закрыть

Этот сайт создан автотуристами для автотуристов. Здесь можно выкладывать отчеты о походах и экспедициях, статьи по тематике сайта, новости. Этот сайт не принадлежит какому-либо спортивному или туристическому клубу, организации и т.д. посему никакой дискриминации по клубному признаку. Мы рады видеть у себя представителей всех клубов, конфессий и концессий. Не будем притеснять и наших двухколесных братьев – мотоциклистов, а так же автоспортсменов и вообще всех кому интересны путешествия с использованием механических транспортных средств. Сайт не преследует коммерческих целей, если и будет какая реклама, то только чтобы заплатить за хостинг и домен.

 

О проекте

Печать
04.09.2011 15:23

Северная Европа 2010 (часть 2)

Часть 1 читать здесь

Владимир Яхно. г. Владивосток

КОРОЛЕВСТВО ДАНИЯ

Море неспокойное. Через 3 часа мы приходим в Hirtshals. Совершенно иной пейзаж. Равнина. Белые песчаные пляжи. Ветер гонит мелкие песчинки. Молодежь запускает воздушных змеев. Едем дорогой 40 в Skagen. Мыс Grenen. Здесь сходятся два моря – Северное и Балтийское. Оставляем машину и бредем по пляжу.

Закат настолько красив, что решаем встретить и восход. Паркуемся на дальней стоянке (N57º 33,896 E010º 02,219) рядом с кемпером.

В стеклах отражается свет маяка. 260 км.

9 сентября. Умываемся и к морю. Восходящее солнце и никого. На песке милое существо - тюлень. Попытка его погладить вызвала ярость зверя и вернула в действительность.

К 9 часам покидаем мыс, проезжаем Skagen и приближаемся к местной достопримечательности - средневековой церкви, занесенной песком.

Здесь происходит встреча с датским джипером Иваном, который еще со Skagen преследовал нас, чтобы пообщаться. Поговорили о джипах, подарили диск нашего клуба и разъехались.

 

После таких встреч понимаешь, мы не одни в этом мире…

Следуем дорогой №1 в Hanstholm. В этом городе находится офис паромной компании «Смирил – лайн». Учитывая опыт прошлогодней поездки в Норвегию, мы заранее не заказывали билеты на паром, имея два варианта путешествия по Европе или Исландии. При отсутствии билетов, продолжили движение на юг Европы и в оставшееся время посетили бы несколько стран, включая Италию. Офис компании располагается на окраине городка, продуваемый всеми ветрами. Любезная встреча. За два дня до нужной даты мы могли лишь довольствоваться общей каютой с кушетками на 2 палубе и одним завтраком, нашему автомобилю была приготовлена 3 палуба. Автопакет туда/обратно обошелся примерно в 800 евро. Сотрудник компании нарисовала схему проезда к парому в Esbjerg, пририсовала цветочек и пожелала счастливого пути. Взяв с собой брошюры и путеводители по Исландии и Фарерским островам, мы сели в автомашину и погрузились в изучение билетов, задержавшись у офиса компании, весьма кстати. Через несколько минут нам вручили забытые загранпаспорта. Заехали в рыбацкий магазинчик – сколько там полезных вещей!

Двинулись в город, но по пути нас перехватил Бункер - музей. Несколько часов мы бродили по некогда грозному и тщательно охраняемому сооружению времен второй мировой.

Вернувшись на стоянку, взяли из ящика путеводители (есть на каждой парковке) по Дании и, изучив, решили не спеша двигаться вдоль побережья Северного моря (дорога 181) по национальному парку «THY» и к 11 сентября к 13 часам прибыть на паром в Esbjerg. К ночи съезжаем на уютную парковку «Thagaards Plantage», вековые, поросшие мхом сказочные деревья, пешеходные тропинки и туалет – бункер. 231 км

10 сентября. Утро мелкого дождика. Прогулка по лесу. Тропинка петляет и выводит нас в дюны, к морю.

