закрыть

Этот сайт создан автотуристами для автотуристов. Здесь можно выкладывать отчеты о походах и экспедициях, статьи по тематике сайта, новости. Этот сайт не принадлежит какому-либо спортивному или туристическому клубу, организации и т.д. посему никакой дискриминации по клубному признаку. Мы рады видеть у себя представителей всех клубов, конфессий и концессий. Не будем притеснять и наших двухколесных братьев – мотоциклистов, а так же автоспортсменов и вообще всех кому интересны путешествия с использованием механических транспортных средств. Сайт не преследует коммерческих целей, если и будет какая реклама, то только чтобы заплатить за хостинг и домен.

 

О проекте

Печать
Автор: e-geht   
03.03.2013 12:26

Внедорожный Первомай 2012

Отчет об автомобильном спортивном походе первой категории сложности по территории Западной Сибири:
г. Омск – с. Тара – с. Самсоново – с. Крапивка - с. Тимирка – с. Усюльган (неж.) – ур. Красный Яр – с. Новоягодное – с. Усть-Шиш - с. Усть-Тамак – с. Качуково – с. М. Кова – с. Пологрудово – с. Самсоново – с. Тара - - г. Омск

29 апреля - 1 мая 2012 года

 

Маршрутная книжка №4А-2012
Омск 2012

 

I.  Справочные сведения
1.   Проводящая организация
Клуб спортивного автотуризма "Бывалец", г. Омск, http://art4x4.ru/
Команда "Любители бездорожья", г. Омск, http://off-road-omsk.ru
Команда "4х4Omsk", г. Омск, http://4x4omsk.ru/forum/index.php
2.   Категория
Вид туризма: автомобильный
Категория сложности: I
Протяженность: 787 км
Продолжительность: 3 дня
Сроки проведения: с 29.04 по 1.05.2012
 
3.   Район
Омская обл.
 
4.   Подробная нитка маршрута
г.Омск – с.Тара – с.Самсоново – с.Крапивка - с.Тимирка – с.Усюльган (неж.) – ур. Красный Яр – с. Качуково – с. М. Кова – с. Пологрудово – с. Самсоново – с. Тара - г. Омск
5.   Состав группы
Экспедиция проводилась на 29 автомобилях. Запас топлива у каждого экипажа на пробег не менее 500 километров. Имелись буксирные троса общей длиной 250 м, рывковые стропы, стационарные лебедки 3,0-4,5 т, бензопилы, топоры, лопаты.
Автомобили были оборудованы CB-радиостанциями и LPD/PMR-радиостанциями, для связи между машинами, и GPS навигаторами. Для аварийной связи экспедиция была оснащена спутниковым телефоном.
 

ФИО участника, должность

Год рожд.

