Печать
Автор: e-geht   
18.11.2011 11:50

Перевалы Тянь-Шаня 2011

Отчет об автомобильном спортивном походе четвертой категории сложности по территории Казахстана и Киргизии по маршруту:
Омск – Петропавловск – Астана – оз. Балхаш – Бишкек – Чолпон-Ата – Тюп –Каракол – Кочкорка - пер. Калмак-Ашуу – оз. Сонг-Куль - пер. Каракичи - пер. Тео-Ашуу – Кара-Балта – Бишкек - Алма-Ата – Чарынский каньон – Талды-Курган – Семипалатинск – Омск

6 – 19 августа 2011 года

 

Маршрутная книжка №О-58-11
Омск 2011

 

I.  Справочные сведения
1.   Проводящая организация
Клуб спортивного автотуризма "Бывалец", г.Омск, http://art4x4.ru/
2.   Категория
Вид туризма: автомобильный
Категория сложности: IV
Протяженность: 6015 км (в зачет – 6005 км)
Продолжительность: 14 дней
Сроки проведения: с 06.08 по 19.08.2011
3.   Район
Омская обл., Казахстан, Киргизия.
4.   Подробная нитка маршрута
Омск – Исилькуль – Петропавловск – Кокчетав – Астана – Караганда – Балхаш – Чу – Кордой – Балыкча – Чолпон-Ата – Григорьевское ущ. (2960 м.) – пер. Кокбель (2375 м.) – Семеновское ущ. – Тюп – Каракол – Каракольское ущ.(2500 м.) – Каракол – оз. Иссык-Куль – Кочкорка – пер. Калмак-Ашуу (3447 м.) – оз. Сонг-Куль – пер. Кара-Кичи (3364 м.) – Чаек – Кызыл-ой – Суусамыр – пер. Тёо-Ашуу (3210 м.) – Сосновка – Кара?Балта – Алма-Ата - Иссык – Чилик – Чарынский каньон – Чунжа – Коктал – Сарыозек – Талды-Курган – Кызылагаш – Сарканд – Аягуз – Георгиевка – Семипалатинск – Павлодар – Омск
5.   Краткая характеристика района
Название Тянь-Шань по-китайски означает «небесные горы». Тюркское название — (Тенгри, Тенир, Тенгир, Аспан) - тау.
Тянь-Шань (в переводе с китайского - Небесные горы) - горная система в Средней и Центральной Азии, расположенная между 40 и 45 с.ш., 67 и 95 в.д. Западная часть Тянь-Шаня находится в пределах Киргизии, северные и западные хребты в Казахстане, юго-западная оконечность в Узбекистане и Таджикистане, восточная часть - в Китае. Протяженность с запада на восток 2450 км.
Рельеф
В систему Тянь-Шаня входит более тридцати вершин высотой более 6000 метров. Самой высокой точкой горной системы является пик Победы (Томур, 7439 м), расположенный на границе Киргизии и Китая; следующая по высоте — пик Хан-Тенгри (Кантау, 7010 м) на границе Киргизии и Казахстана.
От Центрального Тянь-Шаня к западу расходятся три горные цепи, разделенные межгорными котловинами (Иссык-Кульская с озером Иссык-Куль, Нарынская, Ат-Башынская и др.) и соединенные на западе Ферганским хребтом.
В Восточном Тянь-Шане две параллельные горные цепи (высота 4-5 тыс. м.), разделенные впадинами (высота 2-3 тыс. м). Характерны высокоподнятые (3-4 тыс. м) выровненные поверхности — сырты. Общая площадь ледников — 7,3 тыс. км², наиболее крупный Южный Иныльчек.
Протяжённость Тянь-Шаня с запада на восток составляет 2500 км.
Климат
В целом климат Тянь-Шаня отличается резкой континентальностью, засушливостью, значительной продолжительностью солнечного сияния (2500-3000 час/год). На большей части Тянь-Шаня (особенно в высокогорьях) преобладает западный перенос воздушных масс, на который накладывается местная горно-долинная циркуляция; в отдельных районах отмечаются сильные местные ветры. Большие высоты, сложность и расчленённость рельефа вызывают резкие контрасты в распределении тепла и влаги. В долинах нижнего пояса гор средняя температура июля 20-250С, в средневысотных долинах - 15-170С, у подножий ледников до 50С и ниже. Средняя температура января ниже -60С (местами морозы достигают -300С). Количество осадков в горах Тянь-Шаня возрастает с высотой. На подгорных равнинах оно составляет 150-300 мм, в предгорьях и низкогорьях 300-450 мм, в среднегорьях 450-800 мм, местами в Западном Тянь-Шане - до 600 мм в год. Во внутригорных впадинах обычно выпадает 200-400 мм осадков в год (более увлажнены их восточные части). На большей части Тянь-Шаня отмечается летний максимум осадков, в горном обрамлении Ферганской и Таласской долин - весенний.
Вследствие значительной сухости климата снеговая линия в Тянь-Шане располагается на высоте от 3600-3800м на северо-западе до 4200-4450м в Центральном Тянь-Шане; в Восточном Тянь-Шане она понижается до 4000-4200м. В гребневой зоне многочисленные снежники, отдельные районы Тянь-Шаня лавиноопасны (главным образом, весной).
Наибольшие запасы снега концентрируются на северных и западных склонах. У подножий хребтов снег лежит обычно не более 2-3 месяцев, в среднегорьях - 6-7 месяцев, у подножий ледников - 9-10 месяцев в году. Площадь оледенения 10,2 тыс. км2. Наибольшее оледенение сосредоточено в хребтах Центрального Тянь-Шаня (крупнейший ледник - Южный Иныльчек длиной 59,5 км). Для Внутреннего Тянь-Шаня обычны ледники плоских вершин, залегающие на высоко расположенных поверхностях выравнивания.
Гидрологическая характеристика района
Питание рек преимущественно снеговое, в высокогорных районах в летние месяцы - также ледниковое; максимальный сток в конце весны и летом. Реки, начинающиеся в более низких высотных поясах, питаются за счет грунтовых вод (начинаясь с родников - "карасу"), таяния снегов и дождей.
Главные реки относятся к бассейнам Сырдарьи (Нарын, Карадарья), Таласа, Чу, Или (с истоками Кунгес и Текес и притоком Каш), Манаса, Тарима (Сарыджаз, Кокшал, Музарт), Кончедарьи (Хайдык-Гол). Для большинства рек характерны большое падение и чередование горных ущелий и расширений долин, где реки разбиваются на рукава.
К наиболее крупным озёрам Тянь-Шаня относятся бессточное, не замерзающее, солоноватое озеро Иссык-Куль, высокогорные (на высоте более 3000м) озёра Сонкёль и Чатыркёль, большую часть года покрытые льдом. Много мелких озёр ледникового происхождения.
Типы ландшафтов, флора и фауна
Сухость и континентальность климата обусловливает преобладание в Тянь-Шане горных степей и полупустынь. Подгорные наклонные равнины, предгорья многих хребтов (главным образом южной экспозиции) и наиболее засушливые участки в пределах некоторых межгорных котловин (например, на западе Нарынской и Иссык-Кульской котловин) занимают ландшафты пустынь в комплексе с полупустынями (преобладающие высоты на внешних склонах гор западной части Тянь-Шаня 800-1300м, на южных склонах гор Восточного Тянь-Шаня 1600-1800м, в межгорных впадинах Внутреннего Тянь-Шаня местами до 2000м). Основные почвы - сероземы, встречаются солончаки и участки каменисто-щебнистых пустынь. Растительность покрывает обычно 5-10% поверхности. На юго-западе Тянь-Шаня, где осадки выпадают преимущественно весной, многочисленны эфемеры и эфемероиды (мятлик, пустынная осока, астрагалы и др.). На остальной территории преобладают полукустарники - полыни и солянки, в Восточном Тянь-Шане - также эфедра, местами заросли саксаула.
Верхние части предгорий и значительные участки в пределах межгорных впадин занимают полупустыни. На северных склонах и по днищам впадин они обычно располагаются на высоте 1600-2100м (по более увлажнённым долинам местами спускаются до 800м), на южных склонах хребтов Восточного Тянь-Шаня поднимаются до 2200м. Почвы - темные серозёмы и серо-бурые полупустынные, по понижении рельефа - солончаки и солонцы. Растительность покрывает 15-25% поверхности; преобладают полынно-ковыльно-солянковые сообщества, во Внутреннем и Восточном Тянь-Шане - также поташник, карагана.
Степи распространены наиболее широко, располагаясь на высотах от 1000-1200 до 2500-2600м на северных склонах в западной части Тянь-Шаня и от 1800 до 3000м на южных склонах Восточного Тянь-Шаня. Они занимают также днища межгорных впадин до высоты 3000-3200м. Почвы светло-каштановые и светло-бурые горно-степные. Преобладают злаково-разнотравные мелкодерновинные степи. Растительность покрывает около 50% поверхности.
Основу растительного покрова составляют полынь, типчак, ковыль, житняк; в восточном направлении усиливается роль чия, караганы. В хребтах на юго-западе Тянь-Шаня - высокотравные (до 70 см) субтропические степи на темных серозёмах и коричневых почвах с участием пырея, луковичного ячменя, девясила, прангоса, ферулы, над которыми поднимаются отдельные деревья и кустарники (абрикос, боярышник и др.). В пределах наиболее увлажненных восточных частей межгорных впадин формируются разнотравно-злаковые лугостепи на тёмно-каштановых почвах. Растительность покрывает обычно 80-90% поверхности. В верхней части степного пояса встречаются стелющиеся формы можжевельника.
Леса в Тянь-Шане не образуют сплошного пояса, а встречаются в сочетании со степями и лугами. На севере и юго-западе Тянь-Шаня они располагаются в среднегорьях на высоте 1800-3000м, во внутренних районах гор нижняя и верхняя границы лесов повышаются (соответственно до 2200 и 3200м). Леса почти повсеместно (за исключением юго-западной Киргизии) расположены на северных склонах, занимая наибольшие площади в хребтах Заилийский Алатау, Кунгей-Алатау, Терскей-Алатау, Кетмень, в восточной части хребта Атбаши. Нижнюю часть лесного пояса хребта Заилийский Алатау образуют яблоня, дикий абрикос (урюк), боярышник, осина, клён Семёнова; в подлеске - кустарники (барбарис, крушина, жимолость, бересклет, шиповник и др.) на серых лесных почвах. Выше 2000-2300м лиственные леса сменяются еловыми на горно-лесных тёмноцветных почвах. Во Внутреннем и Восточном Тянь-Шане основной лесообразующей породой является ель (на северных склонах). По днищам долин и на более освещённых участках склонов леса растут в сочетании с разнотравными (из герани, манжетки, зопника, ириса) лугами субальпийского типа.
На горно-лесных черно-бурых почвах юго-запада Тянь-Шаня формируются орехово-плодовые леса (грецкий орех, яблони, клён) с богатым подлеском (жимолость, алыча, миндаль, шиповник, крушина и др.). Выше 2000м орехово-плодовые леса замещаются хвойными (из ели и пихты). Местами встречаются фисташковые рощи.
На северных склонах выше 3000-3200м располагаются, главным образом, субальпийские и альпийские луга. Они обычно не образуют сплошного пояса, чередуясь с почти лишенными растительности скалами и осыпями. На маломощных горно-луговых и лугово-болотных почвах - разнотравно осоковые, частично заболоченные низкотравные луга.
На высокорасположенных (от 3000-3200м до 3400-3700м) равнинах Внутреннего и Центрального Тянь-Шаня растительность представлена дерновинными злаками, подушковидными сообществами (дриаданта и др.), на более прогреваемых участках - также полынью.
Выше 3400-3600м распространены ледники, снежники, осыпи, скалы. Растительность представлена в основном редкими мхами и лишайниками.
Животный мир. Для равнинных предгорных и низкогорных районов Тянь-Шаня характерны представители пустынной и степной фауны - джейран, хорёк, заяц-толай, суслик, тушканчики, песчанки, слепушонка, лесная мышь, туркестанская крыса и др.; из пресмыкающихся - змеи (гадюка, щитомордник, узорчатый полоз), ящерицы; из птиц - жаворонок, каменка, дрофа, рябки, кеклик (куропатка), орёл-могильник и др.
Представители лесной фауны среднегорий - кабан, рысь, бурый медведь, барсук, волк, лисица, куница, косуля, акклиматизирована белка-телеутка; из птиц - клёст, кедровка. В высокогорьях и местами в среднегорьях обитают сурки, пищуха, серебристая и узкочерепная полёвки, горные козлы (теке), горные бараны (архары), горностай, изредка встречается снежный барс; из птиц - альпийская галка, рогатый жаворонок, вьюрки, гималайский улар, орлы, грифы и др. На озёрах - водоплавающая птица (утки, гуси), встречаются лебеди, баклан, черный аист и др. Многие озёра богаты рыбой (осман, чебак, маринка и др.).
6.   Состав группы
Поход проводился на шести автомобилях:
1.    Тойота Land Cruiser Prado 90, резина 32" MT, шнорхель, лебёдка;
2.    Тойота Land Cruiser Prado 120, резина 32" MT, шнорхель, лебёдка;
3.    Toyota Land Cruiser 80 (резина 32” AT);
4.    Toyota Land Cruiser 80 (резина 32” MT, шнорхель, лебедка;
5.    Toyota Land Cruiser 80 (резина 35” MT, шнорхель, лебедка;
6.    Ford Explorer (резина 31” AT);
Запас топлива у каждого экипажа на пробег не менее 500 километров. Имелось 2 сэндтрака (трапика), длиной по 1,5 м., удлинительные тросы для лебедок общей длиной 150 м, рывковые стропы, блоки, корозащитные стропы, пять внедорожных домкратов Hi-Jack с зацепами за колесо, бензопила, топоры, лопаты, мобильная баня.
Все автомобили были оборудованы радиостанциями на 27 Мгц (CB), для связи между машинами и GPS навигаторами. Для аварийной связи использовались 2 спутниковых телефона системы GlobalStar.
Фирма Jeeptoys предоставила наше команде GPS-трекер SPOT, так что наше движение можно было отслеживать по карте в реальном масштабе времени. С помощью этого маячка мы могли подать сигнал "требуется помощь" одним нажатием кнопки.
 
