Этот сайт создан автотуристами для автотуристов. Здесь можно выкладывать отчеты о походах и экспедициях, статьи по тематике сайта, новости. Этот сайт не принадлежит какому-либо спортивному или туристическому клубу, организации и т.д. посему никакой дискриминации по клубному признаку. Мы рады видеть у себя представителей всех клубов, конфессий и концессий. Не будем притеснять и наших двухколесных братьев – мотоциклистов, а так же автоспортсменов и вообще всех кому интересны путешествия с использованием механических транспортных средств. Сайт не преследует коммерческих целей, если и будет какая реклама, то только чтобы заплатить за хостинг и домен.
![]() |
Автор: e-geht | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.03.2009 20:06 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Алтайское кольцо 2008Отчет об автомобильном спортивном походе второй категории сложности по территории Алтайского края и Республике Алтай по маршруту: I. Справочные сведения1. Проводящая организацияСпортивно-технический клуб "Спорт-круиз", автотуристическая секция. www.sportcruis.ru 2. КатегорияВид туризма: автомобильный 3. РайонОмская область, Новосибирская область, Алтайский край и Республика Алтай. 4. Подробная нитка маршрутаг. Омск - Татарск - с. Казаткуль - с. Лебяжье - с. Табулга - с. Чистоозерное - с. Журавка - с. Барабо-Юдино - с. Купино - с. Рождественка - с. Баган - с. Савкино - г. Карасук - с. Новосельское - с. Бурла - с. Бурсоль - г. Славгород - с. Яровое - оз. Бол. Яровое - c. Алтайское - с. Табуны - с. Сереброполье - с. Лебедино - с. Елизаветград - с. Тельманский - с. Яготино - с. Благовещенка - с. Суворовка - с. Леньки - с. Завьялово - с. Гилев лог - с. Романово - с. Мамонтово - с. Буканское - с. Покровка - с. Алейск - с. Уржум - с. Утузы - с. Усть-Калманка - с. Новокалманка - с. Огни - с. Михайловка - с. Антоньевка - с. Петропавловское - с. Березовка - с. Солонешное - р. Черный Ануй - с. Искра - с. Тополиное - с. Тог-Алтай - с. Черный Ануй - с. Турата - с. Усть-Мута - с. Калей - пер. Калейский (1313) - с. Яконур - с. Усть-Кан- с. Кырлык - пер. Кырлыкский (1471) - с. Сугаш - с. Абай - с. Тюгурюк - пер. Бол. Громотуха(1079) - с. Усть-Кокса - с. Верх. Уймон - с. Тихонькая - с. Мульта - с. Замульта - р. Акчан - с. Мульта - р. Катунь - с. Мульта - р. Акчан - с. Мульта - с. Тихонькая - с. Верх. Уймон - с. Усть-Кокса - - с. Березовка - с. Огневка - с. Кайтанак - пер. Кайтанакский (1650 м.) - гора Красная - пер. Кайтанакский - с. Кайтанак - с. Огневка - с. Березовка - с. Усть-Кокса - с. Верх. Уймон - с. Тихонькая - с. Мульта - р. Акчан - с. Мульта - устье р. Мульта - с. Усть-Кокса - пер. Бол. Громотуха(1079) - с. Тюгурюк - с. Абай - с. Сугаш - пер. Кырлыкский (1471) - с. Кырлык - с. Усть-Кан - пер. Чакыр (1460) - с. Бешозек - пер. Верхн. Кукуя (1236) - с. Верхн. Кукуя - с. Улус-Чега - Черга - трасса M-52 - с. Майма - Горно Алтайск - Кызылозек - Карасук - пер. Чуйский (649) - Паспаул - т/б "Солнечное сияние" - с. Левинка - с. Туньжа - с. Чоя - с. Советское - с. Ускуч - с. Кебезень - с. Артыбаш - с. Кебезень - с. Турочак - с. Дмитриевка - с. Озеро-куреево - с. Карабинка - с. Ненинка - г. Бийск - с. Первомайское - с. Заря - р. Чемровка - трасса М-52 - г. Новосибирск - с. Ленинское - с. Верх. Тула - с. Обь - трасса М-51 - с. Клубничный - с. Новоселово - с. Колмаково - с. Осиново - с. Помельцево - р. Омь - г. Куйбышев - с. Мангазерка - с. Булатово - с. Антошкино - с. Покровка - с. Туруновка - с. Венгерово - с. Вознесенка - c.Камышово - с. Усть-Тарка - с. Зеленая Роща - с. Еланка - с. Хомутинка - с. Нижняя Омка - с. Кирсаново - с. Горьковское - с. Рощино - с. Алексеевка - с. Сухое - с. Петровка - г. Омск 5. Краткая характеристика районаМаршрут проходил по территории Западной Сибири, Алтайского края и Республики Алтай. Западная Сибирь представляет собой территорию, простирающуюся на 2500 км от Северного Ледовитого океана до сухих степей Казахстана и на 1500 км от гор Урала до Енисея. Около 80% площади Западной Сибири расположено в пределах Западно-Сибирской равнины, которая состоит из двух плоских чашеобразных сильно заболоченных впадин, разделенных повышенными до 175-200 м Сибирскими Увалами. На юго-востоке Западно-Сибирская равнина, постепенно повышаясь, сменяется предгорьями Алтая, Салаира, Кузнецкого Алатау и Горной Шории. Общая площадь Западной Сибири составляет 2.4 млн. кв. км. В основании Западно-Сибирской равнины лежит Западносибирская плита. На востоке она граничит с Сибирской платформой, на юге - с палеозойскими сооружениями Центрального Казахстана, Алтая и Салаирско-Саянской области, на западе - со складчатой системой Урала. Северная граница плиты неясна, она покрыта водами Карского моря. В основании Западносибирской плиты находится палеозойский фундамент, глубина залегания которого составляет, в среднем, 7 км. Наиболее древние докембрийские и палеозойские горные породы в Западной Сибири выходят на поверхность лишь в горных районах ее юго-востока, в то время как в пределах Западно-Сибирской равнины они скрыты под мощным чехлом осадочных пород. Западно-Сибирская равнина - молодая погружающаяся платформа, скорость и величина погружения отдельных участков которой, а следовательно, и мощность чехла рыхлых отложений, весьма различны. Образование Западносибирской плиты началось в верхней юре, когда в результате обламывания, разрушения и перерождения огромная территория между Уралом и Сибирской платформой опустилась, и возник огромный седиментационный бассейн. В ходе своего развития Западносибирская плита не раз захватывалась морскими трансгрессиями. В конце нижнего олигоцена море покинуло Западносибирскую плиту, и она превратилась в огромную озерно-аллювиальную равнину. В среднем и позднем олигоцене и неогене северная часть плиты испытала поднятие, которое в четвертичное время сменилось опусканием. Общий ход развития плиты с опусканием колоссальных пространств напоминает не дошедший до конца процесс океанизации. Эта особенность плиты подчеркивается феноменальным развитием заболоченности. Остается много неясного и спорного в вопросах о характере, размерах и количестве древних оледенений этой территории. Считается, что ледники занимали всю северную часть равнины к северу от 60o с.