Дом. адрес

Транспортное средство

01

Гехт Евгений Николаевич

1954

Омск

Руководитель, водитель, А/м № 1

02

Гехт Наталья Ивановна

1954

Омск

Штурман, медик,  виде­опер­атор А/м № 1

03

Гехт Ольга Григорьевна

1973

Омск

Водитель, А/м № 2

04

Гехт Елизавета Николаевна

1995

Омск

Штурман, А/м № 2

05

Шпук Алексей Владимирович

1974

Омск

Водитель, А/м № 3

06

Диденко Илья Николаевич

1979

Омск

Штурман, А/м № 3

07

Шпук Фёдор Алексеевич

1997

Омск

Участник, А/м № 3

08

Шпук Елена Григорьевна

1975

Омск

Участник, А/м № 3

09

Мешков Игорь Владиславович

1985

Омск

Водитель, А/м № 4

10

Степанова Дарья Андреевна

1990

Омск

Штурман, А/м № 4

11

Сухарев Роман Юрьевич

1984

Омск

Водитель, А/м № 5

12

Дрофиенко Филипп Викторович

1981

Омск

Водитель, А/м № 6

13

Бекшенев Альфред Сафарович

1975

Омск

Водитель а/м № 7

14

Прокин Михаил Юрьевич

1974

Омск

Штурман а/м № 7

15

Потапов Максим Олегович

1981

Омск

Водитель а/м № 8

16

Репин Александр Александрович

1979

Омск

Штурман а/м № 8

17

Загоруйко Денис Алексеевич

1981

Омск

Водитель, А/м № 9

18

Максимова Инна Викторовна

1977

Омск

Штурман, А/м № 9

19

Конопелько Николай Сергеевич

1958

Омск

Водитель, А/м № 10

20

Киселев Андрей Владимирович

1961

Омск

Штурман а/м № 10

21

Юсковец Иван Александрович

1981

Омск

Штурман а/м № 11

22

Рязанов Дмитрий Сергеевич

1972

Омск

Водитель а/м № 11

23

Рязанова Наталья Васильевна

1980

Омск

Штурман а/м № 11

24

Шишков Дмитрий Сергеевич

1980

Омск

Водитель, А/м 12

25

Сорокин Алексей Владимирович

1974

Омск

Штурман, А/м 12

26

Кабаков Павел Викторович

1979

Омск

Водитель, А/м 13

27

Лещук Евгений Вячеславович

1980

Омск

Штурман, А/м 13

28

Шкель Денис Николаевич

1982

Омск

Водитель А/м 14

29

Шкель Татьяна Васильевна

1986

Омск

Штурман А/м 14

30

Корниенко Олег Викторович

1978

Омск

Штурман А/м 14

31

Корниенко Ольга Сергеевна

1984

Омск

Штурман А/м 14

32

Позюмский Алексей Андреевич

1980

Омск

Водитель А/м 15

33

Позюмская Дарья Николаевна

1980

Омск

Штурман А/м 15

34

Позюмская Полина Алексеевна

2005

Омск

Штурман А/м 15

35

Кобенко Виталий Иванович

1976

Омск

Штурман А/м 15

36

Кобенко Антон Витальевич

1999

Омск

Штурман А/м 15

37

Резин Артем Викторович

1979

Омск

Водитель, А/м № 16

38

Климкина Татьяна Александровна

1984

Омск

Штурман, А/м № 16

39

Верхотуров Игорь Леонидович

1971

Омск

Водитель, А/м № 17

40

Верхотурова Алена Игоревна

1999

Омск

Штурман А/м № 17

41

Ковал Денис Сергеевич

1980

Омск

Штурман А/м № 17

42

Соловьев Алексей Николаевич

1981

Омск

Водитель А/м № 18

43

Голузов Сергей Михайлович

1976

Омск

Штурман, механик А/м № 18

44

Мусинов Дмитрий Александрович

1981

Омск

Штурман, фотограф А/м № 18

45

Медведев Роман Валерьевич

1979

Омск

Водитель, А/м № 19

46

Павлючко Константин Алексеевич

1985

Омск

Водитель, А/м № 20

47

Тимчук Марина Васильевна

1987

Омск

Штурман, А/м №20

48

Таран Михаил Владимирович

1985

Омск

Водитель, А/м № 21

49

Таран Анастасия Николаевна

1982

Омск

Штурман, А/м №21

50

Потапов Дмитрий Владимирович

1985

Омск

Водитель, А/м № 22

51

Потапова Надежда Юрьевна

1986

Омск

Штурман, А/м № 22

52

Черноусов Александр Александрович

1984

Омск

Водитель А/м № 23

53

Никифорова Дарья Михайловна

1988

Омск

Штурман, повар А/м № 23

54

Коньков Юрий Степанович

1976

Омск

Водитель А/м № 24

55

Степулева Елена Николаевна

1984

Омск

Штурман, А/м № 24

56

Никульшина Марина Евгеньевна

1983

Омск

Штурман, А/м № 24

57

Григорьев Александр Сергеевич

1987

Омск

Водитель А/м № 25

58

Черепанов Андрей Сергеевич

1988

Омск

Штурман А/м № 25

59

Вырва Павел Андреевич

1985

Омск

Водитель, А/м № 26

60

Щук Алексей Александрович

1983

Омск

Пассажир А/м № 26

61

Волков Валерий Анатольевич

1975

Омск

Водитель, А/м № 27

62

Петров Вячеслав Борисович

1977

Омск

Штурман, А/м № 27

63

Пирогов Александр Викторович

1970

Омск

Водитель, А/м № 28

64

Еремин Сергей Игоревич

1970

Омск

Штурман , А/м № 28

65

Гренадеров Дмитрий  Васильевич

1969

Омск

Штурман , А/м № 28

66

Дмитриев Андрей Юрьевич

1974

Омск

Штурман , А/м № 28

67

Пукин Вячеслав Анатольевич

1968

Омск

Водитель, А/м № 29  

68

Пукин Максим Вячеславович

1989

Омск

Штурман , А/м № 29

 
II.  Содержание отчета
1. Цели путешествия
  1. Совершить туристический поход по Омской области.
  2. Выяснить состояние дорог на участке Тимирка – Красный Яр.
  3. Отработать движение в колонне состоящей более чем из 10 машин
  4. Отработать движение в колонне по тяжелым лесным и полевым дорогам при разной степени внедорожной подготовки автомобилей.
  5. Отработать использование радиосвязи при движении большой колонной.
2.   График прохождения маршрута

День

Дата

Участок маршрута

Км/ходовое время

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки.