ФИО участника, должность
Год рожд.
Город
Транспортное средство, позывной
1.
Гехт Е.Н. Руководитель
1954
г. Омск
а/м 1,Prado 90, Монитор
2.
Гехт Н.И., штурман
1954
г. Омск
а/м 1
3.
Шпук А. В., главный штурман
1974
г. Омск
а/м 2, Prado 120, Ласточка
4.
Шпук Ф. А., штурман
1997
г. Омск
а/м 2
5.
Шпук Е. Г., медик
1975
г. Омск
а/м 2
6.
Бокарев А. Ю., водитель
1975
г. Новокузнецк
а/м 3, TLC-80, Кузнец
7.
Монтотов А. М., медик, фотограф
1976
г. Новосибирск
а/м 4, TLC-80, Доктор
8.
Лукин С. Н., штурман
1955
г. Новосибирск
а/м 4
9.
Табунщиков В. В., водитель
1969
г. Новосибирск
а/м 5, TLC-80, Мираж
10.
Устинова М. А., штурман
1976
г. Новосибирск
а/м 5
11.
Ерохин С. А., водитель
1967
г. Омск
а/м 6, Ford Explorer, Чугайстер
12.
Ерохина Е. И., штурман
1968
г. Омск
а/м 6
   
II.  Содержание отчета
1. Цели путешествия
  1. Совершить туристический поход по Казахстану и Киргизии.
  2. Выяснить состояние дорог по маршруту.
  3. Посетить различные ландшафтные зоны Западной Сибири и Средней Азии.
  4. Посетить достопримечательности по маршруту.
  5. Повысить спортивное мастерство, туристические навыки участников похода.
  6. Освоить движение по горным дорогам и перевалам Средней Азии.
  7. Отработать движение по сильнопересеченной каменистой местности.
  8. Отработать движение в колонне по тяжелым горным дорогам при разной степени внедорожной подготовки автомобилей.
2.   График прохождения маршрута
День
Дата
Участок маршрута
Км/ходовое время
Характер пути, естественные препятствия, опасные участки.
Метео-
условия
1
06.08
Омск – Петропавловск –Щучинск
588 км
12:45
Асфальт 549 км, щебенка 37 км., лесные дороги – 2 км.
+10 - +19°С, переменная облачность, кратковременный дождь
2
07.08
Щучинск –Караганда – Аксу-Аюлы
612 км
11:00
Асфальт - 609 км, щебенка – 25 км, лесные дороги – 3 км.
+11 - +21°С, пасмурно, проливной дождь
3
08.08
Аксу-Аюлы - Чу
717
12:45
Асфальт 705 км, , грунтовые дороги – 12 км.
+9 - +32°С, ночью сильная гроза
4
09.08
Чу – Григорьевское ущ.
411
12:15
Асфальт 392 км, горные дорги -18 км, грунтовые дороги – 1 км
+13 - +29° С, малооблачно, над горами тучи, вечером дождь
5
10.08
Григорьевское ущ. – пер. Кокбель (2375 м.) – Семеновское ущ. – Каракольское ущ.
178
9:45
Асфальт 101 км, разбитая щебенка -13 км, горные – 18 км., камни, колеи, грязь в горах – 42 км.
+4 - +18°С, пасмурно, временами дождь, вечером проливной дождь
6
11.08
Каракольское ущ.- оз. Иссык-Kуль
91
4:45
Асфальт 65 км, грунтовые  -5км, камни, колеи, грязь в горах – 8 км.
+4 - +10°С, дождь, сильный туман, вечером сильный ветер, гроза
7
12.08
Дневка
 
 
+10 - +20°С, солнечно
8
13.08
оз. Иссык-Куль – пер. Калмак-Ашуу (3447 м.) – оз. Сонг-Куль
362
9:45
Асфальт – 233 км., щебенка – 67 км., грунтовые дороги – 12 км., разбитый серпантин с промоинами 50 км.
+5 - +18°С, солнечно
9
14.08
оз.Сонг-Куль – пер. Кара-Кичи (3364 м.) – пер. Тёо-Ашуу (3210 м.) – Кара-Балта
296
10:15
Асфальт – 92 км. разбитый серпантин с промоинами 204 км
0 +37°С, солнечно
10
15.08
Кара-Балта – пер. Кордай – Алма-Ата
283
12:00
Асфальт – 281 км., грунтовка – 2 км.
+19 - +34
11
16.08
Алма-Ата – Чарынский каньон
401
10:15
Асфальт – 354 км., разбитая щебенка – 38 км., грунтовка – 2 км
+17 - +27
12
17.08
Чарынский каньон - Учарал
754
11:45
Асфальт – 753 км., грунтовка – 1 км.
+20 - +37, солнечно
13
18.08
Учарал - Семипалатинск
726
12:15
Разбитый асфальт – 609 км., разбитая щебенка – 116 км., грунтовка – 1 км.
+16 - +33, дымка
14
19.08
Семипалатинск - Омск
530
7:30
Асфальт – 529 км., грунтовка – 1 км.
+15, переменная. облачность
 
Итого: 6015 км./140 час
3.   Дневник. Прохождение и техническое описание маршрута
Дневник похода рекомендуется читать, одновременно просматривая фотографии с приложенного диска. Там же есть 12-ти минутное видео о походе.
День 1 (06.08.11)
В 7:30 отъезжаем от дома. Встреча группы назначена на 8:30 в районе Новой Шараповки. В 8:15 мы на месте. Почти сразу подъезжают два новосибирских экипажа, которые выехали вчера вечером и ночевали недалеко. Подъезжают провожающие и экипаж Чугайстера на Форде. Новокузнецкая машина и экипаж омского Прадика не успели выехать из города до перекрытия (в этот день проходил марафон). Договорились встретится по дороге или в крайнем случае на таможне. В 8:55 начинаем движение.
Дорога хорошая, машин не много, идем плотной колонной. В 10:05 проезжаем Исилькуль, это районный центр в Омской области. Проезжаем Исилькуль и едем на Иссык-Куль. Поскольку была информация, что в Казахстане перебои с горючим, заправляемся на последней российской заправке, очередь, да и нас 6 машин. На заправку ушло 20 минут.
В 10:50 мы на таможне, очередь. В 13:10 выезжаем с нее. Процедура несложная, нужно заполнить миграционную карту на каждого и оформить страховку на автомобиль. Страховку мы оформляли на российской стороне – дешевле, чем в Казахстане. Можно вообще оформить страховку заранее в Омске в страховой компании ВСК.
Отправляем две машины вперед в Петропавловск, поменять деньги на всю команду, а сами не спеша едем по маршруту. В 14:30 мы на объездной Петропавловска. Дорога Омск – Петропавловск, хороший асфальт, трафик не большой. В 14:55 останавливаемся на выезде с объездной и ждем отставшие 2 машины, через 10 мин они подъезжают и мы продолжаем движение. Но недолго, на повороте с объездной на Астану всю колонну останавливают местные гаишники. Проверили документы, спросили куда едем и отпустили с богом.
В 15:30 съезжаем по проселку в лес и останавливаемся на короткий обед, за 40 мин сварили супчику, поели, немного отдохнули.
За Петропавловском в сторону Астаны асфальт стал похуже, много мелких волн, машин стало побольше, обгонять стало труднее.
Перед Кокчетавом 37 километров ремонт дороги, объезд по раздолбанной щебенке. У стелы Кокчетав опять гаишники, остановили одну машину. В Кокчетаве ушли налево и на объездную, там тоже ремонт, ограничения 50. Но делают очень хорошую дорогу.
В 19:15 выходим с объездной на автобан до Астаны. 2 полосы в каждом направлении, разделительный газон, приятно ехать. От Щучинска началась автомагистраль, по три полосы в каждом направлении, (разрешенная скорость 130 км/час.).
Отстаем от графика, но вставать на ночевку все равно нужно, и вставать нужно засветло. Съездов с дороги мало, только к деревням. Не доезжая Макинска по карте озеро и лес. Сворачиваем. Две машины на разведку в сторону озера, две в сторону леса. К озеру подъездов нет, а вот лесок не плохой, туда и едем. Перебираемся через противопожарный ров и находим полянку в хвойном лесу. Отличное место. На поиски стоянки затратили 15 минут, хороший результат. За день прошли 588 км, отстаем от плана на 100 км.
 
