Этот сайт создан автотуристами для автотуристов. Здесь можно выкладывать отчеты о походах и экспедициях, статьи по тематике сайта, новости. Этот сайт не принадлежит какому-либо спортивному или туристическому клубу, организации и т.д. посему никакой дискриминации по клубному признаку. Мы рады видеть у себя представителей всех клубов, конфессий и концессий. Не будем притеснять и наших двухколесных братьев – мотоциклистов, а так же автоспортсменов и вообще всех кому интересны путешествия с использованием механических транспортных средств. Сайт не преследует коммерческих целей, если и будет какая реклама, то только чтобы заплатить за хостинг и домен.
![]() |
Автор: e-geht | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
09.03.2009 22:51 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сибирский тракт 2008Отчет об автомобильном спортивном походе первой категории сложности по территории Омской и Тюменской областей по маршруту: I. Справочные сведения1. Проводящая организацияСпортивно-технический клуб "Спорт-круиз", автотуристическая секция. www.sportcruis.ru 2. КатегорияВид туризма: автомобильный 3. РайонОмская область, Тюменская область. 4. Подробная нитка маршрутаг. Омск - с. Красный Яр - с. Авлы - с. Новоархангелка - с. Верблюжье - с. Нижнеиртышское - с. Увальная Бития - с. Калачевка - с. Саргатское - с. Красный путь - с. Ивановка - с. Андреевка - с. Старокарасук - с. Ингалы - с. Могильно-Старожильск - с. Кмрсановка - с. Большеречье - с. Осихино - с. Курносово - с. Куйгалы - с. Мясники - с. Чапаево - с. Ламаново - с. Колосовка - р. Оша - г. Тара - с. Чекрушево - с. Знаменское - с. Семеновка - с. Богочаново - с. Семеновка - с. Пушкарево - с. Слобода - с. Завьялово - с. Чаунино - с. Баслы - с. Большие Уки - р. Тевриз - с. Тевриз - с. Утузы - с. Петрово - с. Кип - с. Утьма - с. Ураш - с. Ильчебага - с. Ярково - с. Усть-Ишим - с. Новая деревня - с. Затон - с. Бол. Тебендя - с. Хутор - с. Сургачи - с. Загваздино - с. Абаул - с. Карагай - с. Асурка - с. Второсалинка - с. Елань-Яр - с. Катангуй - с. Быково - с. Луговая - с. Дубровное - с. Вагай - с. Маслова - с. Юрты Иртышские - с. Сабанаки - г. Тобольск - с. Преображенка - с. Абалак - с. Вагай - с. Черное - р.Вагай - с. Бегитино - с. Новые Юрты - с. Новопетрово - с. Уткарма - с. Новоаптула - с. Сорочкино - с. Слободчики - с. Голышманово - г. Ишим - с. Аббатское - с. Яман - оз. Ик - г. Ткалинск - с. Красный Яр - г. Омск 5. Краткая характеристика районаМаршрут проходил по территории Западной Сибири (Омская и Тюменская области) Западная Сибирь представляет собой территорию, простирающуюся на 2500 км от Северного Ледовитого океана до сухих степей Казахстана и на 1500 км от гор Урала до Енисея. Около 80% площади Западной Сибири расположено в пределах Западно-Сибирской равнины, которая состоит из двух плоских чашеобразных сильно заболоченных впадин, разделенных повышенными до 175-200 м Сибирскими Увалами. На юго-востоке Западно-Сибирская равнина, постепенно повышаясь, сменяется предгорьями Алтая, Салаира, Кузнецкого Алатау и Горной Шории. Общая площадь Западной Сибири составляет 2.4 млн. кв. км. В основании Западно-Сибирской равнины лежит Западносибирская плита. На востоке она граничит с Сибирской платформой, на юге - с палеозойскими сооружениями Центрального Казахстана, Алтая и Салаирско-Саянской области, на западе - со складчатой системой Урала. Северная граница плиты неясна, она покрыта водами Карского моря. В основании Западно-Сибирской плиты находится палеозойский фундамент, глубина залегания которого составляет, в среднем, 7 км. Наиболее древние докембрийские и палеозойские горные породы в Западной Сибири выходят на поверхность лишь в горных районах ее юго-востока, в то время как в пределах Западносибирской равнины они скрыты под мощным чехлом осадочных пород. Западно-Сибирская равнина - молодая погружающаяся платформа, скорость и величина погружения отдельных участков которой, а