Вдохнув морского воздуха, продолжили движение по дороге 181. Lodbjerg. За небольшую плату ( 5 кр.) поднимаемся на маяк постройки 1883 года (N56º 49,419 E008º 15,791).

Прекрасный вид. Тишина и умиротворенность. Прогуливаемся к морю.

Vestervig.

Ветряная мельница и огромный шиповник. Кирха. 527–ая дорога. Выезжаем на берег моря и сразу же останавливаемся, завороженные яркими красками заходящего Солнца.

Темнеет. Проезжаем какой-то городок. Народ сидит в барах. В домах широкие окна, без штор. Ты видишь жильцов - они тебя. Им скрывать нечего. Скорость ограничена не только знаками, световыми табло, предупреждающими о превышении, но и островками – клумбами посредине проезжей части – не разгонишься. Ночь. Находим прекрасное места для отдыха, но смущает строгая надпись, из которой разбираем лишь одно слово «штраф» (Дома прочитали сфотографированное предупреждение – запрещена свалка мусора), покидаем это место и пристраиваемся у песчаной дамбы защищающей дорогу от моря. 123 км.

11 сентября.

Морось. Дождь. Много встречных автомашин. Останавливаемся на парковке (N55º 59,554 E008º 26,984 – хорошее место для ночевки), пьем кофе и продолжаем движение на Esbjerg. Очередь на паром. Измеряют высоту машины. Проверяют билеты и выдают магнитные карты с местом и номером каюты. Направляют в очередь из подготовленных джипов. С интересом рассматриваем машины. Восхищение вызывают немецкие грузовики – экспедиционники.

Заезжаем на огромную палубу. Забираем с собой спальники, продукты, все, что может понадобиться в каюте и на палубе, так как в машину во время рейса уже не попасть. Жилая каюта напоминает купе общего вагона, 3-х ярусные мягкие полки, входные двери открываются и закрываются, как в салунах Дикого Запада. В отсеке несколько кают. Перед входом в отсек душ и туалет. Вход в отсек по магнитной карте. В дальнейшем, наша каюта была лишь местом для сна.

Все оставшееся время мы проводили на 8-ой палубе, за столиками в складных креслах, удобных для чтения и сна на открытом воздухе под прозрачным навесом.

За несколько дней пути мы познакомились со Стефаном из Брюгге, молодой парой из Швейцарии. Большинство путешествующих – немцы, группа поляков и даже наши соотечественники из Питера. Много школьников, возвращающихся из Европы домой. Они заметно оживляли путешествие, играя на полу и носясь по палубам. Испробовав все пиво, представленное производителями Дании, Фарерских островов и Исландии в магазине дьюти – фри, остановились на «Карлсберге» - 34 кроны за упаковку из 6 банок по 0,33 л. Верхняя палуба, Атлантика, удобное кресло, пиво, тебя окружают такие же путешественники – жизнь прекрасна! В морском воздухе царило дружелюбие с предвкушением скорой встречи с удивительной страной. Лишь один эпизод: за соседним столиком немцы -отец и сын. Отцу лет 50, коренастый, крепкий, как бычок, короткая стрижка, короткая шея, сыну – 21-23, обоим спорт не чужд. Они степенно раскладывают закуску, бутылочку чего-то, рюмочки. Наливают. И прежде, чем выпить отец, окидывает взглядом окружающих и в его взгляде ТАКОЕ удовлетворение … Они опрокидывают рюмочки, закусывают, беседуют, вновь наливают… С восхищением смотрю на это действо. Наши взгляды встречаются. Он наливает две рюмочки, поднимается и подносит к нашему столу. С благодарностью принимаем угощение и вместе поднимаем тост за путешествие… мы почувствовали тепло не от огненной жидкости…