День 2 (07.08.11)
Старт назначен на 9:00, стартуем без опоздания, группа хорошо организована, это радует.
В 11:40 подъезжаем к Астане, заправляемся, немного отдыхаем. Экипажи Ласточки и Кузнеца хотят посмотреть Астану. Договариваемся, что мы идем по объездной, а две машины идут через Астану. Встречаемся на выезде. 12:05 уходим на объездную Астаны.
Объездная так себе, с ямками. За 30 минут прошли. Созвонились с Ласточкой, они выезжают, догонят. За Астаной автобан закончился, две полосы, трафик, обгонять трудно.
Пошел дождь, нужно бы пообедать, но под дождем останавливаться не хочется. Находим кафе, возле которого стоит несколько машин, останавливаемся. С кафе мы ошиблись, долго, дорого и не вкусно. Но зато пока мы обедали, подъехал  известный казахстанский джипер Игорь "Beerov". Увидев наши машины он остановился поздороваться.
В 16:20 мы в Караганде. Намеченный маршрут перекрыт бетонными блоками, объезд. Уходим по указателю, разбитые дороги, какие-то базы, закоулки, трафик, бардак какой-то на дорогах, пыль, загазованный воздух. За 40 минут проходим город. Надо бы заправиться, заезжаем на заправку – 92-го нет, дизтоплива – нет. Плохо, впереди большой перегон, без крупных населенных пунктов. Возвращаемся еще на одну заправку, по левой стороне, 92?ой по талонам, дальше, говорят, тоже все по талонам. Но есть 95-тый, по 125 тенге, делать нечего, заливаемся "до полного". Дизельные машины тоже нашли, где заправиться. В 17:40 покидаем не очень гостеприимный город.
От Караганды дорога хорошая, но узкая, много машин. Много поворотов, соответственно, много запретов обгона. После обеда пошел сильный дождь, температура упала до 13 градусов. К вечеру небо разъяснилось, температура поднялась до 21 градуса.
8 часов вечера, нужно останавливаться. Вчерашнее отставание не только не ликвидировали, но еще на 250 километров отстали. Но, по опыту, знаю, ближе к концу догоним и еще и опередим. Съезжаем на первый попавшийся проселок в сторону гор. Километр покрутились вдоль гор, и нашли приличную полянку, даже какая-то вода рядом есть. За 11 часов прошли 612 км.
День 3 (08.08.11)
Ночью была сильная гроза с ветром. Температура утром 9 градусов. Стартуем в 8:20. Астана - Алма-Ата, дорога хорошая, но машин много. Населенных пунктов почти нет, с заправками тоже не очень.
В 11:30 мы в Балхаше, заправка. В город не заезжаем. По дороге пытаемся найти базарчик с фруктами, но там где он всегда был – пусто. Жарко, хочется искупаться, да и дело к обеду. Чугайстер обещает через 130 км песчаный пляж. Едем туда, как раз и время обеда подойдет. Машин стало поменьше, дорога хорошая, идем ровно. Заправились в Сарышагане и, проехав чуть дальше, в 13:15 свернули к озеру. Поплутали по берегу, все заросло камышом, к воде не подойти. Жарко, пыльно, ветер, искать нормальный подход к воде не хочется. Останавливаемся на обед. В 14:40 мы на трассе.
16:50 мы в Бурубайтале. Пост ГАИ, останавливают, проверяют документы, желают счастливого пути.
У новокузнецкой 80-ки обнаружилась небольшая течь ТНВД. Течет только на холостых, позвонили мотористу, сказал – Фигня, до дома доедет.
Уходим с алма-атинской трассы на Чу, асфальт без ям, но глубокие колеи в асфальте (до 10 см), много кочек, машин мало. Идем 90-100, но удовольствия это не доставляет.
В 18:40 проходим Бирилик и попадаем в долину реки Чу (Шу). Чуйская долина славится самыми вкусными дынями и арбузами. Базарчики вдоль дороги, останавливаемся, покупаем. По-русски понимают слабо, дети вообще не понимают.
В 20:10  проходим Чу (Шу) и начинаем искать место для ночевки. Как обычно, делимся на пары и разъезжаемся по ближайшим сверткам. Пришлось покататься по бахчам и садам, пока не наткнулись на отличное место на берегу реки, в 21:10 встали на ночевку. Первым делом искупались, течение сильное - против течения не выгребешь, но и не горная река, где стоять не возможно. Только-только успели приготовить, солнце село, и стало темно. Но это не помешало посидеть за дружеским столом. За 12:45 прошли 717 км. Отставание от графика практически нагнали.
День 4 (09.08.11)
Ночью 13 градусов. Утром солнечно. Выезд был назначен на 9:00, выехали на 15 минут раньше. Едем по Чуйской долине, много населенных пунктов, базарчики вдоль дороги. Перед одним из поселков пост ГАИ, останавливают всех. Дальше забавно – Ну как, документы все в порядке? –Да. – Счастливого пути, езжайте.
В 10:15 мы уже в Кордое, перед границей. Много народу и машин, с трудом находим где припарковаться. Рядом обменник, где можно купить киргизские сомы. Покупаем, чтобы в Киргизии не искать банк.
11:10 мы на границе, очередь большая, бардак, местные лезут без очереди. Перекрываем все подъезды к шлагбауму и всей группой заезжаем на территорию погранпоста. Пассажиров нужно высадить, они проходят паспортный контроль отдельно. Легкий досмотр машин, сдаем миграционные карты и мы на территории Киргизии. Киргизы пытаются снять с нас денег, по 500   рублей с машины. Нахожу старшего смены, майор, показываю маршрутную книжку. Объясняю, что будем писать отчет о походе и, если напишем, что в Киргизии хорошо, то за нами поедут сотни туристов. Нет вопросов, говорит, проезжайте. Оформляем таможенную декларацию, миграционную карту и страховку оформлять не надо. Штамп о въезде в загранпаспорт не ставят.
В 13:10 мы покидаем погранпереход. Не заезжая в Бишкек, по объездной уходим в на Иссык-Куль. До Токмака строят новую дорогу, в объезд всех населенных пунктов. Дорожное полотно готово, но разметки и указателей практически нет. Дорога хорошая, две полосы в каждом направлении.
В 14:10 проезжаем Токмак, он остается в стороне. Дальше начался кошмар. Дорогу да Балыкчи реконструируют, она и так-то была узкой и сложной, а тут прямо на дороге работает техника, заграждения, ограничения скорости, пыль, ямы и бесконечные подъемы/спуски/повороты. Местные игнорируют знаки, обгоняют в закрытых поворотах, подрезают. 80 км до Балыкчи едем два с половиной часа.
17:00, наконец-то кошмар Боомского ущелья закончился, подъезжаем к экологическому посту в Балыкчи, платим по 500 сомов с машины и попадаем на Иссык-Куль.
По северному побережью машин стало поменьше, но постоянные населенные пункты сильно разогнаться не дают. В Киргизии в населенных пунктах ограничение скорости 50 км/час, на загородных дорогах – 90.
Вдоль дороги сплошные курортные поселки, объявления о сдаче квартир. В Тамчи сворачиваем к озеру, нужно же поздороваться со знаменитым водоемом. Подъезжаем почти к воде, дальше пляж, стоянка платная, народа много, на пляже довольно  грязно, вода мутная. Не впечатлило, купаться не стали.
В 19:30 сворачиваем в Григорьевку и, пройдя ее насквозь, начинаем подниматься по ущелью. Но недолго, ущелье перегорожено шлагбаумом, въезд платный. Прошу показать документы, приносят постановление, прейскурант: 250 сомов с машины и 20 с человека. Поторговались, заплатили только за машины. Ущелье освоено до самого верха. Везде юрты, вагончики, палатки, реклама. При этом дорога не сахар – разбитая щебенка. Встать негде, да и не хочется. Поднимаемся до перевала в Семеновское ущелье, в этом месте раньше был погранпост, сейчас нет. Через мостик уходим на другую сторону реки, ущелье заворачивает на запад и идет вдоль хребта с небольшим подъемом. Находим место для ночевки, на берегу реки. Это место нашли быстро, увидели сверху, но потом долго искали, как к нему подъехать. Путь оказался не прост – вернуться назад до стойбища, проехать рядом с кормушкой и загоном для скота, форсировать ручей с заболоченными берегами, потом еще один с каменистым дном, пройти по склону вдоль леса и мы на месте.
21:00 встали на ночевку, высота 2360. Чувствуется недостаток кислорода. Солнце село и сразу стало холодно, пар изо рта идет, закапал дождь. Пришлось достать теплые вещи, шапочки, термобелье.
День был сложный, все ужинают и спать. Завтра с утра торопиться не будем, пробег по плану небольшой, объявляю время старта 11:00. За день прошли 411 км. Перепад высот от 460 до 2360 м.
День 5 (10.08.11)
Ночью температура упала до 4-х градусов, в летних спальниках было не очень уютно. Утром 10 градусов, пасмурно.