следовательно, и мощность чехла рыхлых отложений, весьма различны. Образование Западносибирской плиты началось в верхней юре, когда в результате обламывания, разрушения и перерождения огромная территория между Уралом и Сибирской платформой опустилась, и возник огромный седиментационный бассейн. В ходе своего развития Западносибирская плита не раз захватывалась морскими трансгрессиями. В конце нижнего олигоцена море покинуло Западносибирскую плиту, и она превратилась в огромную озерно-аллювиальную равнину. В среднем и позднем олигоцене и неогене северная часть плиты испытала поднятие, которое в четвертичное время сменилось опусканием. Общий ход развития плиты с опусканием колоссальных пространств напоминает не дошедший до конца процесс океанизации. Эта особенность плиты подчеркивается феноменальным развитием заболоченности. Остается много неясного и спорного в вопросах о характере, размерах и количестве древних оледенений этой территории. Считается, что ледники занимали всю северную часть равнины к северу от 60o с.ш. Вследствие континентальности климата и небольшого количества осадков ледники на Западно-Сибирской равнине были маломощны, малоподвижны и не оставляли после себя мощных моренных накоплений. Реки Западной Сибири принадлежат бассейну Карского моря. Самая крупная водная артерия - Обь с притоком Иртыш - относится к числу величайших рек земного шара. Река Обь образуется при слиянии Бии и Катуни, берущих начало на Алтае, и впадает в Обскую губу Карского моря. Среди рек России она занимает первое место по площади бассейна и третье по водности. В лесной зоне, до устья Иртыша, Обь принимает свои основные притоки: справа - реки Томь, Чулым, Кеть, Тым, Вах; слева - реки Парабель, Васюган, Большой Юган и Иртыш. Наиболее крупные реки севера Западной Сибири - Надым, Пур и Таз - берут свое начало на Сибирских Увалах. Западная Сибирь охватывает пять природных зон: тундровую, лесотундровую, лесную, лесостепную, степную, а также низкогорные и горные районы Салаира, Алтая, Кузнецкого Алатау и Горной Шории. Пожалуй, нигде на земном шаре зональность природных явлений не проявляется с такой же правильностью, как на Западно-Сибирской равнине. Наш поход проходил в двух природных зонах - лесостепной и лесной. Лесная (таежная, лесоболотная) зона охватывает пространство между 66o и 56oс.ш. полосой примерно в 1000 км. В нее входят северная и средняя части Тюменской области, Томская область, северная часть Омской и Новосибирской областей, занимая около 62% территории Западной Сибири. Лесную зону Западно-Сибирской равнины подразделяют на подзоны северной, средней, южной тайги и березово-осиновых лесов. Основным типом лесов зоны являются темнохвойные леса с преобладанием ели сибирской, пихты сибирской и сосны сибирской (кедра). Темнохвойные леса встречаются почти всегда лентами по долинам рек, где они находят условия необходимого для них дренажа. На водоразделах они приурочены только к холмистым, возвышенным местам, а плоские территории заняты преимущественно болотами. Важнейший элемент ландшафтов тайги - болота низинного, переходного и верхового типа. Лесистость Западной Сибири составляет всего 30.5% и является следствием слабой расчлененности и связанной с ней слабой дренированности всей территории региона, что способствует развитию не лесообразовательных, а болотообразовательных процессов на всей площади таежной зоны. Западно-Сибирская равнина характеризуется исключительной обводненностью и заболоченностью, ее средняя и северная части относятся к одним из самых переувлажненных пространств на земной поверхности. Самые крупные в мире болотные массивы (Васюганский) расположены в южной тайге. Наряду с темнохвойной тайгой на Западно-Сибирской равнине встречаются сосновые леса, приуроченные к песчаным наносам древних аллювиальных равнин и к песчаным террасам вдоль речных долин. Кроме того, в пределах лесной зоны сосна является характерным