ш. Вследствие континентальности климата и небольшого количества осадков ледники на Западно-Сибирской равнине были маломощны, малоподвижны и не оставляли после себя мощных моренных накоплений. Реки Западной Сибири принадлежат бассейну Карского моря. Самая крупная водная артерия - Обь с притоком Иртыш - относится к числу величайших рек земного шара. Река Обь образуется при слиянии Бии и Катуни, берущих начало на Алтае, и впадает в Обскую губу Карского моря. Среди рек России она занимает первое место по площади бассейна и третье по водности. В лесной зоне, до устья Иртыша, Обь принимает свои основные притоки: справа - реки Томь, Чулым, Кеть, Тым, Вах; слева - реки Парабель, Васюган, Большой Юган и Иртыш. Наиболее крупные реки севера Западной Сибири - Надым, Пур и Таз - берут свое начало на Сибирских Увалах. Западная Сибирь охватывает пять природных зон: тундровую, лесотундровую, лесную, лесостепную, степную, а также низкогорные и горные районы Салаира, Алтая, Кузнецкого Алатау и Горной Шории. Пожалуй, нигде на земном шаре зональность природных явлений не проявляется с такой же правильностью, как на Западно-Сибирской равнине. Наш поход проходил в трех природных зонах - степной, лесостепной и лесной. Лесная (таежная, лесоболотная) зона охватывает пространство между 66o и 56oс.ш. полосой примерно в 1000 км. В нее входят северная и средняя части Тюменской области, Томская область, северная часть Омской и Новосибирской областей, занимая около 62% территории Западной Сибири. Лесную зону Западно-Сибирской равнины подразделяют на подзоны северной, средней, южной тайги и березово-осиновых лесов. Основным типом лесов зоны являются темнохвойные леса с преобладанием ели сибирской, пихты сибирской и сосны сибирской (кедра). Темнохвойные леса встречаются почти всегда лентами по долинам рек, где они находят условия необходимого для них дренажа. На водоразделах они приурочены только к холмистым, возвышенным местам, а плоские территории заняты преимущественно болотами. Важнейший элемент ландшафтов тайги - болота низинного, переходного и верхового типа. Лесистость Западной Сибири составляет всего 30.5% и является следствием слабой расчлененности и связанной с ней слабой дренированности всей территории региона, что способствует развитию не лесообразовательных, а болотообразовательных процессов на всей площади таежной зоны. Западно-Сибирская равнина характеризуется исключительной обводненностью и заболоченностью, ее средняя и северная части относятся к одним из самых переувлажненных пространств на земной поверхности. Самые крупные в мире болотные массивы (Васюганский) расположены в южной тайге. Наряду с темнохвойной тайгой на Западно-Сибирской равнине встречаются сосновые леса, приуроченные к песчаным наносам древних аллювиальных равнин и к песчаным террасам вдоль речных долин. Кроме того, в пределах лесной зоны сосна является характерным деревом сфагновых болот и образует своеобразные ассоциации сфагновых сосняков на заболоченных почвах. Лесостепная зона, примыкающая к подзоне лиственных лесов лесной зоны, характеризуется присутствием и лесных, и степных растительных сообществ, а также болот (рямов), солончаков и лугов. Древесная растительность лесостепной зоны представлена березовыми и осиново-березовыми лесами, которые встречаются островками или в виде колков, приуроченных обычно к блюдцеобразным понижениям, основной же фон образует луговая и разнотравно-злаковая степь. Только в Притоболье и Приобье этой зоны распространены естественные островные сосновые леса. Характерной чертой лесостепи Западной Сибири является гривно-лощинный рельеф и обилие соленых бессточных озер. Степная зона, охватывает южную часть Омской и юго-западную часть Новосибирской областей, а также западную часть Алтайского края. В нее входят Кулундинская, Алейская и Бийская степи. В пределах зоны по древним ложбинам стока ледниковых вод произрастают ленточные сосновые боры. Наименьшим разнообразием на всех зональных участках Западной Сибири отличаются высшие сосудистые растения. В среднем флора Западной Сибири беднее по сравнению со смежными регионами примерно в 1.5 раза, особенно велик разрыв для таежной и тундровой зон. Более высоким относительным разнообразием характеризуется фауна Западной Сибири. Так, в четырех основных отрядах млекопитающих Западной Сибири насчитывается 80 видов, для Восточной Сибири и Европейской России - соответственно 94 и 90. Видов, общих с Восточной Сибирью - 13, с Европейской Россией - 16, общих для всех трех регионов - 51; встречающихся только в Западной Сибири - нет. Наибольшим разнообразием отличается фауна птиц, основная часть видов которых в Западной Сибири - перелетные. По общему количеству видов птиц Западная Сибирь ни в одном зональном участке существенно не уступает смежным регионам, а по водоплавающим и околоводным превосходит их. Основной причиной бедности флоры и фауны Западной Сибири чаще всего считают последствия плейстоценового оледенения, бывшего на ее территории наиболее опустошительным, а также отдаленность горных рефугиумов, питающих миграционный поток в голоцене. Наиболее развитыми отраслями промышленности на территории Западной Сибири являются добывающая (добыча нефти, газа, каменного угля) и лесная. В настоящее время Западная Сибирь дает свыше 70% общероссийской добычи нефти и природного газа, около 30% добычи каменного угля, около 20% заготовляемой в стране древесины. На территории Западной Сибири в настоящее время действует мощный