С утра возникла идея проехать дальше по ущелью, посмотреть 2 озера и доехать до морены на высоте около 3000 м., может повезет и увидим ледник. В 10:15 начинаем движение.
Поднимаемся до высоты 2960 м. Дорога тяжелая, камни, кое-где болотинки, несколько неглубоких бродов. Озера небольшие, одно справа и ниже дороги, у озера домик и несколько машин. Второе слева и тоже ниже, перед озером заболоченная поляна и ручей. Доехали до морены, можно двигаться и дальше, но уже полдень, нужно возвращаться.
Возвращаемся к мосту и через перевал Кокбель уходим в Семеновское ущелье. Высота перевала 2375 м., каменистая дорога, довольно крутой подъем и такой же крутой спуск, справа крутой склон, узко, две машины не везде расходятся. Пошел дождь, а потом и снег. Неуютно, камни скользкие, включаю блокировку межосевого дифференциала. На самом переломе упираемся в отару овец, двигаемся черепашьим шагом, разгоняя животных сигналами.
Вот и Семеновское ущелье, скользкая песчано-глинистая дорога, потом щебенка. Не устаем удивляться упертости местных водителей, не пропускают даже когда идут явно медленнее. Приходится садиться на задний бампер и сигналить, после этого останавливаются и пропускают колонну.
В 14:00 – выходим на трассу, асфальт, трафик средний, но много населенных пунктов и ограничений скорости. В 15:50 проходим Тюп, в 16:20 заправились в Караколе и в 17:30 мы на въезде в Каракольское ущелье.
Тоже шлагбаум, въезд платный, платим по 150 сомов. На въезде плакат – проезд только на полноприводных автомобилях.
Дорога узкая, две машины расходятся с трудом, но асфальт. На развилке на лыжную базу небольшой поселок. Дальше щебенка, потом мост. До моста можно проехать и на легковой, но через мост проехать уже проблематично -  ступенька на въезде, бревна поперек, бревна играют.
По одному перебираемся на другую сторону реки. Дорога плохая – колеи, камни, грязь, в низинах болото. Периодически штурманам приходится выходить и проводить машины. Но даже при этом несколько раз приходится таскать друг друга и разматывать лебедки. 8 км шли час двадцать. Погода плохая, пасмурно, холодно, горы в тумане, периодически накрапывает дождь. Встать негде, дорога идет вдоль реки, а с другой стороны крутой склон. Несколько полянок было, но небольших и без подъезда. Поднимаемся на высоту 2500, слева большая поляна, лес. Времени уже восемь часов, нужно вставать на ночлег. Выше расположен альплагерь, там большая поляна. Если планируется постоять в ущелье больше одной ночи, то лучше проехать еще километр – полтора. Но нам на одну ночь и здесь неплохо.
Только начали разворачивать лагерь, полил дождь. На скорую руку растянули тент, пока готовили ужин – дождь закончился.
За день прошли 178 км.
По плану у нас назавтра должна быть дневка. Но при такой погоде стоять здесь не хочется – сыро и холодно. Есть и еще одна проблема – экипажу Чугайстера пора возвращаться домой, а один он из ущелья может и не выбраться. Поэтому принимаем решение: завтра спускаться к озеру и искать на берегу место для дневки.
День 6 (11.08.11)
С утра и ночью 4, дождь, сильный туман. После завтрака сходили на водопад, подняться нужно было всего метров 400 по дороге, но из-за недостатка кислорода путь показался раза в три длиннее.
Ночью по дороге прошел полноприводный КАМАЗ, да еще дождь, дорога стала еще хуже. Спускались к Караколу больше двух часов, опять не обошлось без лебедок. В 12:30 мы в Караколе, температура 10 градусов, пасмурно идет дождь. Уже возникают сомнения – А мы точно в Киргизии в середине августа? В Сибири сейчас теплее.
Едим дальше по южному берегу. Дорога неплохая, машин не очень много, но много небольших населенных пунктов с ограничением скорости. После Даркана дорога стала приближаться к озеру. Здесь мы и начали искать место для дневки. Разъехались тремя парами. Крутились по запутанным проселкам минут сорок. Нашли неплохое место за деревней Джениш, но слишком близко к населенному пункту и дороге. А вот второе место было намного интереснее. Песчаный пляж, опоясанный болотом, которое заросло колючей облепихой. Заезд через брод метров 30 длиной, на вид страшновато, но дно твердое. Зато местные на пузотерках не проедут. Там и останавливаемся. Песок довольно коварный, одну из машин засадили, начав неаккуратно разворачиваться. Опять пришлось разматывать лебедку. В 15:00 мы встали и начали разворачивать лагерь для дневки. Погода стала получше, 19 градусов, начинает проглядывать солнышко. Купаемся, разворачиваем походную баню, натягиваем командный тент. Вечером совместный ужин, приехал местный джипер Самат. Мы с ним списывались по интернету еще до поездки. И он, и другие киргизские ребята давали полезные советы по маршруту, и готовы были прийти на помощь, если бы таковая понадобилась. Самат привез еще дров для бани, гостинцев (как без этого!).
Вечером над озером сильная гроза, низкие тучи и молнии. Но дождь захватил нас лишь стороной. После грозы тучи над горами стали подниматься и рассеиваться, может завтра погода будет получше?
За день проехали 91 км. Перепад высот 1600 – 2532 м.
День 7 (12.08.11)
Дневка.
С рассветом экипаж Чугайстера уезжает домой, работа требует их присутствия в Омске.
Остальные спят вволю. Купаемся в озере. К обеду приезжает Самат, он обещал показать окрестности. Часть народа двумя машинами, уезжает на экскурсию, часть остается дневалить в лагере. К обеду экскурсанты возвращаются, Самат привозит барана, готовим праздничный ужин, баня и т.д.
Пробег за день 66 км. Максимальная высота 2260 м.
День 8 (13.08.11)
В 9:15 стартуем. Самат провожает нас до трассы, прощаемся и едем дальше по южному побережью Иссык-Куля. В 10:30 проходим Бокомбаевское.
Проходим перевал 2070, перевал длинный, типа Семинского на Алтае, пару раз на подъеме пришлось пришпорить машинку кик-дауном. В 11:00 в Боконбаевском заправляемся под завязку, быстро пробегаем по магазинам и едем дальше. На заправке нет дизтоплива, у Доктора и Миража есть запас, а у Кузнеца только бак, поэтому Кузнец и Ласточка уходят в Балыкчу.
Остальная группа в 12:15 уходит с основной трассы на Кочкорку. Экологический пост, собирают деньги за въезд на Иссык-Куль, выезд бесплатно. Справа внизу остается Ортокойское водохранилище, воды мало. Наверное, когда оно полное, вид интереснее. В Кочкорке на въезде заправка ГазПромНефть, в очереди машин двадцать, но нам заправляться не надо. Проходим Кочкорку и начинаем подниматься в направлении Сары-Булак – Нарын. Асфальт, местами изрядно разбитый, ямы засыпаны щебенкой. Трафик небольшой, но и возможностей для обгона немного – дорога вьется в ущелье вдоль реки.
В 13:40 уходим с трассы на перевал Калмак-Ашуу. Асфальт сразу заканчивается, начинается щебенка, сначала ничего, потом все хуже и ближе к вершине перевала совсем разбитая, с промоинами. Подъем довольно крутой, пару раз дело дошло до первой передачи, серпантин. От свертка с трассы до оз. Сонг-Куль 50 км. Шли полтора часа. Высота перевала 3447 м., выше мы на машинах еще не забирались. Остановились на перевале остудить машины и самим отдохнуть – кислорода явно не хватает, начинает болеть голова.
Сразу за перевалом открывается вид на озеро, высокогорная степь, деревьев нет. В 14:45 спустились вниз, если высоту 3050 м. можно назвать низом. Отъехали от дороги к двум небольшим курганам, ветер, но нужно пообедать. 40 минут на перекус и едем дальше. Место к стоянке не располагает – голо и ветрено. Степь изрезана руслами ручьев и небольших речек, кое-где в них даже вода есть.
На южном берегу озера недалеко от дороги есть каменный сад Таш-Тулга, датируется I веком до н.э. Представляет он из себя вытянутые в линию девять жертвенников, каждый из которых состоит из восьми камней, расставленных по кругу. Линия жертвенников ориентирована строга на север.
Вдоль озера стоят юрты для туристов, не подъезжали и цен не узнавали.