деревом сфагновых болот и образует своеобразные ассоциации сфагновых сосняков на заболоченных почвах. Лесостепная зона, примыкающая к подзоне лиственных лесов лесной зоны, характеризуется присутствием и лесных, и степных растительных сообществ, а также болот (рямов), солончаков и лугов. Древесная растительность лесостепной зоны представлена березовыми и осиново-березовыми лесами, которые встречаются островками или в виде колков, приуроченных обычно к блюдцеобразным понижениям, основной же фон образует луговая и разнотравно-злаковая степь. Только в Притоболье и Приобье этой зоны распространены естественные островные сосновые леса. Характерной чертой лесостепи Западной Сибири является гривно-лощинный рельеф и обилие соленых бессточных озер. Наименьшим разнообразием на всех зональных участках Западной Сибири отличаются высшие сосудистые растения. В среднем флора Западной Сибири беднее по сравнению со смежными регионами примерно в 1.5 раза, особенно велик разрыв для таежной и тундровой зон. Более высоким относительным разнообразием характеризуется фауна Западной Сибири. Так, в четырех основных отрядах млекопитающих Западной Сибири насчитывается 80 видов, для Восточной Сибири и Европейской России - соответственно 94 и 90. Видов, общих с Восточной Сибирью - 13, с Европейской Россией - 16, общих для всех трех регионов - 51; встречающихся только в Западной Сибири - нет. Наибольшим разнообразием отличается фауна птиц, основная часть видов которых в Западной Сибири - перелетные. По общему количеству видов птиц Западная Сибирь ни в одном зональном участке существенно не уступает смежным регионам, а по водоплавающим и околоводным превосходит их. Наиболее развитыми отраслями промышленности на территории Западной Сибири являются добывающая (добыча нефти, газа, каменного угля) и лесная. В настоящее время Западная Сибирь дает свыше 70% общероссийской добычи нефти и природного газа, около 30% добычи каменного угля, около 20% заготовляемой в стране древесины. На территории Западной Сибири в настоящее время действует мощный нефтегазодобывающий комплекс. С мощной толщей осадочных пород Западно-Сибирской равнины связаны крупнейшие месторождения нефти и природного газа. Площадь нефтегазоносных земель составляет около 2 млн. км2. Лесоболотные ландшафты, до 60-х годов совершенно не тронутые промышленным освоением и практически не изученные, на сотни километров рассечены трубопроводами, дорогами, ЛЭП, усеяны буровыми площадками, замазучены разливами нефти и нефтепродуктов, покрыты гарями и вымоченными лесами, появившимися в результате применения устаревших технологий добычи и транспортировки нефти и газа. Следует учесть, что Западная Сибирь, как ни один другой в мире регион, изобилует реками, озерами и болотами. Они способствуют активной миграции химических загрязнений, поступающих в реку Обь из многочисленных источников, которая выносит их в Обскую губу и далее в Ледовитый океан, подвергая опасности разрушения экосистемы, удаленные от районов нефтегазового комплекса. 6. Состав группыЭкспедиция проводилась на трех автомобилях - подготовленном Toyota Land Cruiser 80 (лифт 4", резина 35" MT, лебедка, шнорхель), подготовленном Toyota Land Cruiser Prado 95 (лифт 2", резина 32" MT, лебедка, шнорхель), подготовленном УАЗ 31514 (резина 33" MT, лебедка, шнорхель). Запас топлива у каждого экипажа на пробег не менее 500 километров. Имелось 4 сэндтрака (трапика), длинной по 1,5 м., удлинительные тросы для лебедок общей длинной 150 м, рывковые стропы, внедорожные домкраты Hi-Jack. Все автомобили, были оборудованы радиостанциями на 144 Мгц, для связи между машинами и GPS навигаторами. У всех экипажей была возможность радиосвязи штурман-пилот (портативные радиостанции). Для аварийной связи экспедиция была оснащена спутниковым телефоном и КВ радиостанцией с набором антенн. В составе второго экипажа была собака - американский кокер-спаниль по кличке Долли Литл Энигма.