нефтегазодобывающий комплекс. С мощной толщей осадочных пород Западно-Сибирской равнины связаны крупнейшие месторождения нефти и природного газа. Площадь нефтегазоносных земель составляет около 2 млн. кв. км. Лесоболотные ландшафты, до 60-х годов совершенно не тронутые промышленным освоением и практически не изученные, на сотни километров рассечены трубопроводами, дорогами, ЛЭП, усеяны буровыми площадками, замазучены разливами нефти и нефтепродуктов, покрыты гарями и вымоченными лесами, появившимися в результате применения устаревших технологий добычи и транспортировки нефти и газа. Следует учесть, что Западная Сибирь, как ни один другой в мире регион, изобилует реками, озерами и болотами. Они способствуют активной миграции химических загрязнений, поступающих в реку Обь из многочисленных источников, которая выносит их в Обскую губу и далее в Ледовитый океан, подвергая опасности разрушения экосистемы, удаленные от районов нефтегазового комплекса. Алтайский край расположен на юге Западной Сибири, в бассейне верхнего течения реки Оби и ее истоков - Бии и Катуни. Поверхность края делится на две части - равнинную и горную. Большую часть территории Алтайского края занимает юго- восточная окраина Западно-Сибирской равнины. Это Приобское плато на левобережье Оби, предгорья и склоны Салаирского кряжа - на правобережье. Юго-восточную часть территории занимает республика Горный Алтай с его самой высокой точкой - горой Белуха (4506 м). Высокие горные хребты Алтая: Катунский, Северо-Чуйский, Южно-Чуйский и д. р. отличаются рельефом альпийского типа - крутыми склонами и скальными гребнями с многочисленными труднодоступными пиками. Более тысячи ледников общей площадью свыше 800 кв. км. насчитывается в высоких хребтах Алтая. Наиболее значительными являются долинные ледники Катунского и Чуйских хребтов. На севере и западе Алтая располагаются среднегорные хребты и массивы со слаборасчлененными гребнями. Климат Алтайского края резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но жарким летом, с небольшим количеством осадков. В равнинной части территории средняя температура января - 19С, июля +18, 9С, годовое количество осадков составляет 250-300мм. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от - 12С до - 32С, июля от +9С до +18С. Если горы получают до 1500-3000мм осадков в год, то в межгорных котловинах и долинах годовое количество осадков составляет всего 150-200мм. Характерной особенностью климата Алтая являются горно-долинные ветры (фены). На территории Алтайского края берет начало от слияния реки Бии и Катуни Обь - третья по водоносности (после Енисея и Лены) река России. Реки Обского бассейна отличаются быстрым течением и обладают значительными запасами гидроэнергии. Реки Приобского плато: Бурла, Кулунда и др. - мелководны, с медленным течением, впадают в бессточные озера. Крупнейшие озера на равнине - Кулундинское и Кучукское, в горах - Телецкое. Для равнинной части зональными являются черноземные почвы, в западной части широко развиты засоленные почвы солонцово- солончакового ряда. В горах - горно-подзолистые почвы. Почти 1/3 территории Алтайского края покрыта лесами. Особенно большие лесные массивы располагаются в долинах горных рек вокруг Телецкого озера, в бассейне рек Бия и Катунь, на западных склонах Салаирского кряжа. Леса представлены сибирской лиственницей, кедром, пихтой, сосной. В Горном Алтае ярко выражена вертикальная зональность: степная зона, лесная, высокогорная (альпийская) и каменная, лишенная растительности, нивальная зона. Для равнинной части характерно сочетание степных просторов, в основном распаханных, с ленточными сосновыми борами и полезащитными полосами. Богат и разнообразен животный мир Алтайского края. В горах водятся лось, марал, горные козлы и бараны; в степях многочисленны грызуны, из хищников - волк, лисица, степной хорек; в поймах степных рек - водоплавающая птица. Велико промышленное значение Алтайского края. Здесь имеются предприятия машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, легкой и пищевой промышленности. Алтайский край является крупным районом производства зерновых и технических культур, а также мясного и молочного животноводства, тонкорунного и мясо-шерстного овцеводства, пантового оленеводства. В Алтайском крае имеются широко известные курорты: Белокуриха, Чемал, Лебяжье. До 1992 года в состав Алтайского края входила Горно-Алтайская автономная область. образованная в июне 1922 г., как Ойротская автономная область, в январе 1948г. переименована в Горно-Алтайскую автономную область. С 1992 года эта область получила статус субъекта федерации и стала называться сначала Республика Горный Алтай, а с 1993 года - Горный Алтай В хозяйственном отношении Горный Алтай выделяется как район пантового оленеводства (пятнистые олени и маралы). Развит охотничий промысел белки, горностая, лисицы, колонка, соболя и норки. В некоторых районах развито пчеловодство. В последние десять лет активно развивается туристический бизнес. Коренное население Республики Алтай - алтайцы. 6. Состав группыЭкспедиция проводилась на двух автомобилях - подготовленном Toyota Land Cruiser 80 (лифт 4", резина 35" MT, лебедка, шнорхель), подготовленном Toyota Land Cruiser Prado 95 (лифт 2", резина 32" MT, лебедка, шнорхель). Запас топлива у каждого экипажа на пробег не менее 500 километров. Имелось 4 сэндтрака (трапика), длинной по 1,5 м., удлинительные тросы для лебедок общей длинной 100 м, рывковые стропы, внедорожные домкраты Hi-Jack. Автомобили, были оборудованы радиостанциями на 144 Мгц, для связи между машинами и GPS навигаторами. У обоих экипажей была возможность радиосвязи штурман-пилот (портативные радиостанции). Для аварийной связи экспедиция была оснащена спутниковым телефоном. В составе второго экипажа была собака - американский кокер-спаниль по кличке Долли Литл Энигма.