Объехали Сонг-Куль с юга, ушли со щебенки на полевую дорогу, которая быстро исчезла. Дальше километров семь крутились по степи, лавируя между горами. В 18:45 нашли место на западном берегу в русле высохшей реки. Высота 3050, чувствуется недостаток кислорода, все приходится делать медленно и печально, иначе сразу отдышка и сердцебиение. Как только село солнце – мгновенно похолодало. За день прошли 362 км, перепад высот 1600 – 3442 м.
День 9 (14.08.11)
Всю ночью было 0 градусов, машины в измороси. Это называется -  приехали летом в Среднюю Азию! Пока солнце не встало – дубак, солнце встало, сразу стало тепло.
Старт был назначен на девять, в 8:45 начинаем движение. Решили выехать не так, как заехали, вчера вдоль озера увидели дорогу, по ней и решили ехать. По полю вышли на профиль, профиль неплохой, но много промоин и размытых мостиков, объезжаем по полю. В 9:30 выходим на основную дорогу вокруг озера  и уходим в сторону перевала Кара-Кичи.
Перевал Кара-Кичи, щебенка, довольно круто, серпантин, промоины. В 10:15 мы на перевале, короткая фотосессия. После спуска с перевала дорога долго идет вдоль реки Каракичи, видим заброшенный карьер.
В 12:15 проходим районный центр Чаек, неплохо бы заправиться, но заправки нет. Расход больше, чем мы рассчитывали и до Кара-Балты может не хватить горючки.
Подъезжаем к мосту через р. Кекемерон. Нам нужно двигаться на север, вниз по течению, но не можем не проехать немного вверх по течению и посмотреть Кекемеронский каньон. Проезжаем на юг 7 км. Красивое ущелье, красивая река, делаем небольшую остановку на фотосъемку.
Здесь наш экипаж оставляет основную группу,  нам нужно сегодня быть в Кара-Балте. У штурмана там живет сестра, грех проехать мимо. Договариваемся о примерном месте ночевки и о месте встречи завтра.
До Суусамыра щебенка в разных ипостасях от плохой до очень плохой, промоины продольные и поперечные. Но места очень красивые, горы разных цветов и оттенков.
В Суусамыре купили 10 литров бензина в пятилитровых пластиковых бутылях по 35 р. за литр. От Суусамыра до выхода на трассу Ош-Бишкек разбитый асфальт, весь в ямах, лучше бы щебенка была.
В 16:30 мы на хорошем асфальте трассы на Бишкек. Вдоль дороги торгуют бензином в бутылях, медом. И сразу начинается крутой подъем. Дорога хорошая, широкая, но уж больно круто и постоянные повороты. За 12 км подъема набрали километр высоты. Виды с перевала на Суусамырскую долину красивые, но останавливаться особенно негде, обочина узкая. Вот и тоннель. Горит красный, но нам машут – проезжайте. Потом узнали, что светофор для грузовиков, их пропускают поочередно, а легковые идут постоянно. Въезжаем в тоннель, темно, узко, шумно, стены нависают. Хочется держаться подальше от стены, но нельзя – встречные машины не дают. Сначала идет небольшой подъем, потом спуск. В тоннеле ограничение скорости и запрещение обгона, но местные игнорируют знаки и пытаются обогнать в тоннеле. Тоннель показался очень длинным, хотя его длина всего 2,5 км. Температура на перевале 21 градус.
Выезжаем из тоннеля, и сразу начинается спуск, еще более извилистый, чем подъем и не менее крутой. Длина спуска 50 км, потеря высоты 2 км. Спускаться, пожалуй, тяжелее, чем подниматься, машина постоянно пытается разогнаться даже на второй передаче, часто упираешься в почти стоящие тяжелые бензовозы. Где-то на 30 км спуска нашли небольшую ровную площадку и остановились на 10 мин - отдохнуть и попить кофе.
Наконец-то въезжаем в Чуйскую долину, на въезде пост, где платим $5 за проезд. Температура в Кара-Балте 37 градусов, сегодня утром на Сонг-Куле - 0, с такими перепадами температуры мы еще не сталкивались.
В 17:00 мы на месте. По дороге залили 11 литров на последние сомы. За день прошли 307 км.
Основная группа в 19:30 встала на ночевку, немного не доезжая Сосновки, в ущ. Узун-Булак.
День 10 (15.08.11)
Сбор группы назначен на 10:00, в половине десятого выезжаем и сразу слышим переговоры по радио. Уточняем место встречи и в 10:15 встречаемся на трассе на Бишкек. Группа высказывает пожелание посмотреть Бишкек, мы не против, но сами решили туда не ехать, т.к. были в Бишкеке несколько раз и не хочется крутиться по городу. Договариваемся о встрече перед погранпереходом и отпускаем ребят вперед.
В 11:30 подъезжаем к погранпереходу, много машин и народа. Становимся напротив поста ГАИ на обочину, в тень дерева. На улице жарко, солнце печет. Кругом суета, толчея, кто-то пытается проехать по встречной, кто-то прямо на дороге перегружает товар, короче, бардак.
В 14:00 подъезжает наш народ и Бишкека, сразу встаем в очередь. Только через час заезжаем на территорию погранперехода. Порядка никакого – каждый пытается пролезть без очереди. Проходим формальный таможенный контроль (даже декларацию не забрали) и в 15:20 покидаем территорию Киргизии. Перед казахским шлагбаумом смертоубийство. Омоновцы в масках пытаются оттеснить толпу пеших "челноков". А те, в свою очередь, пытаются всеми правдами и неправдами проникнуть на территорию Казахстана и, главное, пронести туда свои баулы. В узкую калитку для пешеходов пройти невозможно, поэтому часть ломится через ворота для автомобилей. Стоим, ждем, пока освободят дорогу. В 15:40 заезжаем за шлагбаум. Нас сразу отправляют в зону досмотра (здесь это называется "вниз на яму").
Там уже стоят две наших машины, но их не досматривают, ждут, пока соберется вся группа. Подходит пограничник и на телефоне набирает цифру 2000, что означает 2000 р. с машины и досматривать не будем. Пытаюсь договориться, мотивируя маршрутной книжкой, полезностью нашего похода и пр. Не действует, ведут себя нагло и грубо. Оно и понятно, два сержанта и прапор. Платить отказываемся, начинаем разгружать машины, вяло переругиваясь с пограничниками. Мы особенно не торопимся, чем меньше разгрузим, тем меньше загружать. Площадку мы заняли всю, так что это им должно скоро надоесть. Так и случилось, минут через тридцать пограничники сказали - Хватит, собирайте свои манатки и езжайте. Я конечно не оставил этот инцидент без последствий. По приезду домой написал письма в штаб погранвойск и в министерство туризма Казахстана. Служба собственное безопасности меры приняла, на погранпост выезжал следователь, эту смену пограничников сняли с досмотра и надеюсь на долго отбили желание "трясти" туристов.
В 16:30 мы выехали с таможни. Обсуждаем ситуацию. Без регистрации в Казахстане мы можем пробыть 5 дней, считай один уже прошел. Выехать мы должны до 12 часов ночи 19-го. Это пятница. Если найти, где зарегистрироваться, то можно выехать в субботу, позже нельзя – всем в понедельник на работу, а от границы еще доехать нужно. Регистрация отнимет полдня. Таким образом, почти ничего не выигрываем. Решаем ехать без регистрации и выезжать в обед пятницы (запас на случай большой очереди на границе). Но тогда времени у нас не много, дневка отменяется, но Чарынский каньон посмотрим.
Сразу на выезде из Кордая заправляемся, т.к. баки у всех пустые. И направляемся в сторону Алма-Аты. Дорога хорошая, ровный широкий асфальт, машин не очень много, и идут все быстро, так что проблем с обгонами нет. Единственная неприятная ситуация была перед постом возле Кенина, выходим с поворота и сразу знак 20, еле успели оттормозиться. Перед Алма-Атой две полосы в каждом направлении.
В 19:20 уходим на объездную Алма-Аты. Кузнец еще в Киргизии распорол боковину колеса, и они с Ласточкой уходят в Алма-Ату искать хороший шиномонтаж, а заодно и переночевать у знакомых. Мы же съезжаем с трассы в сторону каких-то котлованов и располагаемся на ночлег. За день прошли 283 км.
День 11 (16.08.11)
Стартуем в 8:00, идем дальше по объездной. Объездная Алма-Аты сложная, указателей мало, шли по заранее заготовленному роуту, без него блудили бы точно. Дорожка так себе, много населенных пунктов, ограничений, трафик. Прошли объездную за 2 часа. Вышли на Кульчинский тракт, три-четыре полосы, средний трафик, средний асфальт.
На свертке на Иссык встречаемся с Ласточкой и Кузнецом. Ушли с Кульчинского тракта на Иссык, хотя можно было этого не делать, потом вернулись на тракт, по дороге нашли питьевую воду, залили все емкости.