II. Содержание отчета1. Цели путешествия
2. График прохождения маршрута
3. Дневник. Прохождение и техническое описание маршрутаДень 1 (07.07.08)Группа, как договаривались, собралась в 11 часов у свертка на Дружино. Проверили рации и поехали. На УАЗ'е перед самой поездкой был поменян двигатель, новому двигателю нужна была обкатка, поэтому договорились идти не быстро (60-70 км/час), в темпе УАЗ'а, его и поставили во главе колонны. До Большеречья идем по трассе 1Р402, асфальт, но в плохом состоянии, колеи, ямки. В Большеречье сворачиваем на Колосовку (указатель на Курносово). Дорога стала резко хуже, асфальт, разбитый до состояния прифронтовой дороги. Такая дорога до Курносова, дальше до самой Колосовки (80 км) грунтовка, одна-полторы полосы. Где-то профиль, где-то просто полевая дорога. Посуху легко проходима, в дождь, думаю, будут проблемы для машин, не имеющих полного привода. В Колосовке, на выходе в сторону Старосолдатского заправка Сибнефть (дизтопливо, АИ-80, АИ-92), на ней и заправились. Колосовку объехали по объездной и вышли на дорогу в Тару. Проехали 23 км в сторону Тары, асфальт, местами очень плохой, свернули на проселок в строну реки Оша. Немного поколесив по лесным дорогам (5 км) нашли подходяще место для стоянки на берегу р. Оша.
День 2 (08.07.08)С утра выясняется, что пилот TLC Прадо Анатолий с трудом передвигается - нога опухла и сильно болит. За руль садится штурман - Нина, едем в Тару в больницу. До Тары асфальт, но почти повсеместно в очень плохом состоянии, едем лавируя между ямами. Быстро находим больницу, в ней хирурга, через час нашего больного поставили на ноги. Едем в центр, смотрим Спасскую церковь, построенную в 18 веке и центр Тары, где стоит стела в честь основания города и макет крепостной стены. Всего на осмотр достопримечательностей потратили 30 минут. Выезжаем из Тары в направлении Знаменки, по дороги пополняем запасы питьевой воды. Не успели выехать из Тары, у УАЗ'а пропадает зарядка. Ребята быстро снимают генератор, выясняют, что не работает встроенный реле-регулятор. Запасной есть, но не "той системы". Везу Алексея в Тару, покупаем регулятор. Неисправность устранена, простояли час. Наконец выдвигаемся на Знаменское, асфальт. За Знаменким пытались найти Чудакову горку - место стоянки древнего человека - не нашли. Спрашивали у местных, нас послали в какое-то болото, ехали по нему несколько километров, но никакой горки, так и не появилось. Погода стала портиться, да время поджимало, пришлось вернуться на трассу. На развилке у Пушкарево ушли на Большие Уки, до Авяка еще был асфальт - дальше проселок. Большие Уки прошли по объездной, и повернули на Тевриз. Дорога без покрытия, укатанная глина. Сильно пылит. Ехали друг за другом на границе пылевого облака. Догнали КамАЗ-экскаватор. Сильно пылит, ничего не видно. Правда после мигания фарами и подачи звуковых сигналов, КамАЗ подвинулся и дал себя обогнать. Примерно в 15 км от с. Тевриз встали на ночевку. Для этого свернули с дороги в сторону реки Тевриз и метров через 500 выехали на небольшую полянку на крутом берегу реки. Расставили машины, палатки. Сразу натянули тент между двумя машинами. И только мы это сделали, пошел сильный дождь. То ослабевая, то усиливаясь дождь шел всю ночь. К утру перестал, позволив нам спокойно свернуть лагерь. Все ночь птицы пели на разные голоса. День 3 (09.07.08)Выехали на дорогу. Ее вид не порадовал - раскисшая глина. Раскис только верхний слой, т.