II. Содержание отчета
1. Цели путешествия
2. График прохождения маршрута
Итого: 3528 км./83:55 час 3. Дневник. Прохождение и техническое описание маршрутаНа маршрут было заявлено три машины. Но водитель одной из машин попал на подставу гаишников и его лишили прав на 4 месяца за обгон под знаком. Подстава классическая - стоит временный знак ремонтные работы и запрещения обгона. Никаких ремонтных работ нет, за знаком уже после перекрестка и там где разделительная прерывистая стоят гаишники и хлопают всех за обгон, гаишники утверждают, что знак был с табличкой области действия - 40 км (sic!). Пока съездили по срочным делам и взяли фотоаппарат - знака уже нет. В суде слушают только гаишников, даже письмо из облГаи о том, что разрешения на установку знака не выдавалось, судья проигнорировал. Апелляция в суд более высокой инстанции результатов не дала. В итоге пришлось ехать вчетвером на двух машинах. День 1 (25.07.08)Дорога до границы с Новосибирской областью с зимы стала хуже, и хотя ям нет, но колеи в асфальте, шишки. Эти шишки мой штурман называет "выперды". Дальше до свертка на Купино хороший асфальт. Только свернули с М51, асфальт кончился, щебенка, пыль. До Чистоозерного щебенка плохая - сильно трясет. С объездной Чистоозерного начался асфальт, который через 37 км., возле Шипицино закончился. 90 км асфальта от Купино до Карасука. Перед самим Карасуком - щебенка. В Карасуке 10 км. асфальта. При выезде из Карасука таможня, проезжаем прямо через нее, осторожно может быть контроль скорости. Там же знак Stop - притормаживаем - могут сечь. После таможни уходим налево - на щебенку - прямо дорога в Казахстан. После Михайловки километров пять грунтовки, потом опять щебенка - 88 км. Асфальт от Новосельского до Ярового. Яровое находится чуть в стороне от нашего маршрута, но мы сознательно запланировали ночевку на оз. Бол. Яровое, т.к. там точно есть отдыхающие, и есть где встать на ночевку. Поэтому в Славгороде сворачиваем в направлении Ярового. На въезде пост ГАИ, нас останавливают, мельком смотрят документы, а потом начинают расспрашивать про машины, заодно подсказали, где лучше встать на озере. Проезжаем центр Ярового, виды напоминают типичные курортные зоны. Много праздношатающейся полуголой публики, кругом объявления - Сдам жилье… Объехали озеро с севера и встали на восточном берегу. По пути был, так называемый, Теплый ключ - место, где в озеро впадает ручей. На ручье сделана запруда и получившимся небольшом пруду народ отмывается от соли после купаний в Яровом (содержание солей в воде Б.Ярового очень большое). Собственно хотели встать именно на ручье, но увидав скопление машин и народа, решили проехать дальше. Встали на высоком берегу озера. Хотели искупаться, но грязно-черный цвет воды, топкое илистое дно, запах гниющих водорослей и отсутствие места, где можно потом отмыться от соли, убило желание на корню. Быстро развернули лагерь, приготовили поесть. Посидели со знакомыми омичами, которые отдыхали в Яровом, полюбовались на звезды.
День 2 (26.07.08)С утра выясняется, что пилота TLC Прадо Анатолия опять проблемы со здоровьем. И, что удивительно, опять на второй день похода, как в экспедиции Сибирский тракт-2008 Тобольск 2008. Вчера вечером Толя, вставая со стульчика, неудачно зацепился ногой и упал. Вроде и упал грамотно, руки поджал, перекатился - ан нет, в области груди сильная боль, похоже, сломано ребро. Но, как и в Таре, Анатолий мужественно решает не сходить с маршрута. В 8-15 утра выезжаем. Что б не возвращаться в Яровое едем по едва заметной полевой дороге в сторону Алтайского - Табунов. Немного покрутившись по проселкам, въезжаем в Алтайское, начинается асфальт. В Табунах залили по 30 литров на какой-то левоватой заправке (топливо на исходе). До Сереброполья асфальт, потом щебенка до Елизоветграда. От Елизоветграда до Тельманского глиняный профиль, идет через болото, в дождь тут даже для 4WD могут быть проблемы. До Яготино то же проселок, но, получше. От Яготино щебенка и старый асфальт с глубокими колеями. До Завьялова асфальт, от очень хорошего до разбитого. Дорога ремонтируется, был объезд километра полтора по полям. У Романова выходим на трассу Р-371. По ней пересекаем два ленточных бора Касмалинская и Бахматовская лесные дачи - красивый хвойный лес, правда дорога в лесу сразу становится хуже, есть даже участок щебенки (метров пятьсот). От Боровского до Алейска не плохой асфальт. В Алейске нас ждет наш друг из Барнаула - Борис, на видавших виды Жигулях. Не смотря на ушатанный транспорт, Борис не раз путешествовал с нами по Алтаю, поэтому и в этот раз мы с радостью приняли его в колонну.