Метео-
условия

1

29.04

Омск–Кр. Яр

395 км
14:40

Асфальт 326 км,, щебенка – 11 км., грунтовка в дождь – 25 км., лесовозная дорога в дождь – 30 км

+4 +10°С, пасмурно, временами дождь

2

30.05

Кр.Яр - Пологрудово

44 км
7:00

щебенка – 11 км.,грунтовка в дождь – 8 км., лесовозная дорога в дождь – 25 км.

+4 - 10°С без осадков

3

01.05

Пологрудово  - Омск

351 км
07:30

Асфальт 329 км, грунтовка – 22 км.

+2 - 10°С без осадок

Итого: 787 км./29:10 час
3.   Дневник. Прохождение и техническое описание маршрута
В этом году на Внедорожный Первомай заявилось рекордное количество участников – 32 экипажа, более 70 человек. Перед самым походом три экипажа снялись, но все равно 29 машин это очень много для автопохода. Более половины участников без опыта турпоходов.
В связи с этим было принято решение провести предварительную разведку маршрута и разделить группу на три части.
Разведку на квадрациклах проводил А. Шпук. По результатам разведки он охарактеризовал маршрут как простой, не сложнее прошлогоднего Первомая. До первого лагеря вообще ни каких проблем, и весь оффроад приходится на второй день. Но после разведки всю неделю на севере шли дожди. И не такие, как обычно бывают весной, а серьезные ливни, что редкость для тех мест и этого времени года.
Группу разделили на 3 части: группа A ("Альфа") под управлением А. Шпука, группа C ("Чарли") под управлением – И. Верхотурова и группа F ("Фокстрот") под моим началом. Групп А и F были примерно одинаковы по подготовке машин, а группа C были собраны машины с несколько большем уровнем подготовки. Заранее решили, что по категорийному участку пойдем в следующем порядке: Альфа, Фокстрот, Чарли.
 
День 1 (29.04.2012)
 