Раннее утро. Торсхавн – столица Фарерских островов. Фареры – автономия в Дании, настолько самостоятельная, что имеет собственные деньги, которые ходят наряду с датскими кронами. Выходим на привокзальную площадь. Сплошная водная взвесь с ветром позволяет выйти в город. Промокшие, возвращаемся на паром. К счастью, появились разрывы в этом ватном одеяле мороси и вновь выходим на берег. Островная жизнь. Заходим в супермаркет, останавливаемся перед витриной со свежей выпечкой. Указываем пальцем на что-то невиданное, выходим с бумажным пакетом в котором два произведения кондитерского искусства. Садимся на скамейку и вкушаем… Едва наши зубы касались пирога, он начинал таять во рту, оставляя неповторимый вкус наслаждения и изумления.

Вернувшись на «Норрону», мы провожали веселые и уютные домики, облепившие скалы Фарер и проплывавшие мимо нас. Затем были развлечены учебной операцией, разыгранной экипажем вертолета спасательной службы Фарерских островов.

Паром пополнился большой группой исландцев, возвращающихся с какого-то фестиваля.

Они заняли столики бара 8-ой палубы и под пиво, гитару и аккордеон запели. Порой казалось, что песни сливаются с морскими волнами и уносятся вдаль… Мелодичен и неуловим исландский язык.

Наше путешествие продолжалось. Еще одна ночь и мы в Исландии.

ИСЛАНДИЯ

14 сентября. Seyðisfjörður встречает нас дождем. Если погрузка на паром осуществлялась организованно командой, то выгрузкой занимались коллективно сами водители. Съезжаем на остров. Выборочно проверяют машины. Выбор пал и на нас. Машину загоняют в крытый терминал на досмотр. Выходим из машины и наблюдаем, как в салон подсаживают спаниеля, который категорически отказывается от выполнения своих служебных обязанностей, упираясь четырьмя лапами. Все же его забрасывают в салон, он тут же метнулся на выход. Досмотр завершен. На переднее стекло приклеена зеленая виньетка с датой въезда и выезда. Мы свободны. Egilsstaðir. Заправляемся. По карточке. 1 л = 191, 17 исландских крон. У супермаркета «Воnus», оставляем машину на парковке рядом с лифтованным «Дайхатсу Роки» - мы среди своих. Созваниваемся с Александром – нашим соотечественником и дальневосточником (из Хабаровска), который живет с семьей в Исландии около 10 лет, имеет собственный сайт http://www.rusring.net/island/ , в котором рассказывает об Исландии, и из которого путешественник может почерпнуть очень много полезной и необходимой информации, что мы и сделали в свое время. По его совету покупаем несколько пакетов маринованной баранины и дорогой 931, затем F910 на Аскью – центр Пустоты. Грунтовка. Дождь. Низкая облачность.

Первые броды. Aðalból. Одинокий домик и АЗС (последняя, на этой дороге), подъезжаю к бочкам, вставляю пистолет - топливо не течет. Иду в дом, дверь открыта. В прихожей шерстяные свитера с ценником, вход в столовую и никого. На мой зов выходит женщина, объясняю, что хотел бы заправить машину дизельным топливом, она отправляет меня к бочкам, а сама включает колонку, заправляю полный бак, деньги снимаются по карточке. Чудеса!

Все ближе к центру Пустоты – безжизненные пейзажи, застывшая лава, черный пепел и шлак, здесь тренировались американцы перед высадкой на Луну.

Темнеет. Сильные порывы ветра раскачивают машину. На перекрестке дорог, паркуемся у указателя, верно решив, что ночью нас никто не потревожит.

На столбе эмблема байкерского клуба из Киева: «Мы не десант, и не пехота, это едет МОТОROTA». Приятно. Надо бы встретиться. Ветер нешуточно раскачивает машину, дождь стегает по крыше. Ветер вырывает дверку из рук. Принимаем решение готовить в машине, приоткрыв окна и вот по салону аромат запах жареной баранины. Глотаем слюнки, режем овощи на салат…. Сантиметры отделяют нас от буйства ветра и дождя, а нам тепло и уютно… Ночью во сне летал, как в детстве. 213 км.

