Этот сайт создан автотуристами для автотуристов. Здесь можно выкладывать отчеты о походах и экспедициях, статьи по тематике сайта, новости. Этот сайт не принадлежит какому-либо спортивному или туристическому клубу, организации и т.д. посему никакой дискриминации по клубному признаку. Мы рады видеть у себя представителей всех клубов, конфессий и концессий. Не будем притеснять и наших двухколесных братьев – мотоциклистов, а так же автоспортсменов и вообще всех кому интересны путешествия с использованием механических транспортных средств. Сайт не преследует коммерческих целей, если и будет какая реклама, то только чтобы заплатить за хостинг и домен.
![]() |
Автор: e-geht |
25.02.2009 21:48 |
Радио и телефонная связьНеобходимость в обеспечении связи возникает в тот момент, когда в поездку отправляется более чем одна машина. Почему? Все довольно просто.
Радиосвязь в первую очередь позволяет решать все насущные вопросы, не останавливаясь, в движении. Например, договориться о том, когда будет стоянка, когда уйти на заправку и т.д. Конечно, все эти вопросы можно решать на запланированных стоянках заранее, но, думаю, все понимаю, что это не очень удобно. Это первая причина.
Вторая причина радиосвязь позволяет облегчить движение колонне. Например, первый, обогнавший фуру, может предупреждать последующие машины о свободной полосе для обгона. В этом случае, второй и последующим машинам гораздо безопаснее обгонять.
Для примера, могу рассказать один случай. Дело было во время поездки в Киргизию. Мы шли вторыми. На одном из перевалов первая машина дает по радиосвязи предупреждение: “Встречный идиот на обгоне!”. Мы успеваем оттормозиться и уйти вправо, и буквально через секунду на вершину перевала влетает встречка, идущая по нашей полосе. Если бы не предупреждение, столкнулись бы лоб в лоб.
Кроме того, по радиосвязи удобно осуществлять управление колонной руководитель может предупреждать, что нужно уйти в поворот, направление на развилках, объявлять об общей остановки колонны и т.д.
Так же радиосвязь можно использовать и для общения штурмана и пилота, например, когда едешь по горам (где большие камни), или в грязи. В этом случае, штурман, находясь снаружи, может указывать путь движения машине не жестами, а словами.
Еще один вариант использования радиосвязи при стоянках. Например, когда часть людей ушла в лес за дровами/грибами/ягодами, для связи с базовым лагерем. В случае чего, всегда можно вывести людей из леса, если заблудились, прийти на помощь, если что-то случилось, etc.
Это все лишь часть полезного, для чего можно использовать радиосвязь, но, думаю, этого достаточно, чтобы убедить вас в необходимости везти с собой радиостанции.
Доступные виды связиВсе виды радиосвязи делятся по диапазонам частот. Все что до 30 МГц называется короткими волнами (КВ). Сигналы на этой частоте хорошо отражаются от ионосферы и возможна связь на большие расстояния. Все что выше 30 МГц ультра короткие волны (УКВ), как правило, нет отражений от ионосферы и связь возможна только в пределах прямой видимости, зато и помех от других радиостанций то же нет.
В радиосвязи используются несколько видов модуляции - то, как накладывается полезный сигнал на высокочастотную несущую. Для нас важно, что обе радиостанции должны работать одним видом модуляции. В основном используются модуляции амплитудная (АМ), частотная (FM), однополосная (SSB) и ее разновидности с нижней боковой (LSB) и верхней боковой (USB).
Рассмотрим доступные автотуристам виды связи:
Сотовая телефоннаяЕсли покрытие по трассам сплошное, то вполне можно пользоваться сотовой связью. Правда в отличие от радиостанций, быстро связаться нельзя, что бы набрать номер и ответить на вызов нужно некоторое время и нужно отвлечься от управления автомобилем. Плюс, сотовая связь стоит денег. А в роуминге и не малых денег. Однако сотовый телефон иметь нужно и лучше с sim-картами основных операторов. В небольших населенных пунктах частенько бывает только один оператор и не всегда нужный. Я всегда вожу с собой две сим-карты МТС и Билайн. Перед поездкой закиньте на телефон две-три тысячи не известно как интенсивно придется им пользоваться. Автомобильный зарядник обязателен. В случае неустойчивой связи выйдете из автомобиля, если это не помогает, найдите место повыше связь улучшится. Даже если голосовая связь не устойчивая смс-ки уходят и приходят.
