Этот сайт создан автотуристами для автотуристов. Здесь можно выкладывать отчеты о походах и экспедициях, статьи по тематике сайта, новости. Этот сайт не принадлежит какому-либо спортивному или туристическому клубу, организации и т.д. посему никакой дискриминации по клубному признаку. Мы рады видеть у себя представителей всех клубов, конфессий и концессий. Не будем притеснять и наших двухколесных братьев – мотоциклистов, а так же автоспортсменов и вообще всех кому интересны путешествия с использованием механических транспортных средств. Сайт не преследует коммерческих целей, если и будет какая реклама, то только чтобы заплатить за хостинг и домен.
![]() |
Автор: e-geht | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30.03.2009 13:35 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как определить категорию автопоходаСложность автопохода может быть от первой до пятой. Поход первой категории самый простой, пятой – самый сложный. Последние годы я встречаю упоминания о шестой категории сложности, но никаких официальных документов о введении шестой категории я не нашел. Хотя некоторые данные для расчетов встречаются, ниже я их приведу. Есть два способа определения категории автопохода. Первый простой – по перечню стандартных маршрутов. К сожалению, очень редко бывает так, что едешь по стандартному маршруту, второй расчетный, вот его-то мы и рассмотрим в данной статье. Сразу предупреждаю, что я нигде не нашел нормального описания расчета, поэтому все ниже написанное, это то, как я понял те обрывки информации, что мной были найдены в интернете. Сложность автопохода определяет категория трудности (к.т.) встречающихся протяженных препятствий (ПП). Таблица 1. Оценка категории сложности автомобильного маршрута
Протяженное препятствие имеет следующие категории трудности: Таблица 2. Категория трудности ПП в зависимости от балов (П)
Количество баллов П рассчитывается по формуле: П = Кпк х Кпр, где численное значение Кпк для разных дорожных покрытий составляет: · 0,8 - асфальтированная дорога;
· 1,0 - профилированная гравийная или сухая укатанная грунтовая дорога;
· 1,5 - разбитая щебеночная или грунтовая дорога, плотный песок;
· 2,2 - лесовозная дорога или полевая грунтовая при дожде, песчаные колеи;
· 2,5 - сыпучие пески;
· 2,8 - зимник летом:
· 3,5 - тракторный зимник в горах;
· 4,0 - конная тропа.
Расчет Кпр производится по формуле: Кпр =1+ Дпп/250, где Дпп - длина ПП в километрах. Причем, Кпр не может быть более 1,8. Т.е. если длина ПП больше 200 км, то все что больше 200 км не дает прироста трудности участка. Что бы посчитать категорию сложности похода в баллах (КС), складываем баллы за все ПП. Но не все ПП идут в зачет. Смотрим Таблицу 1. Так если мы планируем поход III категории сложность, то за ПП 1 к.с. можно зачесть только 3 балла, за ПП 2 к.с. – 5 баллов и т.д. Сделано это для того, что бы нельзя было наращивать сложность похода за счет большого количества простых препятствий. Есть еще одно ограничение – движение по тому же маршруту обратно не засчитывается. Поэтому туристы всегда стараются закольцевать маршрут, что бы не возвращаться по своим следам. Для учета автономности и сезонности в дальнейших расчетах используется формула: КС = П * А + СГ где П - сумма баллов по всем протяженным препятствиям. А - показатель автономности, СГ - сезонно-географический показатель из Таблицы 3. В найденных мною документах, показатель автономности для автопоходов не описан, а дана ссылка на велопоходы. Для велопоходов написано следующее - Автономность (А). Показатель автономности в велопоходе может быть как повышающим, так и понижающим категорию сложности в зависимости от его влияния на выполнение всех других параметров.
Если следовать этим правилам, то Автономность автопохода в большинстве случаев будет 0,6. Для велотуристов все понятно, они в день проходят в среднем по 50 км, один населенный пункт в день – обычное явление. И нужен населенный пункт, что бы продукты подкупить, а не тащить их на себе на весь поход. Для автомобилистов средне дневной пробег – 250-300 км. Редко в какой местности не встретишь на таком расстоянии 2-3 населенных пункта. И что нам с того? Продукты мы везем минимум на неделю, а то и на весь поход, горючего то же всегда минимум на 500 км. Поэтому, я считаю, что использовать понижающий коэффициент нужно только, если ночевки не полевые – турбазы, мотели и пр. При подсчете среднего количества населенных пунктов на маршруте первый и последний дни в расчет не берутся. Промежуточное значение А между 1.0 и 1.4 определяется путем интерполяции. При наличии на маршруте участков с различной степенью автономности средневзвешенное значение показателя автономности определяется по формуле: Таблица 3. Сезонно-географический показатель
Значения в строках 2 и 3 Таблицы 1 (минимальная длительность и минимальный пробег) не являются основополагающими и приводятся для справки. Пример расчета сложности маршрутаНа примере нашего зимнего похода 2007 года посмотрим, как считать категорию сложности автопохода. Маршрут: Омск – Курай – альплагерь Актру – Курай – Омск. До Курая 1520 км, асфальт, от Курая до альплагеря – 32 км, снежная целина, крутые подъемы/спуски, наледи. Сибирь, февраль. Ночевки в тепле. 1-е ПП Омск - Курай, покрытие асфальт, значит Кпк=0,8. 1+1520/250 больше 1,8, значит берем 1,8. Итого П=0,8 * 1,8 = 1,44. По таблице 2 это ПП 1 к.с. 2-е ПП Курай – альплагерь, покрытие выбираем – лесовозная дорога Кпк=2,2. Итого П=2,2 * (1+32/250) = 2,48. По таблице 2 это ПП 2 к.с. Сумма по всем ПП – 3,9. Применяем к-т автономности – 0,6 и к-т сезонности – 20, итого получается 3,9*0,6+20=22,3. Смотрим по таблице 1 – III категория. Проверяем, не перебрали ли мы баллы по категориям – нет, за препятствия 1 к.с. можно 3 балла, у нас – 1.44, второй можно 5, у нас – 2,48. Летом, мы бы ночевали в палатках, и при П=3.9 это был бы поход I категории. Правда в жизни мы этот поход оформляли как I категорию :-). Просто местный МКК выпускает только на первую, а оформлять через Новосибирскую МКК времени не было. Внимательный читатель уже должен был найти небольшую ошибку в расчетах, которую я умышленно допустил. Впрочем категория похода от этого не изменилась. Кто нашел ошибку - пишите в форуме. При полном или частичном воспроизведении данного материала, ссылка на оригинал обязательна. Copyright © e-geht 2009 |