15 сентября. Выдвигаемся.

Чем выше, тем больше снега. Не желая портить ландшафт, ползем на пониженной передаче по занесенной снегом дороге. «Геоландер» не справляется.

Лагерь Дрекки.

Дорога в горы занесена снегом.

После короткого совещания, отказываемся от дальнейшего подъема к озеру Витти. Возвращаемся лунно – марсовой дорогой №88, затем на №1 и № 864. Водопад Детифос и водопад дождя.

Аусбурги. Каньон. Красиво, необычно, безлюдно. Дорога ведет к парковке. На асфальте обнаруживаем белую птицу, испуганно заковылявшую в кусты. Больная какая – то. Из предупреждающей надписи узнаем, что это «folmar» и его надо беречь, так как он по асфальту топает к морю, иногда погибая под колесами. Позже мы узнали, что это был глупыш. 862 дорога.

Грунтовка, ямы скрытые водой, мы ныряем в них словно корабль в шторм, волны желтой воды перекатываются по крыше. Прибываем на менее посещаемую площадку с другой стороны водопада Детифосс. Укладываемся спать с надеждой на солнечное утро. 252 км.

16 сентября. Дождь. Снег. Спускаемся к Детифоссу.

Мощь. Восторг и ощущение, что ты часть этого… Промокаем полностью, фотоаппарат вновь отказывается работать. Разбираю его на просушку.

Вулкан Крафла. Дождь со снегом. Одеваем резиновые сапоги и бредем вверх по глине. Фумаролы, лазоревая вода, струйки газа, запах серы. Земля теплая. Спускаемся, на сапогах по кг глины. Садимся в машину. Прогреваем двигатель. Подходит высокий светловолосый мужчина и обращается к нам на русском (!!!) языке. Знакомимся – Трасти, индивидуальный гид, туристический оператор (www.nasever.com) по Исландии и джипер из внедорожного клуба Акуриейри. Через несколько минут мы ощущаем духовную близость с Трасти, принимаем приглашение на ужин, по рекомендации Трасти дополняем наш маршрут интересным местом – Grjotagja, здесь сходятся североамериканская и евразийская тектонические плиты, расстаемся до вечера. Разлом земной коры, одной ногой нахожусь в Америке, другой в Европе. Из трещины поднимается пар. Фантастика. Возвращаемся к машине и здесь же знакомимся с Дуку из Румынии, путешествует на Discovery.

Dimmuborgir.

Остывшие шлаки причудливой формы дают волю фантазии. Озеро Миватн.

Псевдократеры.

Водопад Годафос.

Трасти прав, это самый красивый водопад Исландии. 21-00. Акуриейри. GPS приводит нас к дому. Мы знакомимся с семьей Трасти: жена Оля и дочь Маша. Удивительная встреча. В этот вечер мы многое узнали об Исландии и исландцах. Что запомнилось? Дети не знают, что такое оружие. Все исландцы – практически родственники. В определенные дни в школах дают национальные блюда. Исландский язык сложен для изучения и практически все знают английский. Когда же женщины и дети легли спать, мы с Трасти с увлечением стали смотреть фотки зимних покатушек. Исландские джиперы ничем не отличаются от российских, думаю, что джиперы вообще не имеют национальности, их объединяет состояние свободы. На исландском джипер – ЯППЕМЕН. Но надо идти спать. Гостеприимным хозяевам рано на работу, а нам продолжать путешествие.

17 сентября. Утренние сборы, завтрак. Выхожу на улицу. Свежо. Солнечно. Дверь дома на ночь не запиралась.