И для спутникового и для сотового телефона удобно пользоваться sms-сообщениями. Мы, обычно по мере прохождения ключевых пунктов маршрута, но не реже 1-го раза в сутки (если конечно есть связь) отправляем домой sms, с парой слов “Прошли то-то”. В крайнем случае, будет понятно, где искать, если что.
Спутниковая телефоннаяВ местах, где нет сотовой связи и до населенных пунктов далеко спутниковая связь единственный доступный вид связи. Как правило, используется в аварийных ситуациях, т.к. связь дорогая 30-100 рублей минута, да и сам телефон не дешевый примерно $1000. У большинства провайдеров есть sms-сервис, как правило, не дорогой. Можно взять аппарат в аренду на время поездки.
ГлобалстарИмеет покрытие почти по всему миру, территорию бывшего Советского союза покрывает все. Но последнее время, видимо в связи с тем, что спутники выходят из строя, а новые не запускаются связь ухудшилась. В Ноябре 2007 года запущены четыре новых спутника, это должно улучшить качество связи. Телефоны достаточно большие, аккумуляторов хватает на несколько часов работы в режиме ожидания, поэтому зарядник просто необходим.
Спутники низкоорбитальные, время видимости одного спутника 10-15 минут (могу ошибаться, но порядок такой). В идеале, один спутник уходит за горизонт, появляется другой, но с уменьшением числа спутников на орбите задержки увеличиваются и связь не стабильна. Не работает из ущелий и густого леса.
Турайя (Thuraya)Два геостационарных спутника компании обеспечивают связи примерно на половине территории России (юго-западная часть) В январе 2008 года запущен третий спутник, что увеличит площадь покрытия, но на Дальнем Востоке связи все равно не будут. Подходит для путешествий по Европейской части России, более дешевые телефоны и тарифы, телефоны меньше по размерам.
Иридиум (Iridium)Группировка включает 66 низкоорбитальных спутника, зона покрытия весь земной шар. Популярность системы сильно упала после банкротсва компании в 2000 году и прекращения обслуживания абонентов. К концу 2000 года, при поддержке Пентагона и Правительства США, система возобновила свою работу. Можно подключиться и в России.
ИнмарсатСамая старая и самая используемая система спутниковой связи, но размеры оконечных устройств (небольшой дипломат), высокие цены, как на оборудование, так и на разговоры, делают эту систему малопригодной для автотуристов.
РадиосвязьРадиосвязь, по сравнению, с телефонной имеет несколько важных особенностей.
Радио это не телефон вас слышат не только ваш корреспондент, но все кто случайно или намеренно оказался на этой частоте. Иной раз вас может быть слышно и за две-три тысячи километров. Так что будьте этичными, и не обсуждайте совсем уж личных вопросов.
При радиосвязи, когда вы работаете на передачу, вы не слышите, что говорит ваш корреспондент и наоборот. Что бы дать знать, что вы закончили передачу говорите в конце “Прием” или “На приеме”.
Делайте небольшую пазу после того, как нажмете кнопку передачи, иначе началоа вашей фразы пропадет.
При радиосвязи в движении, условия постоянно меняются, поэтому нужно подтверждать прием важной информации, можно коротко “Принято”. Так же до начала передачи убедитесь, что вас слышат:
- 084 Монитору (означает “084 ответь Монитору”) - 084 на приеме. После этого можете передавать. Частота никому не принадлежит, нельзя гнать других с частоты, объявляя ее своей. Частенько этим грешат таксисты. Правила хорошего тона такие. Если залез на чужую частоту скажем, подъехали к городу, а в вашем рабочем канале таксисты извинитесь, объясните ситуацию вам трудно перейти на другую частоту в движении, что вы идете транзитом, и канал долго занимать не будете. В свою очередь сократите радиообмен до минимума только то, что нужно для управления колонной. Обычно люди входят в ваше положение, иногда даже помогают. Если же по-хорошему договориться не удалось переходите на запасной канал. При планировании похода всегда объявляется основной канал связи и один, а лучше два запасных. Не нужно разбрасывать их по всему диапазону, т.к. многие настраивают антенну под конкретный канал, и если запасной канал в другом конце диапазона, то антенна будет работать менее эффективно. По этой же причине основной канал лучше выбирать ближе к середине диапазона.
