сентября. Тихо и солнечно. Дорогой №7 движемся к Fossli. Водопад Vøringfossen. Оставляем машину на парковке. Подходим к краю пропасти. Ограждение отсутствует, памятный знак с фотографией нашего соотечественника, упавшего в пропасть в 2009 году. Приходится лечь на край, чтобы сделать снимки. Но пройдя к отелю Fossli, вид был более впечатляющий, некоторое время не могли отвести взгляд от падающей воды.

К нам подходит мужчина, из Австрии, восторженно рассказывает, что наиболее красивый вид на водопад вечером, около 18 часов, с дна пропасти, показал фотографии.. желание делиться прекрасным… мы его понимаем. Не стали дожидаться вечера. Прогулявшись по старому мосту, вернулись к машине.

Из находившейся рядом служебной автомашины, рабочие в яркой униформе выгружали геодезическое оборудование. Может быть для строительства ограждения? Стали подъезжать автобусы с туристами. Японцы с опаской подходили к пропасти, фотографируясь на краю. Продолжаем движение к водопаду Valurfoss. Серпантины.

Спуск. На берегу фьорда сады.

У обочин стали попадаться лотки с фруктами в пластиковых боксах. Продавцов нет. Картонка со стоимостью и прозрачная стеклянная банка для денег. Берешь бокс с plommer (слива), откручиваешь крышку банки, кладешь 25 крон и уезжаешь. Торг отсутствует.

Покупаем три бокса с желтыми сливами, сочными, сладкими. Въезжаем в Tyssedal и по улице Skegedalvegen поднимаемся к электростанции.

Паркуемся на стоянке автомобилей с норвежскими номерами. (N60º07,963 E006º37,635). Высота 413 м. На камне готовим ужин и рано укладываемся спать. Завтра у нас подъем на Тролльтунгу. 142 км.

4 сентября. Раннее утро. Изначально решили идти не по ступенькам – дощечкам фуникулера, уходящим в небо, а по тропинке. Тропа хорошо отмечена норвежской треккинговой организацией ТNT. Догоняем двух норвежцев – братьев из Бергена. Стейнор с лыжными палками в руках. Ему 61 год. С его слов, родился с лыжными палками. Беговые лыжи – любимый вид спорта. Идем вместе. Постепенно сформировалась группа из норвежцев и нас, следующих к языку Тролля. Общение, улыбки. Вопросы о России и политике.

Trolltunga. Мы видели этот каменный выступ на фотографиях, но в реальности… передать восхищение от увиденной панорамы невозможно. ЭТО остается в твоей душе навсегда. Казалось, красота проникла в каждую клеточку организма. Безбоязненно подошли к краю выступа, сели и стали болтать ножками. Стейнор приглашает идти дальше. К Preikestolen. Прейкестолен в наших планах, но разве он здесь? Мы идем за Стейнором. Мимо туристического домика. Еще один прекрасный вид. Солнечный день и солнечные улыбки. Возвращаемся. Поток туристов увеличивается. Чувствуется усталость, которую мы не видим в норвежцах. Нас то и дело обгоняет молодежь, кто бегом, а кто, прыгая с камня на камень. Для них это просто прогулка, к которой они привыкли с детства, и, наверное, все они родились с рюкзаками за плечами.

Обратная дорога, кажется длиннее. Спускаемся с трудом. Открываем машину, садимся, вытягиваем ножки. Сколько мы прошли за 12 часов? 18 км по горам. Выпрыгиваю из машины и едва успеваю схватиться за дверку, ноги не держат. Принимаем душ в кабинке, для туристов бесплатной. Прощаемся со Стейнором и его братом. Вручаем сувенир из Владивостока. Они едут домой, а мы ужинаем, благодарим Трольтунгу, что он пустил нас к себе, выпиваем водочки и признаем, что наша экспедиция удалась, ради одного восхождения на Трольтунгу стоит ехать в Норвегию.

5 сентября. Выходной день. Прибывают машины. Народ всех возрастов занимает очередь у фуникулера. У некоторых маленькие дети на руках. Удивительная страна. Спускаемся по горной дороге. Впереди нас маленькая машинка с норвежскими номерами. Там, где она останавливается, останавливаемся и мы – красивый вид.

Из машинки не спеша выходит мужчина среднего возраста, курит, созерцая природу. Мы часто видели сидящих на террасах своих домиков норвежцев, спокойно курящих или пьющих кофе и созерцающих.

г.Одда.