К намеченному месту старта все участники экспедиции прибыли вовремя. Небольшая подготовка перед стартом - наклейка логотипов похода "Внедорожный Первомай", получение информационных листов, значков для каждого участника, проверка радиосвязи, знакомство участников (в этом году добавились новые люди). 
Дорога хорошая, машин не много, идем плотной колонной
В первый день было решено идти так же группами, и каждая группа стартовала самостоятельно. Порядок следования групп не задавался, т.к. ничего сложного не ожидалось, и порядок движения ничего не решал. Потом мы сильно об этом пожалели. Из города вышли в таком порядке: Альфа, Чарли, Фокстрот.
Погода не радует – сильный ветер, периодически дождь. Но все равно останавливаемся на небольшой перекус и отдых. До Тары добрались без особых приключений. Поломки были во всех группах, но справились с ними быстро. Правда, пока группа Чарли ремонтировала разбитый люк, мы ее обогнали. В Таре заливаем горючее "под завязку". Видно, что здесь совсем недавно прошел сильный дождь. Пока мы заправляемся, подходит группа Игоря. Идем дальше.
Сразу за Самсоново стало понятно, что не все так хорошо с дорогами – грязь, лужи. За Крапивкой первые проблемы – Судзуки стаскивает на обочину – не включился один хаб на переднем мосту. Вытаскиваем на ровное, щелкаем хабом – включился. Еще пара машин устроила танцы на глине – поддергиваем и едим дальше.
Вот и Тимирка, сворачиваем… Да, дорожка еще та – колеи, лужи. Ползем. Немного промахиваемся с дорогой и выходим из Тимирки южнее, упершись в разрушенный мостик понимаем, что едим не туда, возвращаемся. В это время, пройдя другой дорогой вокруг Тимирки, группа Чарли нас обгоняет. Машины послабее начинают подсаживаться в колее. Особенно тяжело Судзчке на 27-х колесах. Чем дальше, тем дорога хуже, лужи глубже, начинает заливать электрику. Одна из луж настолько глубока и длинна, что не решаемся пускать туда машины без шнорхеля. Ищем объезд по лесу, находим, слегка расчищаем. Кроме Судзуки, которую практически тащим на тросе, постоянно садится Делика. Но Делика не Судзуки, ее просто так не вытащить – тяжелая, приходится дергать рывковой стропой. Кончается тем, что Делике отрывают передний бампер с кенгурином и буксировочными проушинами. 19 км от Тимирки до Усульгана шли три часа, до лагеря остается еще 7 км.
В группе Чарли машины неплохо подготовленные, но есть несколько почти стоковых машин, которые периодически плотно садятся. Буксование еще больше разбивает дорогу и нам достается покрытие типа "лесовозная дорога", а местами и "зимник летом". Т.е. препятствия 3-4 категории сложности. Конечно для группы настроенной на единичку это неподъёмная сложность.
Движемся, но очень медленно. Начинает темнеть. Тут обнаружилась еще одна ошибка подготовки к походу – у нас нет точных координат лагеря. Поскольку в первый день особых сложностей не ожидалось и дорога там одно, я посчитал, что километр туда, километр обратно разницы нет. Точка лагеря у меня стояла на месте бывшей деревни Красный Яр. К нему мы и бились. За 1:10 прошли 4,5 км. И достигли планируемой точки. Связались по ради с лагерем и выяснили, что до лагеря еще 2,5 км. Спросили как дорога, сказали – проезжабельно, есть пара засад. Видимо говорил это тот кто шел в голове колонны.
Наша группа растянулась, мы шли в голове и тащили Судзуки, в хвосте Экипаж Буханки-2 и 105-ки Никона мучаются с Деликой, которую не за что было цеплять. На 105-ке не работает лебедка, ей самой приходится помогать. Остальные с переменным успехом рубились между нами. Тут основным тягачом выступал Максимус на Афиногене. Подошли к небольшому подъему, колея. Цепляю сразу Судзуки на трос и начинаю подниматься. Чем ближе к вершине подъема, тем тяжелее. Не доезжая метров 10 до вершины встаю, причем встаю наглухо – ни вперед, ни назад. Пытаемся сдернуть меня назад той же Судзуки – не идет. Сел на мост и на защиту.
По переговорам в эфире понимаю, что сидят все машины нашей группы. Пытаюсь вытянутся лебедкой, деревьев близко нет, есть несколько пней. Выкорчевываю их все по очереди, не сдвинулся ни на йоту. Солнце село.
В 21:20 положение группы Foxtrot стало критическим – сидели почти все, причем на довольно приличном расстоянии друг от друга. Здесь моя очередная ошибка – управление группой потеряно, связь есть, но нет общей координации. Группы по две-три машины рубятся каждая сама по себе.
Просим помощи из базового лагеря. Подъезжают спасатели, Megaric руководит спасательными работами, четко распределяя задачи. Стало полегче, но совсем стемнело. Уже понятно, что просто по дороге мы не пробьемся, нужно искать объезды. Максимус берет эту функцию на себя и грамотно проводит за собой большую часть группы Foxtrot. Приезжаем в лагерь в 23:50, 1.9 км от Красного Яра до лагеря шли 1:30, последние машины приходят еще только через час.
Сил нет, все мокрые и грязные. Ужинаем и спать.
 
День 2 (30.04.12)
 