Расстаемся с новыми друзьями, заправляемся на АЗС. По дороге №1 отмечаем хорошие места для ночных парковок: N65º 27,849 W018º 52,119; N65º 32,886 W019º 26,463 съезжаем на F35 и пошли пылить по стиральной доске.

Периодически останавливаюсь, проверяю крепления. Мы знаем, что делает такая дорога с машиной, из собственной практики. Отмечаем парковку: N65º 09,763 W019º 44,005. Hveravellir – горячие источники, кипящая вода, струи газа, вырывающиеся из земли.

Один из них, по своей активности похожий на закипевший веселый чайник со свистом выпускающий пар, нам особенно приглянулся.

Земля круглая :-), мы вновь встречаемся со Стефаном, обмениваемся впечатлениями, увиденное нас переполняет.

Водопад Gullfoss кажется золотым в свете заходящего солнца.

Осматриваем уже без энтузиазма, сказывается гребенка. Движемся в долину Гейзеров. Иногда вещи не таковы, какими кажутся. Так случалось не раз. Представить, что такое фантастическое место находится у самой дороги? Мы должны были преодолевать какие – то препятствия, карабкаться в горы… а здесь извержение Гейзера можно увидеть, не выходя из машины.

Возможно ли описать, как гейзер Строккур готовится вырвать из себя столб кипятка и пара, как волнуется водная гладь, прежде, чем произойдет ЭТО чудо! Наблюдать за ним можно часами, он извергается каждые 8-10 минут. ОН ЖИВОЙ! Ночь была тихой и звездной. Лишь говорил Строккур, вздыхал Гейзер. Мы слышали дыхание нашей планеты. 329 км.

18 сентября. Раннее утро. Фотографируем извержение Строккура. Появляются первые посетители.

Изучаем карту, куда дальше? Пингвеллир. Нам навстречу несутся автобусы с туристами. Пингвеллир - священное для исландцев место, здесь принимались важные для народа решения, в том числе и объявление Независимости.

Хорошее место для пешей прогулки. Много взрослых с детьми, иностранных туристов. День безветренный и теплый. Осень почти золотая. Договариваемся о встрече с Александром в Перлане (здание в столице, которое видать издалека). В качестве подарка мы везем бутылку русской водки, купленной специально для Александра во Владивостоке и мужественно не выпитой нами в дороге. Встреча с Александром и Светланой - как будто мы давно не виделись и знали друг друга всегда. Благодаря им, мы увидели столицу Исландии и даже попали в пробку (!), которая позволила пообщаться с жителями приветствиями, улыбками и даже несколькими фразами на русском языке с пожилым подвыпившим моряком. Пробыв вместе несколько часов, не хотелось расставаться и мы с радостью приняли приглашение зайти в гости, на кофе. Взяв с собой из продуктовых припасов банку преображенской сайры в качестве « не с пустыми руками», проходим в квартиру гостеприимных хозяев. Сидя за столиком, за разговорами об Исландии и исландцах, мы пробовали экологически чистые продукты Исландии, а наши друзья - забытый вкус сайры. Расстаемся. Заходим в пару магазинов с сувенирами, купив шерстяные носки, шапочки, варежки родственникам, а вот знаменитые исландские свитера, так и остались на вешалках магазина.

Покидаем город в темноте. Вскоре мы несемся по дороге №1, ищем место для парковки и находим у элегантного водопада Seljalandsfoss, подсвеченному двумя прожекторами. Волшебное место (N63º 28,231 W018º 35,456).

Приходим к мысли, что ночи проводим в самых красивых местах планеты. 271 км.

19 сентября. Подъем. Умываемся и идем к водопаду. Первые туристы – китайцы. Едем к вулкану Eyjafjallaökull, в Þórsmörk.