В 13:00 делаем десятиминутную остановку в Кокпеке, стоянка, несколько ларьков и много воды! Вода течет из двух кранов, из одного ледяная, из другого потеплее. На улице жарко, солнце в зените, печет. Умываемся. Чувствуется, что накопилась усталость, народ вялый, да и нам хочется в теньке полежать. До каньона осталось 35 километров, едем.
На развилке, послушавшись Навител-навигатор, сворачиваю налево, штурман говорит нужно ехать прямо. Штурману я больше верю, остановились, тут местные, спрашиваем – До каньона по этой дороге доедим? Да говорят, езжайте вперед, там будет указатель. Зря мы им поверили. Нет, они не обманули, указатель был… через 31 километр, а потом еще 18 км. зубодробительной щебенки. Щебенка идет по холмам, и сильно не разгонишься, а на 20 км/час у меня панель так прыгала, что готова была оторваться. Останавливаюсь, сдуваю колеса – стало чуть легче. Значительно короче было проехать на развилке прямо и потом, тоже по указателю, свернуть налево к каньону.
В 14:20 подъезжаем к въезду в каньон. Платим по 1200 тенге с машины, получаем пропуск на сутки. По этому же пропуску можно посетить реликтовую ясеневую рощу. Подъезжаем к каньону, впечатляет. Фото и видео съемка, сначала сверху, потом спустились вниз (у кого еще силы были). Поснимать бы здесь на восходе, еще лучше переночевать в каньоне, но времени и сил уже нет. Хочется окунуться в речку и полежать в теньке. Время половина четвертого, а мы еще не обедали. Отъезжаем чуть в сторонку и перекусываем.
План похода выполнен, осталось доехать домой. Обсуждаем дальнейшие планы. Новосибирцам и новокузнецкому экипажу удобнее ехать через  погранпереход в районе Семипалатинск – Веселоярск, нам через Павлодар – Черлак.
Предлагаю заночевать здесь и завтра вместе доехать до Аягуза всем вместе, но новосибирцы рвутся домой. Понимаю, все устали, хочется быстрее добраться домой и немного отойти перед началом работы. Фотографируемся напоследок, договариваемся о связи, прощаемся и расстаемся. Мираж и Доктор уезжают по направлению к Чунже.
Вставать на ночевку еще рано, да и жарко. Недалеко есть геокешерский тайник, решили поехать поискать.
Возвращаемся на асфальт, теперь уже по более короткой дороге. То же "стиральная доска", но дорога идет по равнине и если разогнаться до 60 км/час, то тряска исчезает, правда повороты приходится проходить в небольшом заносе.
Выходим на асфальт, проходим небольшой перевал и спускаемся к р. Чарын. Не доезжая моста, уходим на едва заметную полевую дорогу, поднимаемся на небольшое плато. Долина реки и горы, за которыми Китай как на ладони. Берем тайник, возвращаемся на развилку перед каньоном и едем искать Ясеневую рощу. Ищем долго, т.к. не думали, что она так далеко, а объяснить, где сверток толком никто не мог. Но находим, и оказалось, что искали не зря.
В 18:30 заезжаем на территорию, тенистые аллеи, народа почти нет, и рядом течет Чарын. В этом месте он неширокий и неглубокий, вода теплая. Ставим машину в тень и первым делом идем купаться. Кайф неимоверный. Долго нежимся в струях воды. Потом ужин в тени деревьев, холодный арбуз под водочку…
За день прошли 401 км.
День 12 (17.08.11)
Отличное место, здесь можно было бы устроить дневку, но времени нет, нужно ехать, стартуем в 8:30. От Чарынского каньона до Кокатала дорога асфальт, средней паршивости, кочки, колеи, но 90-100 идти можно.
В 9:00 мы в Чунже, ищем банк, нужно поменять деньги. Нашли, но он еще закрыт, едем дальше. Мост через р. Или, со 110 приходится оттормаживаться до 40, довольно жестко. Река широкая, ниже на ней Капчегайское водохранилище, интересно было бы вдоль нее проехать.
10:15 Коктал, немного заблудились, не в тот сверток с кольца ушли. Дорога стала получше, машин немного. Прошли пер. Алтынэмель (1711 м.).
В 12:30 мы Сарыозеке, есть объездная, но у нас мало бензина и совсем нет местных денег. Заезжаем в самый центр, находим банк, очередь, но курс хороший. Меняем деньги, на выезде заправляемся.
Дорога до Талды-Кургана вертлявая, несколько перевалов, перед городом длинный спуск, дорога не узкая, три машины разъезжаются, трафик небольшой. В 14:15 объездная Талды-Кургана. Объездная - четыре полосы с разделительным газоном, фигурно подстриженные кустарники. Машин мало. Непонятно город это или нет – белой таблички не было, но красивая надпись Талды-Курган была, поэтому сильно не разгоняемся, идем 70. В конце объездной ремонт, одна сторона закрыта. На всю объездную ни одной приличной заправки. Уходим на Кызылагаш, заправки либо страшные, либо нет 92-го. Но заправиться надо, что дальше с горючкой не понятно, в прошлую нашу поездку в этом районе были большие проблемы с топливом. Заправляемся на последней заправке, дорого. А дизтоплива нет вообще, Ласточка с Кузнецом крутятся по городу ищут солярку.
15:15 Кызылагаш. До Кызыл-Агаша плохой асфальт, сам Кызыл-Агаш забавный поселок, небольшой, все дома одинаковые, новенькие. Заправки нет.
, 16:45 Сарканд. До Сарканда дорога дрянь, но свои 90 идти можно, много знаков ограничения скорости. Полтинник стоял ни о чем, дорога ничем не отличается от того, что было раньше и позже. Но в конце стояли гаишники с радаром и стригли купоны, нам мигнули встречные.
До Кальбая хороший новый крупнозернистый асфальт, а после него старая бетонка покрытая асфальтом, и на месте стыков плит ямы сантиметров пятнадцать, удары в подвеску очень сильные. И, главное, скорость не подберешь и медленно едешь бьет и быстро - тоже бьет. Идем по краю пустыни Таскаракум. В 19:00 проходим Учарал и сворачиваем на Аягуз. Дорога стала получше, но не на много. Проезжаем еще 80 км и в 20:30 становимся на ночевку. Солнце садится, а температура 34 градуса.
Место для ночевки нашли забавное. Кругом солончаки и ровная как стол степь. Но в одном месте стоит небольшая сопка, высотой метров 30-50. К ней ведет чуть заметная колея, свернули, перелезли противопожарный ров, заехали наверх. А там, внутри сопки, небольшой карьер, брали щебенку. Видно, что в этом году не работали, спустились в него, с дороги нас не видно, даже зажжённых кемпинговых фонарей и костра. Три машины расположились вольготно. За день прошли 754 км.
День 13 (18.08.11)
Стартуем в 7:45. Дорога до Аягуза очень плохая, кочки на асфальте, ямы, вытрясает всю душу. В 10:00 мы в Аягузе.
13:00 Георгиевка. Дорога от Аягуза до Георгиевки такое же дерьмо, как и до Аягуза. От Георгиевки строят новую дорогу, сейчас сплошные объезды, ограничения 50, в одном месте довольно долго 20. Вышли на старую дорогу, дорога широкая, местами четыре полосы, но покрытие ужасное, ям больше, чем асфальта. В 1998 году дорога была плохая, но сейчас еще хуже.
16:15 Семипалатинск. Город не узнать, преобразился и расцвел. Дороги широкие, покрытие идеальное. Несколько напрягают кольца, наверное, из-за своей непривычной организации движения. Главная по кольцу, на въезде три полосы, но если ты зашел по первой, то обязан уйти в первый же выход. На первом кольце я на этом попался, хорошо, что место разворота было недалеко. Но зато, если не знаешь куда выезжать с кольца, можно крутиться на нем сколько хочешь, пока не определишься с выездом, ты на главной!
Прощаемся с Кузнецом, он идет на погранпереход и через Алтай домой. Отзвонились новосибирцы, они уже дома.
Семипалатинск – Лебяжье дорога средней паршивости, в Павлодарской области асфальт ровнее, но появились ямки. В районе Лебяжьего много ям, как после бомбежки. Встали на ночевку в заброшенном саду сразу за Лебяжьим в 20:00. Температура упала, на ночевку встали при 15 градусах, тучи, видимо будет дождь. За день прошли 726 км. Для таких дорог это подвиг.
День 14 (19.08.11)
Ночью сильная гроза, дождь, температура 10 градусов. Утром сворачиваем лагерь под дождем. Старт в 8:00. До Павлодара асфальт неплохой, попадаются ямки, но поскольку скорость 100-110, то их пролетаешь не заметив.
В 9:15 Павлодар, проходим через самый центр, но без проблем, дороги широкие, пробок нет, разметка, знаки, светофоры – все адекватное. В 10:00 выходим из Павлодара, на остатки тенге заправляемся. За Павлодаром хорошая дорога, особенно за Железинкой, машин мало. В 12:10 мы на погранпереходе, 12:50 выходим с погранперехода, всё! Мы почти дома.
В 15:30 мы дома, за день прошли 530 км. Всего за поход 6015.