С утра начинаем считать "раненных". До половины машин с теми или иными неисправностями. Неисправности самые разные – нет полного привода, нет зарядки, оторваны буксировочные петлями, нет холостого хода, не работает лебедка, пробито колесо, одна из машин не заводится и пр. и пр. Надо как-то всех их выводить на большую землю.
Вопрос в том, каким путем. Кратчайший путь – ехать обратно, но дорога разбита. Если идти дальше по намеченному аварийному выходу на Качуково, то не известно, что там с дорогой, может быть еще хуже.
Собираем собрание. Большинством голосов принято решение разделится. Те кто цел, продолжает движение по маршруту, те кто неисправны и те кто не хочет идти дальше возвращаются обратно в Тимирку. Руковожу эвакуацией я, Стакан ведет группу дальше по маршруту.
Из исправных подготовленных машин со мной идет УАЗ и Афиноген. Маловато конечно, но больше нет. Долго не можем завести одну из машин, наконец, заводим и трогаемся. При свете дня дорога выглядит еще ужаснее, но правда днем и траекторию найти проще. Первая засада – глинистый раскопанный подъем. На самой вершине меня стаскивает в колею, сажусь по пороги. На вершине стоит Буханка 2, цепляюсь за него лебедкой и вылажу. Экипаж буханки решает ехать с нами, т.к. видит, что без него нам будет тяжело добраться до Темирки. Подбираем отставшую от основной группы машину Симлайна.
В итоге 24 км прошли за 5:20. Основные проблемы доставляла Судзуки - периодически пропадала тяга, машина глохла и не хотела заводится. В Темирке Буханка и 105-ка уходят вперед, они хотят доехать до дома сегодня. Мы же планируем где-то до Тары встать на ночевку.
За Пологрудово глохнет УАЗ, начинается дождь. Пока идет ремонт, отправляю пару машин для поиска места для ночевки. УАЗ завести не удалось, поляну нашли. Цепляю УАЗ на буксир и тащу на поляну. Ставим лагерь, дождь не прекращается, растягиваем тенты. Пока готовим ужин, УАЗ отремонтировали. Тут и дождь кончился. Собираемся за общим столом и душевно сидим до темноты.
У основной группы свои проблемы. Группа растерялась, часть неподготовленных машин заблудилась, пошла не по той дороге, пробилась к дороге на Пологрудово, но там жесть, а у них ни одной лебедки. Хорошо, что группа подготовленных машин во главе с Игорем догнала их и помогла доехать до Пологрудово.
Еще три машины вышли на Качуково и переправились на пароме в Знаменку.
 
День 3 (01.05.12)
 
Без приключений доехали до Тары, заправились. Расход бешенный, у меня получилось больше 35 литров на сотню. Горит лампочка низкого уровня тормозной жидкости – как потом оказалось, тормозные колодки стерлись в ноль.
От Тары ехали мелкими группами. Две машины остались в Таре на ремонт, т.к. не могли двигаться дальше.
 
4.   Итоги, выводы и рекомендации
  1. Плановый маршрут пройден (с использование аварийных выходов с маршрута). Неизвестные дороги разведаны. Сложность маршрута оказалась значительно выше планируемой. Вместо планируемой 1-2 категории сложности были протяженные препятствия 3-4 категории. При других погодных условиях маршрут проходим для подготовленных для туризма внедорожников. Для стандартных машин маршрут труднопроходим.
  2. Отработаны приемы прохождения глубоких луж, колей, движение по лесу.
  3. В ходе экспедиции отрабатывалось движение в большой колонне и взаимодействие между группами. Очень помогало наличие на всех автомобилях мобильных радиостанций CB-диапазона (27 МГц).

В то же время в ходе автопохода выявлены следующие недостатки подготовки и организации похода:

  1. Выводы из разведки маршрута были сделаны не верные. Маршрут оказался значительно сложнее, чем казалось.
  2. Из-за неверной оценки сложности маршрута было не правильно задан порядок движения групп. Менее подготовленные машины шли за более подготовленными.
  3. Не было учтено то, что тридцать машин сильно разбивают даже не плохую дорогу. Последним идти очень тяжело.
  4. Те кто доехал до лагеря не предупредили оставшихся, что дорога сильно разбита.
  5. Видя, что дорога значительно сложнее планируемой не нужно было биться к лагерю. Нужно было вставать засветло там, где были. Сэкономили бы силы и поберегли машины для обратной дороги.
  6. При плохой дороге группа сильно растягивается и теряется управляемость. Нельзя в таких условиях включать в одну группу больше 7-10 машин.

 

5. Карта поездки

 

 

6. Фотоальбом

 

 
7.   Список используемой литературы
1.    Омская область, путеводитель Ле Пти Фюте, Авангард, 2006 г.
2.    Омская область, серия Автодорожные атласы России, ФГУП «Омская картографическая фабрика» 2006 г
 
III.  Приложения
  

Треки похода  по дням 

 
Отчет написан Гехтом Е.Н.
в отчете использованы фотоматериалы участников похода.

При полном или частичном воспроизведении данного материала, ссылка на оригинал обязательна.

Copyright © e-geht 2012-2013

 

 

Показать еще статьи этого автора