От Алейска до Усть-Калманки хороший асфальт. В Усть-Калманке ушли на Чарышское, покрытие стало похуже - колеи в асфальте, ямки. Асфальт до Новокалманки. Дальше, примерно 10 км, щебенка, перемежающаяся с участками разбитого асфальта качества "лучше б его вообще не было", потом асфальт стал получше. Где-то перед Михайловкой асфальт закончился, началась щебенка. В Михайловке заправились по 30 литров, т.к. заправка опять не внушала доверия. Щебенка до Антоньевки, потом опять появился асфальт. Петропавловка, большое село, неочевидный проезд, едем сначала на северо-запад почти до выезда, потом под острым углом поворачиваем на юг, и сразу по выезду начинается щебенка. Через несколько километров начинается довольно крутой длинный подъем, с поворотами. Есть несколько узких мест, где две машины не разъедутся. Покрытия нет, обычная горная дорога с естественной щебенкой. Проезжаем Березовку, неожиданно большая деревня, расположенная на нескольких уровнях на склонах гор. Проезд тоже неочевидный, но на пальцах объяснить трудно - смотрите трек. До Солонешного горная дорога, без покрытия. В Солонешном нужно сразу уйти на верхнюю дорогу, чтобы потом не искать выезд из деревни. Солонешное прошли не останавливаясь. По плану сегодня нужно дойти до Черного Ануя, но время уже восемь, мы за рулем почти 12 часов, дорога была тяжелая, все устали. Ищем стоянку. В нескольких километрах за Солонешным, сворачиваем в сторону реки, и становимся на ночевку на свежевыкошенной поляне. День 3 (27.07.08)Ночью было прохладно, утром 12 градусов, роса. Неспешно собрались и в 9 часов выехали на дорогу. Только выехали, у Жигулей спустило колесо, поставили запаску. По этому участку никто из нас не ездил, в отчетах про него частенько говорят, что труднопроходим для стандартной легковушки, мол, броды глубокие. Поэтому едем в некоторой напряженности, я уже прикидываю, что, если будет глубоко, заглушим Жигули и я перетащу ее на буксире. Дорога идет чуть в гору, на перевале должна быть граница Алтайского края и Республики Алтай, Денисова пещера, и дальше уже известная дорога. Останавливаемся в месте, где Шинок впадает в Ануй, набираем воды. Перевал все ближе, а "засад" нет, а вот и мостик на турбазу, значит, Денисову пещеру уже проехали. А где же брод? Вспоминаю, что переезжали один ручеек, и берега у него довольно крутые и высокие. При большом количестве воды в ручье глубина может быть изрядная для легковушки. Проезжаем Черный Ануй и начинаем подниматься на перевал Келейский. Вроде и перевал невысокий, а машины идут тяжело, на улице жарко, температура двигателя растет. Но дотягиваем до вершины без остановок. Спускаемся, от Яконура начинается асфальт. В Усть-Кане, наконец- то, заправляемся на приличной заправке, правда, цена совсем не приличная - 28 рублей за литр дизтоплива. Пополняем запасы продуктов. На площади работает фонтан, гуляют мамаши с детьми. Подъехали кемеровчане - тоже едут на слет. По поселку рассекают местные машины с военно-морскими флагами - сегодня День Военно-морского флота. Выдвигаемся в сторону Усть-Коксы. Сначала асфальт, километров через десять асфальт кончается и начинается щебенка. Проходим перевал Кырлыкский, спускаемся и упираемся в очередь на погранпосту. Все необходимые документы мы подготовили еще дома, поэтому пропуска оформили за 40 минут. А те, кто заполнял все на посту, простояли по часу-полтора. Опять пошел асфальт, но на подъезде к мосту через речку Большая Громотуха асфальт резко кончился. Этот участок дороги довольно сложен и опасен, резкий (почти на 180 градусов) поворот и крутой спуск, затем мостик и такой же крутой подъем.