е. колеса не проваливаются, но скользят как по льду. Шины сразу замылились и стали похожи на слики. Стоит разогнаться до 20-25 км час машина начинает вести себя как на очень скользкой зимней дороге - любой поперечный уклон приводит просто к скатыванию машины на обочину. Но худо ли бедно машины двигаются. Я почти все время под углом к направлению движения, зад УАЗ'а постоянно таскает влево - вправо, после одного разворота поперек Прадо идет более менее ровно - у него самые узкие колеса. Несколько раз меня стаскивало на обочины, но на небольшом газу и на межосевой блокировке удавалось вернуться на дорогу самостоятельно. Где-то через километр-полтора появилась чуть различимая колея. Я поставил машину в колею, и стало намного легче - зад машины перестал сползать с дороги. Правда, еще пару раз меня стащило, один раз в повороте, один раз я разогнался чуть больше, чем было можно. Оба раза выбрался самостоятельно. Шесть с половиной километров до асфальта мы прошли за 25 минут. Всю дорогу в голове крутились слова песни Тимура Шаова: "Прям с утра заморосило, ворон мокнет на сосне, Ничего противней нет размокшей глины…" Выбрались на асфальт, доехали до Тевриза, сразу на въезде несколько продуктовых магазинчиков и Сибнефтевская заправка. Закупили провизии, заправились. Вчерашние и сегодняшние дороги дают себя знать - расход увеличился с 14 до 16 литров на сотню. Проехали до торгового комплекса, купили запасной реле-регулятор для УАЗ'а и литр декстрона для доливки в гидроусилитель - у меня был низкий уровень. Дорога от Тевриза до Усть-Ишима большая часть щебенка, было несколько участков глины, еще не засыпанной щебенкой, несколько объездов по полям, но не длинных. В одном из мест, где уже отсыпано глиняное полотно, вырыта поперек канава, для прокладки трубы и ни каких знаков, ограждений - легко можно влететь. Участок дороги оставил хорошее впечатление, не столько свом сегодняшним состоянием, сколько тем, что активно ведутся работы по улучшению дороги. Видели плакат - ведется строительство дороги Тобольск - Тара - Томск. За 8 км до Усть-Ишима начался асфальт. На въезде заправка и гостиница, тут же влево уходит грунтовка в объезд Усть-Ишима на Вагай. Заливаем баки под горлышка (дизтопливо дороже чем в Тевризе больше чем на рубль) и едем по этой объездной. Огибаем Усть-Ишим и на повороте на Вагай… видим гаишника в звании старшего лейтенанта. Останавливает, проверят документы, оружие. По началу был настроен не очень доброжелательно, но потом удалось его разговорить - поболтали за жизнь, за дороги. О дороге на Вагай он сказал, что есть три засадных место и в дождь там КамАЗ'ы с прицепами сидят, но мы на такой технике пройдем, да и сухо сейчас. Выдвигаемся на категорийный участок, фотографируемся у знака конец Усть-Ишима. Дорога сразу уходит в лес, извилистая грунтовка. Указатель направо - Малая Бича, видимо есть паром, т.к. Малая Бича на другом берегу Иртыша. Надо бы туда съездить - это самый северный населенный пункт области, но не в этот раз. Дорога Усть-Ишим - Загваздино - профиль, глина с песком, просто песок и только последние 5-7 километров в основном глина, в дождь может стаскивать с дороги. Вот и граница областей, надо бы пообедать и отдохнуть - жарко. Находим съезд к Иртышу. Пологий, но слегка топкий берег, купаемся, обедаем. Не плохое место, но очень много оводов. Едем дальше. Дорога грунтовка, со следами старой колее, в нескольких местах гати. Видно, что в дождь машины стаскивает, во многих местах дорога идет прямо по краю болота (или насыпана по болоту). Проезжаем Второсалинское, и километров через десять, начинается щебенка. Все категорийный участок пройден. Правда в такую сухую погоду назвать его категорийным язык не поворачивается, но в дождь здесь значительно интереснее. Хотя, как мне кажется, на подготовленном автомобиле проблем быть не должно, единственное, что может задержать это засевший грузовик. Объехать будет сложно. В остальном все проходимо, почти везде по краям дороги деревья, лебедку зацепить есть за что, да и покрытие дороги не такое уж плохое. Древни расположены часто, в крайнем случае можно дойти за помощью. Половина шестого, экипаж на УАЗ'ике спешит домой - проблемы на работе. Прощаемся, и ребята уходят на Вагай - Омск, к утру, они уже были дома. Проезжаем еще пару деревень, везде знаки тридцать - любят это ограничении в тюменской области. Въехали в большую деревню Быково, поблудили немного, как то все не очевидно в этом населенном пункте - много узких улочек, указателей нет. Начинаем искать