 

 
4.   Специальное снаряжение
На один автомобиль на примере а/м 1
Авто
К-во
Огнетушитель
1
Аптечка
1
Аварийный знак
1
Стропа динамическая
1
Трос буксировочный
1
Блок
2
Шаклы
5
Стропа корозащитная
1
Лопата
1
Топор
1
Домкрат "Хай-Джек"
1
Хай-лифт для подъема за колесо
1
Преобразователь 12/220В 350 вт.
1
Компрессор 72 л./мин.
1
Насос водяной 12 в. со шлангом
1
Масла трансмиссионные
1 л.
Масло моторное
1 л.
Декстрон III
2 л.
Пластичная смазка в тубах
1 шт.
Тормозная жидкость
1 л
WD40 (350 мл.)
1
Емкости для воды (10 л. канистра, три 5 л. бутыли, две 2 л. бутылки)
на 29 л.
Провода для прикуривания
1
Провода, предохранители, реле
1
Ремни двигателя комплект
1
Тормозные колодки пер./зад. б/у
4
Тормозные шланги пер.
2
Фильтры: топливный, воздушный, масляный
1
Лампы фар, габаритов, поворотников
5
Камера
1
Шпильки колесные
6
Домкрат стандартный
1
Набор инструментов для мелкого ремонта
1
Доп. набор инструмента
1
Съемник масл. фильтра
1
Ножовка по металлу с полотнами
1
Монтажка
2
Кувалда 1,5 кг.
1
Метизы (хомуты, болты и т.д)
1
Комплект для ремонта колес/электрики
1
Удлинитель 220 в 5 м.
1
Герметик-прокладка
1
Клей универсальный
1
Холодная сварка
1
Эпоксидка
1
Скотч усиленный
2
Нитки, иголки
1
Гвозди 150 мм.
15
Репшнур 4 мм
20 м
Альпинистская веревка 9 мм
20 м
Палки туристические
2
Толстые верхонки
1 пар
Перчатки рабочие
6 пар.
Палатка на крыше автомобиля с пенкой
1
Спальники
2
Подушки
2
Пенки
1
Коврики самонадувающиеся
1
Стол складной
1
Кресла складные
2
Табуретка складной
1
Дождевик
2
Тент 3х3 м.
1
Сапоги рыбацкие
1
Берцы
2
Костюм непромокаемый для штурмана
1
Перчатки резиновые рабочие
2 пары
GPS-навигатор
2
CB-радиостанция
1
LPD/PMR портативные радиостанции
2
Вес экипажного снаряжения ~200 кг.
 