Если вам нужно срочно связаться на канале, а он занят, то дождитесь перерыва в передачи скажите несколько раз “Брэк”. Если вас услышали, обязательно дадут слово, вызовите своего корреспондента и уведите его на другой канал оставаться на этом канале не этично.
Частота/канал. В большинстве диапазонов, доступных автотуристу работать можно не на любой частоте, а только на определенных частотах, называемых каналами. Многие простые радиостанции и не отображают частоту, на которой работают, а показывают только канал данного диапазона. Расстояние между каналами выбрано такое, что бы два соседних канала не мешали друг-другу. На CB это 10 кГц, в LPD/PRM 25 кГц.
Дальность связи зависит от многих факторов:
Радиостанции бывают:
Антенны бывают:
Это сильно укороченная антенна, эффективность низкая, дальность связи соответственно не большая.
“Телескопы” это жесткие выдвигающиеся антенны, по типу антенн переносных бытовых радиоприемников. Длинна таких антенн до метра, связь лучше, чем с резинкой, но ходить с такой антенной не удобно, да и случайно сломать ее легко.
Автомобильные антенны представляют собой гибкие штыри на магнитном основании, врезные или на специальном кронштейне, работают значительно лучше антенн “портативок”. Автомобильным антеннам, для нормальной работы нужен кузов автомобиля он работает как противовес вторая часть диполя антенны. Поэтому, если вы поставите автомобильную антенну на сухой песок, то она работать будет очень плохо, а вот если земля сырая, то будет лучше, но все же лучше всего она работает на автомобиле. Важно и место установки антенны. Общее правило антенна должна стоять по центру самой большой горизонтальной плоскости автомобиля. Для легковушки или джипа это центр крыши. Во всех других местах будет хуже. Больше того, появится неравномерность работы антенны по направлению. Т.е. в некоторых направлениях антенна будет работать хуже, чем в остальных. И еще, автомобильная антенна требует настройки. Не пожалейте пары сотен рублей, в фирмах торгующих автомобильными антеннами есть такая услуга. С помощью прибора под названием КСВ-метр, антенна настраивается на нужную вам частоту (обычно откусывается от штыря лишнее J). При этом менять местоположение антенны на автомобиле не желательно настройка, скорее всего, уйдет. Идеальное КСВ 1, хорошим считается КСВ до 1,5, приемлемое до двух. При КСВ антенны больше трех может выйти из строя передатчик. Поэтому нельзя нажимать на кнопку передачи при отключенной или неисправной антенне. Чем в большем диапазоне частот хорошее КСВ, тем более широкополосная антенна. А это означает, что вы можете эффективно работать в большем диапазоне частот.
Это полноразмерная антенна, установленная на высокой мачте. Эффективность таких антенн максимальна, но нужно время на установку, нужно везти с собой антенну, а часто и мачту автотуристами используется редко. Хотя, если у вас в планах организация базового лагеря на несколько дней и планируются радиальные выходы или выезды за пределы дальности связи обычных антенн, то стоит подумать о постройке базовой антенны. На сайтах радиолюбителей есть масса легких и простых конструкций. Но имейте в виду, что такая антенна требует первоначальной настройки с помощью специальных приборов.
ПозывныеЕсли вы работаете в диапазоне, где нужно разрешение, то при получении оного, вы получаете и позывной. Но на CB позывной присваивается радиостанции, и если у вас несколько радиостанций, то получается, что вы должны работать с каждой своим позывным. Это глупость, потому, что во всех остальных диапазонах позывной присваивается оператору. Как известно “строгость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения”, поэтому на CB, каждый оператор придумывает себе позывной сам, им и работает в эфире. На всякий случай, нужно помнить хоть один свой официальный позывной. По закону, оператор должен называть свой позывной в начале и в конце сеанса радиосвязи, но не реже одного раза в пять минут, если связь дольше. Нужно назвать свой позывной и по требованию любого корреспондента.
Что бы не ломать голову, как себя назвать, в экспедициях, где машины имеют бортовые номера лучше использовать их, если все экипажи из разных городов город, третий беспроигрышный вариант цифры госномера автомобиля.