Из ставкирки выходят прихожане. Все заведения и магазины закрыты. Немного прогулявшись, продолжаем движение на юг по дороге №13.

Водопад Låtefossen дарит нам радугу, в сувенирной лавке покупаем елочную игрушку и шерстяную шапочку, радуемся, как дети. Впрочем, мы не одни… две женщины и мужчина у роскошного кабриолета, купили какую-то ерунду и смеются.

Дорога №13, сворачиваем на горную дорогу №600 и вновь на 13-ой, в окрестностях Ardal сворачиваем в лес. 194 км.

6 сентября. Утро в сосновом лесу. Через 40 км прибываем на платную парковку (50 крон) к Preikestolen (кафедра).

Веселый подъем. Людей еще не много. Быстро поднимаемся. Очень красиво и не сложно. В одном из озерцов купается молодежь. Фотографируемся на «кафедре» и не спеша возвращаемся.

Навстречу масса людей, всех возрастов.

Ощущение праздничного дня, улыбки на лицах, приветствия. Легкий спуск. Возвращаемся на дорогу №13 паром Nesvik - Hjelmeland (83 NOK), паром Oanes – Lauvvik (83 NOK), дорога №508 и дорога №45.

Dirdal – прекрасный музей дорог. К сожалению, он был уже закрыт, но мы увидели паровой каток, 1927 года выпуска!

Gilja. На ходу замечаю два старых грузовичка у частного домовладения. Останавливаюсь. Возвращаюсь. Фотографирую. Невозможно не восхищаться блеском классических форм металла.

В Норвегии любят и почитают старые автомобили. Они на ходу. Мы много раз встречали автораритеты на дорогах, но только успевали провести их восхищенным взглядом.

Эти рельсы останавливают овец от перехода на чужие пастбища, заодно собирают декоративные колпаки. Ночь. Сворачиваем к реке (N59*00,242 E006*55,559), готовим ужин и спать. Завтра нас ждет Kjerag. 158 км.

7 сентября. Морось. Kjerag под вопросом. Стоит ли подниматься в горы, если ничего не увидишь. А увидеть хотелось горошину - камень, застрявший над пропастью между двух скал. Решаем все же попробовать. Через 25 км мы на платной стоянке (80 крон), одеваемся. Очень сильный ветер. Рваные облака.

Одна пара туристов уже вернулась, так и не поднявшись.

Чем выше, тем сильнее ветер. Но мы идем, ветер треплет капюшон с такой силой, что шнурки – завязочки как розги, стегают по лицу. Можно даже раскинуть руки и немного полежать на ветре.

Все же он разгоняет тучи, появляется солнышко. Идем по меткам – красным буквам «Т»… Горошина. Удивляемся, что ни здесь, ни на Трольтунге не испытываем страха высоты. Только восхищение. Все больше и больше туристов, в основном из Германии. Уже выстраивается очередь на съемку. Просим молодых ребят сфотографировать нас. Радостно соглашаются.

Дружеская атмосфера. Пытаемся пройти еще дальше, но не знаем, сколько это займет времени, возвращаемся. Ветер еще сильнее. Крутые участки укреплены опорами и цепями. Погнутый металл свидетельствуют о выполнении своего предназначения. Наполненные впечатлениями возвращаемся на прежнее место ночевки. 54 км.

8 сентября. 6 утра. Курс на Kristiansand. По дорогам 987-337-334-9 (через Rystad, Ose).

Короткая остановка у водопада Reiårsfossen, далее дорогой 323 через Bygland – Hornes по платной дороге (30 крон оплачиваем на заправке). По пути останавливаемся посмотреть, как норвежские фермеры находят своих овец из общего стада, согнанного с гор в преддверии близкой зимы.

Находим место для завтрака, здесь же семья немцев на желтом автобусе, встреченных накануне в Kjerag. Они уже возвращаются домой. Сожалеют, что отпуск такой короткий.

Дарим сувениры, расстаемся. По пути останавливаемся на горной реке, наблюдая за рафтингом.

Заезжаем в музей минералов.

Порт Kristiansand. Ставим машину у ремонтируемого здания, спрашиваем у рабочих, где можно купить билет на паром до Дании. Показывают. В офисе паромной компании «Fjordline» покупаем автопакет за 814 крон и уже не успеваем посмотреть город. Едем занимать очередь. Погрузка на кота, так называется паром.

15-00. Мимо проплывают портовые сооружения, парусник. Мы выходим в открытое море. До свидания, сказочное Королевство!

 

Продолжение