Грунтовка. Вдоль дороги пасутся овцы. Заслышав звук авто, они бросаются наутек, чем и отличаются от норвежских шерстяных родственников, забывших, что такое страх. Все чаще встречаются броды, не зная глубины, преодолеваю на пониженной передаче. В то же время исландцы на своих монстрах, пролетают их легко, не снижая скорости, поднимая водопады брызг – видно, что это доставляет им огромное удовольствие. Открываются завораживающие, безлюдные места. Вулкана в нашем понимании, мы так и не увидели – ледник засыпанный черным пеплом и ни дымка. Но сюда стоит вернуться, чтобы предпринять пешее путешествие...

Возвращаемся, уже не подключая пониженную, а навстречу караваны джипов.

Водопад Skógarfoss. Красавец. Водопады Исландии разные и все достойны, чтобы побывать рядом с ними. С дороги №1 съезжаем на 218-ю.

Мыс Dyrholaey.

Здесь живут радуги.

Базальтовые столбы на берегу океана.

Ужин с видом на ледник Mýrdalsjökull. 196 км.

20 сентября. Встречаем восход.

Едем в национальный парк Skaftafell.

Водопад Svartifoss. Неспешная прогулка к водопаду.

Ледяная лагуна Jökulsárlón – это надо видеть.

Плавающие айсберги, на некоторых черные прослойки пепла, следы давних извержений. Здесь же встречаемся с украинскими туристами, подъехавшими на норвежском лимузине – монстре «Ford Excursion», поговорив, пожелали счастливого пути. У каждого – свой. г.Hofn. Темнеет. Ищем парковку и находим изумительное место на берегу океана (N64*28,595 W014*29,555). Жарим баранину. Засыпаем под шум прибоя. 350 км.

21 сентября. Восход. Золотые лучи над океаном.

Движемся дорогой №1, затем на север грунтовкой по 939-ой и вновь по 1-ой, затем 87-ой в портовый город Husavik на севере острова.

Льет дождь. Немного прогулявшись, возвращаемся в Reykjahlíð.

В сумерках подъезжаем к северной голубой лагуне.

За 2500 крон (с каждого) блаженствуем в теплой, парящей воде под ночным небом. Красивое завершение нашего путешествия. Разомлевшие, двигаемся к уже известной парковке у разлома земной коры. В свете фар хорошо видно, как из разлома поднимается пар. Еще одна изумительная парковка (N65º 37,582 W016º 52,961) в столь значительном для человечества месте, а для планеты…? :-) 467 км.

22 сентября. Утренний кофе.

Поднимаемся к вулкану Hverfjall. Едем на юг по дороге №1, срезаем угол по 910 дороге и вновь на 1-ой. Egilsstaðir. Заправляемся, покупаем несколько пакетов с так, понравившейся нам, маринованной бараниной, короткий пробег и мы в Seyðisfjörður.

У парома огромная очередь из автомобилей - путешественников.

Знакомые лица – ребята из Швейцарии, Дуку из Румынии. Рядом банк, пытаюсь выяснить у сотрудника, как вернуть налог. Получаю объяснение на английском и ничего не понимаю. К счастью появляется девушка, которая объясняет то же самое на понятном для меня английском. Перед погрузкой на паром вдоль очереди из автомобилей проходит женщина в форме – представитель таможни, которая на предъявленных чеках (лишь на тех, на которых сумма свыше 5 тысяч крон) ставит печать, уже на пароме проштампованные чеки и паспорт предъявляются сотруднику банка на рисепшене, которая и возвращает полученные кроны, чтобы купить на них пиво :-).

Берег Исландии удаляется. Позвонив Трасти и Александру, благодарим за встречу, с надеждой, что вновь увидимся.

Паром. Исландия сблизила возвращающихся путешественников. Мы осознали, что у нас много общего – красота увиденного в Исландии и желание видеть еще и еще… Мы мечтали о новых путешествиях, рассказывали о своих странах… Как – то, подведя итог вечернего разговора, Дэвид из Чехии сказал, что сожалеет, что жизнь всего лишь одна, чтобы успеть увидеть все красоты нашей планеты.

 Продолжение