И старайтесь выбирать простые и четкие позывные, иначе во время радиообмена ваш позывной будет малопонятен.
LPD/PMR диапазонLPD - Low Power Device (маломощные устройства), диапазон 433 МГц (69 каналов в диапазоне 433,075-434,775, с шагом 25 кГц)
PMR - Private Mobile Radio, диапазон 446 МГц, 8 каналов.
С 2007 года станции этих диапазонов можно использовать в России без лицензии (разрешения). Максимальная допустимая мощность LPD 10 мВт, PMR 500 мВт. Внешние антенны запрещены (автомобильные или стационарные). Можно использовать только портативные станции.
Станции не дорогие, маленькие. Дальность связи около 500-1000 м. Не верьте рекламе в магазинах типа “JJ-connect” на 5 миль эти станции не свяжутся даже с горы. В этом диапазоне есть одна хитрость, станции делают в основном китайцы, и они без зазрения совести занижают выходную мощность станций, что бы они остались безлицензионными. Если реальная мощность такой станции один-два ватта, то на полтора-два километра связь будет, но это нарушение закона…
Станции отлично подходят для связи пилот/штурман, например на заправках, в лагере, там, где хотя бы один ходит пешком. Маленькие, легкие купил и пользуйся. Некоторые пытаются использовать их для связи машина-машина, но дальность маленькая, чуть разъехались связи нет. Но если колонна постоянно плотная то лучше LPD, чем ничего. При активном использовании комплекта батареек/аккумуляторов хватает где-то на сутки.
В нумерации канало LPD станций есть одна хитрость. Многие дешевые станции имеют всего восенмь каналов, но это не первые восемь каналов, как можно было бы предположить. Первые два канала совпадают, а дальше нет. 3-тий соотвествует 6-му на 69-ти каналках, 4 - 10, 5 - 12, 6-17, 7-23, 8-30.
FRS/GMRS диапазонFRS - Family Radio Service (семейная радиосвязь), 14 каналов в диапазоне 460 Мгц, Максимальная мощность передатчика 500 мвт, Лицензия не требуется в США и некоторых других странах. В России использование этого диапазона запрещено. GMRS - General Mobile Radio Service (мобильная радиосвязьсвязь). 22 канала в Диапазоне 460 мгц, 14 каналов совпадают по частоте с FRS, Максимальная мощность до 50 вт. В США и некоторых других странах требуется лицензия. В России в этом диапазоне работать запрещено. Частенько к нам попадают FRS/GMRS радиостанции из США, и хотя их использование в России не законно, туристы пользуются ими вдали от цивилизации наровне с LPD/PMR станциями. CB диапазонCB civilian band гражданский диапазон, 27 МГц (11 метров), 80 каналов с шагом 10 кГц. Каналы разделены на две сетки C и D, по 40 каналов в каждой. Обозначаются так 15C или 19D. Используется три вида модуляции AM, FM и SSB. SSB в автомобилях используют редко, т.к. он требует подстройки под каждого корреспондента. В основном работают в FM, но дальнобойщики частенько в своем канале 15C работают в AM. Поэтому желательно иметь станцию с обоими видами модуляции. Максимальная разрешенная мощность 10 Вт.
Связи автомобиль-автомобиль до 3 км можно добиться почти всегда, при наилучших условиях связь до 20 км. Автомобильные антенны обычно длиной от метра до двух, что мало на этом диапазоне стационарная 5/8 антенна имеет длину 6,80. Поэтому чем длиннее автомобильная антенна тем лучше. Брать совсем укороченную антенну короче метра бессмысленно будет работать только в упор.
Есть “портативки”, обычно мощностью 4 Вт, с возможность уменьшения до 1 Вт (для экономии батарей). До километра связи гарантирована, дальше зависит от множества условий. Связь “портативка”-автомобиль обычно на 2-3 км, с базовой станцией до 5 км. Станции значительно больше и тяжелее LPD/PRM, но и связь лучше.
Этот диапазон был первым, где можно было работать простому смертному. Раньше была необходима лицензия (разрешение), но сейчас она не нужна.