Групповое снаряжение
Авто
К-во
Дрель аккумуляторная, набор сверел
1
Болгарка с дисками
1
Удлинители троса лебедки
100 м.
Телепузики
1
Тент 4х6 м.
1
Сэнд-трак (трапик), 1,5 м.
4
Спутниковый телефон
2
УКВ радиостанция автомобильная на 144/430 Мгц
1
Клепальник с клепками
1
Командная аптечка
1
Походная баня с запасом дров
1
 
Вес группового снаряжения ~60 кг.
 
5.   Итоги, выводы и рекомендации
  1. Маршрут соответствует заявленной сложности согласно требованиям и правилам ТССР и может быть рекомендован автотуристам в качестве похода IV категории сложности.
  2. Нитью маршрута охвачена большая территория Казахстана и Киргизии.
  3. Маршрут живописен, природные виды разнообразны.
  4. Середина августа – хорошее время для прохождения маршрута, уже не так жарко, как в июле, но и еще нет снега на перевалах, как может быть в сентябре.
  5. Для прохождения большей части маршрута специальная подготовка автомобиля не требуется, достаточно стандартного полноприводного автомобиля высокой проходимости (не кроссовер!). Единственное место, где нужна подготовка – Каракольское ущелье. Здесь минимально необходимый уровень подготовки автомбиля -  резина 31-32” АТ или МТ, электрическая лебедка.
  6. Из-за наличия большого количества участков дорог с жестким неровным покрытием, необходимо периодически (лучше ежедневно) проверять и протягивать резьбовые соединения и проверять крепеж груза на багажниках.
  7. Могут быть перебои с  горючим, как в Казахстане, так и в Киргизии, поэтому желательно иметь запас горючего на 700-800 км хода.
  8. Запас питьевой воды не менее 10 л. на человека, воду не так просто найти, многие колонки в деревнях не работают.
  9. Состояние дороги постоянно меняется. В восточной части Казахстана дороги плохие, но идет грандиозное строительство и возможно через год-два ситуация сильно улучшится.
  10. Особых проблем с казахскими и киргизскими гаишниками нет, если не нарушать правила. При общении с киргизскими стражами порядка обязательно скажите, что едете на/или с Иссык-Куля, помогает.
  11.  В Казахстане на загородных дорогах разрешенная скорость 110 км/час, в населенных пунктах - 60, в Киргизии 90 и 50, соответственно.
  12. Затраты на горючее примерно 20 тыс. рублей на одну машину. Других крупных трат не было. Стоимость бензина в Казахстане в пересчете на рубли 21,2 за 92-ой, 25,0 за 95-тый. В Киргизии 92-ой стоил в районе 23,8 и 25,6 за 95-тый.
6.   Поломки и их устранение
Кроме двух пробитых колес и небольшой течи ТНВД у Кузнеца, поломок не было.
 
7. Карта поездки

 

 

8.   Список используемой литературы
1.    Омская область, путеводитель Ле Пти Фюте, Авангард, 2006 г.
2.    Сайт http://ru.wikipedia.org
 
III.  Приложения
 
Вмдеоприложение к отчету
 

  

Треки похода по дням и полезные точки по маршруту
Галереея из 139 фотографий из похода
Отчет Алексея
Отчет Марины
 
Отчет написан Гехтом Е.Н.
в отчете использованы видео и фотоматериалы участников похода.

При полном или частичном воспроизведении данного материала, ссылка на оригинал обязательна.

Copyright © e-geht 2011

 

Показать еще статьи этого автора