В Усть-Коксе долили баки до полного (кто знает, сколько придется ездить на фестивале и где) и выезжаем в сторону Тюнгура. Организаторы фестиваля предупредили, что подвесной мост через Катунь в районе Мульты имеет ограничение по нагрузке - 3 тонны и ограничение по высоте - 2,20. Высота моей машины точно больше двух метров, но на сколько… Поэтому, мы решили не рисковать и ехать по новому грузовому мосту. С другой стороны, на форуме фестиваля писали, что дорога через Верхний Уймон плохая, и чтобы не мучить машину, отправляем Жигули по асфальту на старый мост. Новый мост хорош, подъезды - отличный асфальт. Съезжаем с моста и поворачиваем налево, на Верхний Уймон, щебенка, но не такая уж и плохая. Есть несколько узких прижимов, но все вполне проезжабельно. В Мульте встречаемся с Борей и едем в сторону лагеря. Несколько мостиков, пыльная жесткая щебенка. Вот и пункт регистрации - регистрируемся, получаем комплект участника (футболки, банданы, значки, наклейки) и едем в лагерь. Перед лагерем довольно крутой подъем, включаю пониженную, прохожу две трети и вдруг в подвеске удары и машина останавливается. Первая мысль - порвал редуктор, вторая мысль - с чего бы это!? Скатываюсь назад, включаю передачу на драйв - едет. Иду на подъем - едет, поднялся довольно легко. Видимо, первый раз неудачно зашел по колее, прижался к боковой стенке и прокрутил колеса. Резина зубастая, и шашки, цепляясь и срываясь, создали эффект ударов в трансмиссии. Стало понятно, почему я в зеркале заднего вида видел пыль при первом подъеме. Боря посмотрел на то, как я поднимался и решил объехать подъем. Организаторы писали, что подъемов два, один крутой, а дальше более пологий. Боря нашел какую-то едва видимую в траве колею, поднялся по ней, попал в кочкарник, долго по нему вилял, но все же выехал в лагерь. И только сейчас, когда я готовил этот отчет, я загрузил точки организаторов на крупномасштабную карту и увидел, что мы и поднимались по пологому подъему, а крутой был раньше, по нему никто не поднимался, и следов там не было. Лагерная поляна оказалась не очень большой, народу много. Хорошо, что Макс со своей командой приехал раньше и занял на нас место. Ребята прошли маршрут четвертой категории сложности практически на стоковых автомобилях (легкий лифт и все) См. отчет на
Расставили машины, палатки и начался фестиваль… День 4 (28.07.08)Дневка. Профилактический осмотр машин, мелкий ремонт, баня. Общение.
День 5 (29.07.08)С утра команда Макса отправляется домой - работа зовет. Уезжают и новосибирцы, которые стояли напротив. Зато подъезжает москвич Саша "Лесник" на Патриоте, встает рядом с нами. С Сашей мы вместе ездили в Даурию 2007 году. Подъезжает команда алмаатинцев, встать некуда. Подвигаем свои машины, палатки, размещаем казахов. Там, где стояло три машины, они поставили штук шесть и палаток штук восемь, жизненного пространства не осталось вообще. У нас дневка. В лагере жарко, поехали на Катунь, нашли уютное местечко рядом с устьем Мульты. Покупались, полежали на травке. Поездили по окрестным препятствиям, броды, крутой подъем из воды на берег. Но все без фанатизма, бережем машины. На следующий день на этом подъеме один из участников фестиваля порвал редуктор переднего моста. Вернулись в лагерь уже в десятом часу.
День 6 (30.07.08)Организаторы фестиваля устроили небольшую трофи-экспедицию на гору Красная. Конечно же, мы поехали. Жигули оставили в лагере, а Боря сел к нам - будет вторым штурманом. До Усть-Коксы доехали самостоятельно, там подождали местный ГАЗ-66, который загрузил в кузов тех, кто не хотел ехать на своих машинах, и поехали. До Кайтанака пыльная щебенка. Особенно плохо здесь было ехать обратно, ветра практически не было, и поднятая пыль долго стояла в воздухе. Сразу вспомнилась Монголия, там такое бывает часто. Проехали Кайтанак и свернули направо, на проселок. Дорога постепенно начала подниматься в горы. Начался серпантин, с довольно крутыми подъемами, темп движения низкий, температура двигателя сразу поползла вверх. Начинаем отпускать колонну, и, создав необходимый запас хода, идем на более высокой скорости, потом опять стоим - ждем. Двигателю стало полегче. Поднимаемся на перевал Кайтанакский (1650 метров). Дальше постоянные спуски-подъемы, но ниже 1400 метров не опускаемся. Виды по сторонам очень красивые. Проезжаем заброшенную деревню Чернушка. Опять крутой подъем, поднимаемся до высоты 1590 метров и снова спуск и опять начинается подъем, теперь уже дорога идет в лесу. На высоте 1700 метров краем проходим урочище Бирюксинское болото. Дорога опять уходит в лес, глубокие высохшие колеи. Пока все вполне проходимо для подготовленного автомобиля. Еще спуск/подъем и начинается последний подъем к озеру. Эти последние четыре километра могут вполне сойти за категорийный участок. Камни, грязь, колеи и главное кругом деревья. Я с трудом протискиваюсь между ними, одновременно стараясь не зацепить камни, и не свалиться в колею. Большую часть этого участка штурманам приходилось побегать, выискивая оптимальную траекторию, и потом, ведя нашего монстра по ней. Но все заканчивается, и мы выезжаем на берег безымянного озера. Высота 1860 метров. Красивое озеро, окруженное вековыми деревьями. Размеры - примерно километр на двести метров. Есть какие-то строения, говорят баня. Местные рассказали нам, что на дальнем конце озера есть водопад. Мы решили сходить. Но как-то легкомысленно к этому отнеслись, посчитав, что недалеко и взяли с собой только фотоаппарат и камеру. Тропинка шла сначала по крупным камням, потом по лесу, но постоянно или в гору или вдоль склона. Я пожалел, что не взял с собой альпинистские палки, т.к. идти было очень тяжело и опасно. В некоторых местах склон был довольно крутой и высотой метров тридцать. На середине дороги, мы пожалели, что не взяли с собой воды, правда это заставляло нас еще более упорно идти к водопаду, там не только красиво, но и можно попить. В общем, шли около часа, а расстояние было чуть больше километра. Но оно того стоило! Во-первых, вид на озеро очень красивый, во-вторых, сам водопад, хоть и не очень мощный, но тоже красивый, а в-третьих, необыкновенно вкусная вода. Можно было подняться и выше, к следующему озеру, но сил уже не было. Вернулись к машинам, пообедали и поехали обратно. Назад едем в основном вниз, спуски довольно крутые. Проходим Кайтанакский перевал, здесь спуск особенно крут, в какой-то момент понимаю, что тормоза начали плохо держать, нахожу более-менее ровную площадку, останавливаемся, от ступиц пышет жаром - тормоза перегрелись, и это при том, что везде, где возможно, я тормозил двигателем. В Усть-Коксе заправились и без приключений добрались до лагеря. В этот же день группа ездила на Мультинские озера, без поломок и повреждений вернулись немногие - глубокие колеи, с камнями и залитые водой, сделали свое дело.