Диапазон пограничный между КВ и УКВ и в зависимости от солнечной активности/состояния ионосферы радиоволны либо отражаются, либо нет. Если отражаются это “проход”. Это значит, что кроме местных станций вы будете слышать станции расположенные за две-три тысячи километров, причем их будете слышать так хорошо, что местные станции на их фоне будет не слышно вообще. В периоды спокойного солнца, диапазон рабочий, в периоды активного солнца использовать тяжело постоянно слышишь дальние станции, а свою группу только в упор.
Диапазон был открыт для нас на заре перестройки, хотя весь мир пользуется им давно. Наши спецслужбы сделали все, что бы затруднить работу наших станций с заграничными. Взяли и назначили частоты каналов со сдвигом на пять килогерц, т.е. во всем мире канал 1C имеет частоту 26,965 мГц, а в России 26,960 Мгц. Но к нашему счастью, отечественные производители станций долго чесались, и в страну пришел импорт, который специально для нас сделал станции в “российской” сетке, еще она называется “по нулям”. При этом сделано это было программно, так что перетащить станцию “в европу” или “по пятеркам” не составляло труда. Так и повелось, что работать стали там и там. Сейчас в основном работают в европейской сетке частот, но все же иногда указывают сетку в обозначении 15C eur FM это полное однозначное указание канала, сетки и вида модуляции.
Тогда же наши умники добавили к 80-ти стандартным каналам еще 4 (между каналами есть дырки), может, это было бы и не плохо, но только импортные станции на эти каналы не настроишь.
Есть еще один нюанс. Некоторые производители станций по-другому называют сетки, так в станциях Alan сетка C почему-то называется D, а сетка D - Е, в Dragon’ах E и F соответственно. Это вносит дополнительную путаницу. При указании вызывного/рабочего канал нужно указывать стандартные сетки, а уж каждый владелец радиостанции, должен знать какой сетке его радиостанции соответствуют стандартная сетка.
Многие производители выпускают 240-ка или 400-т канальные CB станции. Брать их, или брать 80-ти канальную – все равно (только не 40-ка каналку), использовать все 240 или 400 каналов и нельзя по закону, и не возможно технически. Лучшие антенны имею полосу пропускания две сетки, т.е. ее можно настроить на любые две сетки, но ни как не на все шесть,восемь или десять.
Есть два зарезервированных канала 9C eur FM – канал службы спасения, и 19C eur FM – информационно-справочная служба. Может где-то они и действуют, но мне слышать их не приходилось. В любом случае, работать на их частотах кому-то другому – дурной тон.
Радиолюбительские диапазоныЧто бы работать на радиолюбительских диапазонах, необходимо получить радиолюбительский позывной. Для этого нужно сдать экзамен, на знание правил радиосвязи. Сделать это вполне реально, если в школе по физике была хотя бы четверка. Существуют четыре категории радиолюбительских разрешений, нас устроит 4-я (низшая), т.к. уже она позволяет работать на УКВ диапазоне.
Для автотуристов основной интерес представляют радиолюбительские УКВ диапазоны.
VHF (very hight frequency) или диапазон 144 МГц (длина волны 2 м). Частотной модуляцией можно работать в диапазоне 144,500 – 145,800 МГц, разрешенная мощность станции до 5 Вт для четвертой категории. Как видно, в этом диапазоне автомобильные антенны полноразмерные, это значит, что эффективность их максимальна. И действительно на этом диапазоне устойчивая связь автомобиль-автомобиль до 20 км. Как-то мне удалось связаться с погранперехода в Монголию из Ташанты (Горный Алтай), с машиной, находящийся в Курае, расстояние по прямой 107 км. При этом я был на высоте 2100 метров, а мой корреспондент на высоте 1500 м.
UHF (ultra hight frequency) или диапазон 430 МГц (длина волны 70 см). Частотной модуляцией можно работать на участке 432,500 – 440.000 Мгц. Мощность – 5 Вт для четвертой категории. Как видно LPD стации попадают в этот же диапазон, что удобно для связи с корреспондентами, не имеющими радиолюбительских лицензий.
Радиостанции для этих диапазонов значительно дороже: двухдиапазонные (VHF/UHF) и автомобильные, и “портативки” стоят $250-$500. Но и качество этих станций на много выше, чем станций других диапазонов.