место для ночевки. Сунулись было в сторону Иртыша, стали спускаться в пойму. По мере движения высота травы увеличивается прямо на глазах, вот уже выше капота - нет, это не вариант. Вернулись к лесу вдоль дороги, вглубь уходит накатанная колея. Проехали по ней - уперлись в скотомогильник. Вернулись на трассу, проехали еще несколько километров и свернули в другую от Иртыша сторону, смешанный лес, небольшое озерцо - приемлемо. Температура все еще около тридцати, оводы, комары, но мы уже к этому привыкли. Устроили себе праздничный ужин, просидели за разговорами до трех часов ночи. Что интересно, все время было светло, сумерки конечно, но все видно без фонариков - 58 градусов северной широты это не 53, как в Омске. День 4 (10.07.08)
День 5 (11.07.08)С утра на небе тучи, парит, жарко. Выехали в половину десятого, Почти сразу начался асфальт. Вагай прошли окраиной и пошли на Тобольск. Дорога до Тобольска асфальт, причем асфальт хороший. Через час с небольшим мы уже в Тобольске. Город за последние полтора года сильно изменился, похорошел, много строек, новые дороги. В Кремле идет ремонт, но уже много что отремонтировано, Походили по Кремлю, пофотографировали. Жара за тридцать, душно, поехали в Абалак, по дороге заправились. От Тобольска до Абалака асфальт. Весь Абалакский монастырь в лесах, зайти можно только в один храм. Ни снимать, ни смотреть нечего. Набрали в колонке воды и поехали обратно в Вагай. На свертке с трассы Тюмень-Тобольск на Вагай стоит знак, запрещающий движение транзитного транспорта на участке Вагай - Аромашево. Здесь же гаишники на Камазе-вахтовке (sic!). Остановили, проверили документы. Из Вагая сверток на Аромашево перекопан и стоит кирпич, проехали чуть дальше по Вагаю и свернули на проселок, через какую-то деревеньку, мимо кладбища, по полевой дороге вышли на трассу. Наверное, нужно было проехать дальше по Вагаю и вышли бы на ту же дорогу. Дорога - пыльный проселок, идут фуры, легковые. Через 15 километров вышли на асфальт. За селом Черное, свернули на проселок и через пару километров нашли небольшую полянку на берегу озера - старицы Вагая. Вечером устроили помывку на радость оводам. Здесь и заночевали, место не плохое, на легковой пробраться трудно, но комары и оводы жрали традиционно. Причем комаров здесь было больше, чем где бы то ни было по маршруту. Ночью я проснулся от гула - как будто гудят высоковольтные провода, но ЛЭП рядом не было - это за стенкой палатки звенели комары. День 6 (12.07.08)В 9:30 выехали с места стоянки, вышли на асфальт. До Голышманово трасса хорошая, лишь в нескольких местах были небольшие участки разбитого асфальта. Заправок и мест, где можно поесть достаточно. У Голышманова вышли на 1Р402, там все как обычно, где-то отличный асфальт, где-то ремонтные работы, где-то покрытие никакое (колеи в асфальте, надолбы, ямы). Возле Ишима заправились, в Аббатском набрали воды и прикупили продуктов. Порадовало, что пост ГАИ на границе областей убрали. В половину четвертого были у Крутинки, до Омска двести километров, но время позволяло и мы решили остановится на озерах, тем более, что я о них много слышал, но никогда не видел. Немного поплутав в деревне Яман, встали на ночевку на оз. Ик, в месте впадения р. Яман. Чистый березовый лесок, метров сто до берега. Комары есть, но не так много, как на севере. Только начали разбивать лагерь - сняли клеща, правда, он был единственный в этот вечер. За все время поездки клещей сняли с одежд и собаки штук пять, ни один не успел впиться. Пользовались препаратами против клещей, закрытой одеждой. День 7 (13.07.08)Оставшиеся 200 км до Омска прошли за три часа, заправились в Тюкалинске. Везде асфальт, местами разбитый, но в основном не плохой.
4. Выводы и рекомендации
5. Список используемой литературы
6. ПриложенияТреки похода в формате OziExplorer (zip, 190K) Руководитель похода Гехт Е.Н.
При полном или частичном воспроизведении данного материала, ссылка на оригинал обязательна. Copyright © e-geht 2008-2009 |