День 7 (31.07.08)Утром выясняется, что приехала группа из экспедиции в Казахстан, в основном иркутяне, и с ними Саша Zon из Новосибирска. Приехали ночью, места, где встать не нашли, спали в машинах. С иркутянами мы знакомы еще по первому фестивалю, который они проводили. А Сашей вместе ездили через Бугузун в Туву и по Монголии. Мы рассказали им, что есть прекрасное место в устье Мульты, и было решено, всем вместе перебазироваться туда. Переехали один из рукавов Мульты и прекрасно расположились на огромной поляне. Жигули заглушили и перетащили через брод на буксире, чуть-чуть набрав воды в салон. Всем хватило места в тени деревьев и недалеко от берега либо Мульты, либо Катуни. Вечером иркутяне устроили совместный праздничный ужин, который закончился далеко за полночь.
День 8 (01.08.08)Дневка. Завтра выезжаем в обратный путь, поэтому проверили машины, продули воздушные фильтры, протянули, то, что открутилось от тряски. Ближе к вечеру было полное солнечное затмение. Очень красивое зрелище, особенно, когда была фаза полного затмения, было видно звезды и Меркурий с Венерой.
Ночью была сильная гроза, несколько молний ударили совсем рядом, даже земля дрожала. День 9 (02.08.08)С утра сворачиваем лагерь, прощаемся с иркутянами (Саша Zon уехал чуть раньше нас). Опять перетаскиваем Жигули на буксире через брод. В этот раз даже вода в салон не попала. Пробуем проехать через легковой мост, прошли, даже небольшой запас по высоте остался. Погранпост проходим быстро - только пропуска отдали и поехали. В Усть-Кане заливаем полные баки и докупаем продукты. За Усть-Каном сворачиваем на Чергу. Асфальт заканчивается, дальше 67 км щебенки. Проходим перевал Чакыр (1460 метров), на перевале навстречу подъезжают омичи. Рассказали им про дорогу впереди. Останавливаемся на перевале Верх. Кукуе, красивый вид на долину, устраиваем небольшую фотосессию. Начинается асфальт, новая дорога, очень хорошего качества до свертка на Алтайское, после свертка опять щебенка до Черги. Выходим на М-52, в Майме сворачиваем на Горно-Алтайск. В Горно-Алтайске сплошные сороковники, долго едем по городу и выезжаем на дорогу к озеру Телецкому. До Телецкого неплохой асфальт, но дорога горная, спуски, подъемы, повороты. Дорога не очень широкая, много встречных и попутных машин. Хорошо, что почти не было грузовиков, обгонять было бы не просто.
Правда, до Телецкого мы в этот день не доехали, все водители "поплыли" почти одновременно, сказалась жара и довольно трудная дорога. Решили остановиться на ночевку, а отставание от плана догнать завтра. Встали на турбазе "Солнечное сияние", правда, пришлось поторговаться, но консенсус был быстро достигнут (турбаза полупустая). Можно было встать и в палатках рядом с турбазой, но решили сэкономить время на постановке/сворачивании лагеря, да и после пыльной дороги и жары захотелось нормально помыться. Пообедали в кафе при турбазе и довольно рано улеглись спать. День 10 (03.08.08)Утром, позавтракав очень не плохими блинчиками, двинулись дальше, правда, уже двумя машинами. Борису было пора возвращаться домой, и он поехал в сторону Горно-Алтайска. Мы же быстро доехали до Артыбаша. С 1999 года изменилось много. Понастроили замков за заборами, кажется, что улицы стали еще уже. Народа просто море, везде, в магазинах, на улицах. Вертолетная площадка, где мы стояли 9 лет назад, приватизирована и окружена забором. С трудом нашли место, где можно подъехать к озеру. На берегу кучи щебня и строительный мусор. Насыпаны несколько молов, за ними вода застаивается и цветет. Никакого желания остановиться здесь, даже на час, не возникло. Заехали только в магазин сувениров, пока стояли у магазина, подошли омичи, рассказали, где были, я рассказал про нашу поездку, про машину.