КВ (коротки волны)
Для радиолюбителей выделено девять частот в диапазоне от 1,8 МГц до 30 МГц. Для работы на этих участках необходима минимум третья радиолюбительская категория. Поскольку антенны на этих диапазонах имеют большие размеры, то работать на ходу из машины затруднительно или не эффективно. Эти диапазоны можно использовать для связи из лагеря, для аварийной связи, если нужна помощь и т.д. Дальность связи сильно зависит от диапазона, времени суток, но практически всегда можно подобрать диапазон, в котором в данный момент есть связь с нужным корреспондентом. Стоимость всеволнового автомобильного трансивера от $600 до $1000.
Что и когда говорить в микрофонВызов корреспондента – Первый (ответь) второму, Первый на приеме
Перед выездом – проверка связи. Руководитель – Первый, проверка связи. В порядке возрастания позывных (или в порядки построения в колонне) отвечают – Второй на связи… - Пятый на связи и т.д.
Начало движения. Руководитель – Колонна, приготовиться к движению. Каждый экипаж докладывает – Первый, готов… - Монитор, готов и т.д. После того как все доложат о готовности, руководитель дает команду начала движения – Всем, начинаем движение. Первая машина колонны (ведущий) начинает движение, с небольшой скоростью. Когда все колона начнет движение, замыкающий докладывает – Колонна начала движение, Омск замыкает. После этого ведущий набирает крейсерскую скорость.
Остановка. Руководитель – Колонна, стоп. Ведущий выбирает место для остановки, включает правый поворот и плавно останавливается. Остальные машины вслед за впереди идущей машиной включают правый поворот и останавливаются в порядке, в котором двигались.
Прохождение препятствий сходу. Ведущий предупреждает о препятствиях – Колонна, узкий мостик. Замыкающий – Принято, узкий мостик. Когда вся колонна проходит препятствие, замыкающий – Мостик прошли. Кроме всего, это позволяет руководителю оценить насколько растянулась колонна.
Прохождение препятствий поочередно. Ведущий – Колонна, крутой спуск. Руководитель – Колонна, спускаемся по одному. Ведущий – Первый, пошел. После окончания спуска – Первый внизу, спуск свободен. Следующий в колонне – Второй, пошел и т.д. По окончанию спуска замыкающий – Колонна спуск закончила.
Обгон. Ведущий – Колонна, обгоняем лесовоз. Обгоняет и сообщает – Чисто, на обгон идет следующая машина и т.д. После того, как обгон закончен, замыкающий – Обгон закончен. При небольшой колонне, обгоном управляет ведущий. При этом оптимально, если он уйдет от обгоняемой машины метров на 500-800. Нет смысла ехать прямо перед машиной, которую обогнали, т.к. встречные видно не на много дальше, чем тому, кто обгоняет. Что бы помочь в обгоне первой машине, вторая или третья машина смещается на встречную, а первая прижимается к обгоняемой машине. Как только появится “дырка” во встречных – дается команда на обгон и первая машина обгоняет. Нельзя обгонять следующую машину, пока вся колонна не закончит обгон предыдущей, т.к. подсказывать нужно уже двум машинам, а это может внести путаницу. Если встречный трафик, то ведущий комментирует встречный поток – Две легковые, за ними белая фура, потом дырка для одного обгона. Старайтесь комментировать так, чтобы было понятно, о каких встречных идет речь.
Выход из колонны/короткая остановка. Если одной из машин нужно сделать короткую остановку, то можно не останавливать всю колонну. Машина, которая останавливается – Второй, остановка две минуты. Руководитель – Принято, второй остановка две минуты. Как только остановка закончена, второй – Второй начал движение, замыкающий (он ближе) – Принято. Второй догнал колонну – Второй в колонне, замыкаю. Если движение по трассе интенсивное, то не стоит занимать свое место в колонне, лучше это сделать на первой же остановке. Если по истечению оговоренного времени сообщения от остановившейся машины нет, замыкающий вызывает – Второй колонне. Если ответа нет, то Руководитель останавливает колонну, либо оставляет одну машину, а колонна продолжает движение. В любом случае не следует разъезжаться дальше, чем есть связь.
Обгон колонны. Если колонна идет плотно, то обзор назад затруднен и обгоняющая машина может быть неожиданностью. Поэтому замыкающий – Иномарка на обгоне, ведущий – Принято, иномарка на обгоне.
При полном или частичном воспроизведении данного материала, ссылка на оригинал обязательна. Copyright © e-geht 2007-2009 |