Поехали назад, в нескольких километрах от Артыбаша, свернули к Бие, довольно уютная полянка, народ стоит с палатками. Опять нашлись земляки, сказали, что они сюда каждый год приезжают. Радует, что омичей на Алтае стало заметно больше. Сварили обед, поели, двинулись в сторону Бийска. От свертка на Горно-Алтайск, дорога сразу пошла похуже, хотя и асфальт. Проехали Турочак, где мы должны были выйти в 2006 году из Тувы/Хакасии, замыкая алтайское кольцо. Надо все-таки когда-нибудь пройти этот участок. Мост через Лебедь строится, рядом объезд по двум узеньким (в одну полосу) мостикам. Выезжаем на трассу, асфальт кончатся, и начинается очень жесткая щебенка, больше 40 км идти не возможно - всю душу вытрясает, плюс к этому пыль. Пожалуй, самая плохая дорога за всю поездку, этот участок вполне может поспорить с монгольскими дорогами. Остановились у "иконостаса" - на отвесной 80-ти метровой скале на высоте 40 метров выбит барельеф В.И. Ленина на фоне красного знамени. Говорят, что создал его местный художник Сычев, где-то после войны. Изначально на скале было два профиля - Ленина и Сталина. Видимо после XX съезда КПСС иконостас "подретушировали". Удивительно то, что за 60 лет краски не выцвели. В районе Карабинки дорога закрыта, объезд, Проезжаем по деревням и выходим на Р-375 у поста ГАИ. До Бийска неплохая дорога, движение не очень интенсивное. Остановились передохнуть - вижу, что не работает одна противотуманка - пропал контакт в разъеме, побрызгал WD-шкой, не помогло. Обрезал разъем - соединил провода напрямую. Ближе к Бийску периодически начала выключаться магнитола, часы и, как потом оказалось, фары. Дело к вечеру, надо вставать на ночевку, пока светло. Подъехали к Бийску, прошли по объездной, и свернули на Первомайское, в надежде найти место для стоянки. Оказалось, что это довольно оживленный район, кругом люди, какие-то строения. Поплутали по проселкам и вышли на M-52 уже за постом ГАИ. Начало смеркаться, да и тучи на небе освещенности не прибавляли. Поэтому сворачиваем с трассы в сторону реки Чемровка, спускаемся в ее долину и, на каком-то высохшем болоте, разбиваем лагерь. По доносившемуся издалека лаю собак очевидно, что в паре километров деревня. Палатки ставить не стали - будем спать в машинах. Только приготовили ужин и уселись за стол - прямо через лагерь проходит стадо деревенских коров. Ну, кто бы мог предположить… Пастух удивленно на нас посмотрел, но вежливо поздоровался. Стемнело, свет сделать не удалось, придется ночевать здесь. Быстренько улеглись спать, с тем, чтобы завтра пораньше отсюда уехать. День 11 (04.08.08)Спали недолго - около пяти утра началась сильная гроза, с резкими порывами ветра. Страшные ливневые тучи шли прямо на нас. Вспомнив довольно крутой глинистый спуск, мы решили выбраться до дождя наверх. Так быстро мы никогда лагерь не сворачивали. Я зажег боевую "люстру" на багажнике, и при таком свете мы выбрались на равнину, доехали до ближайшего леса … и поняли, что тучи проходят мимо. Приготовили завтрак, я пытался починить головной свет - безуспешно. Бросил провод напрямую с аккумулятора на предохранители ближнего света - фары загорелись. Так и поедем. Выбрались на трассу М-52. Проехали Барнаул, Новосибирск, ушли на М-51 на Омск. Где-то на полпути до Омска уходим с трассы на старую M-51. Когда-то весь путь от Омска до Новосибирска проходил севернее транссиба. Большая часть покрытия не имела, и в распутицу дорога была непроходима даже для грузовиков. Но и в хорошую погоду путь от Омска до Новосибирска занимал два-три дня. Зимой дорогу заметало, и шофера предпочитали ездить по льду реки Омь. Самым сложным и опасным считался участок Нижняя Омка - Венгерово, где дорога идет меж болот. Этот участок несколько высокопарно называли "Долина смерти". Лет двадцать назад была построена другая дорога, которая идет южнее железной дороги и только за Барабинском соединяется со старой М-51. Новая дорога получилась на 100 км короче. Вот по этой старой дороге мы и решили пройти. Свернули на Калмаково, щебенка, дальше до развилки на Ягодное и Кожурлу - лесная дорога. Этот участок видимо мало используется, дорога заросла, по сторонам болотина, но колея угадывается, местами есть даже щебенка, этакая "дорога в никуда". От свертка на Ягодное щебенка до Куйбышева, местами очень жесткая. Под Куйбышевом свернули в лес в сторону реки Омь и встали на ночевку. День 12 (05.08.08)Заправка с дизтопливом одна на выезде на Барабинск. Дорога на Венгерово от Куйбышева - глинистая щебенка, в дождь таскает, но проходимо в любую погоду на любой машине. Вдоль дороги стоят километровые столбики. От Венгерово до Вознесенки широкий глиняный профиль, в дождь очень скользко, скорость 30-40 км в час. Дальше до Камышово отличная щебенка, можно идти быстро. От Камышово до Усть-Тарки щебенка с грязью, колеи, лужи. Но не скользко, шли 50-60 км в час, правда, при такой скорости в каждой луже машину заливало до самой крыши. Дальше, до Еланки, тоже щебенка, но более жесткая. От Еланки идем на Рязанку, сначала щебенка, потом просто грунтовка, ветерок подсушил дорогу (подвялил, как говорят местные), ехать легко. Вот и граница областей, мы у себя дома. От Хомутинки снова щебенка, не очень хорошая. От Нижней Омки начинается асфальт. У Кирсанова уходим на Горьковское, чтобы въехать в Омск с Пушкинского тракта и не ехать в час пик через центр. До Горьковского разбитый асфальт, в самом Горьковском асфальт, как после бомбежки, дальше до Рощино хороший асфальт, а потом просто не проезжий, ушли на параллельную грунтовку. Возле Алексеевки вышли на пушкинский тракт и без приключений добрались домой. Уже дома, при разгрузке увидел, что лопнула одна лапа моего нового экспедиционного багажника. Надо сказать, что позже производитель, без разговоров поменял лапу и посоветовал, как снизить нагрузку на нее.
Всего за поездку сожгли по 450 литров дизтоплива на машину. 4. Выводы и рекомендации
5. Список используемой литературы
6. ПриложенияТреки и точки похода в формате OziExplorer (zip, 450K) Руководитель похода Гехт Е.Н. 12,03,2009 При полном или частичном воспроизведении данного материала, ссылка на оригинал обязательна. Copyright © e-geht 2008-2009 |