закрыть

Этот сайт создан автотуристами для автотуристов. Здесь можно выкладывать отчеты о походах и экспедициях, статьи по тематике сайта, новости. Этот сайт не принадлежит какому-либо спортивному или туристическому клубу, организации и т.д. посему никакой дискриминации по клубному признаку. Мы рады видеть у себя представителей всех клубов, конфессий и концессий. Не будем притеснять и наших двухколесных братьев – мотоциклистов, а так же автоспортсменов и вообще всех кому интересны путешествия с использованием механических транспортных средств. Сайт не преследует коммерческих целей, если и будет какая реклама, то только чтобы заплатить за хостинг и домен.

 

О проекте

Печать
Автор: Maximus   
12.03.2011 19:05

Март 2011: Омск — Князевка — Черталы — Тайтым и обратно

Скатались мы еще раз на Черталы, закрыли, так сказать, зимний сезон. Поехали в три машины, 6 человек. Специально пораньше на день официальных выходных, боялись, что зимовье займут. И не зря, в воскресенье в 6 утра приехала еще компания рыбаков, и в 9 утра еще одна. А, вру, поехали в 4 машины, с нами была еще пузотерка — Форд-Эксплорер, которая ночевать не собиралась, но если бы дорога позволила, то доехала до Черталов, а потом сразу назад.

Первой неожиданностью стало отсутствие буксировочной проушины в эксплорере, и выяснилось это много раньше категорийного участка. Лесовозная срезка мимо Пологрудово оказалась на выезде заваленной бревнами, стали пробиваться рядом. Эксплорер тут же повис в классической диагоналке и радостно крутил висящими в воздухе колесами. Пришлось пожертвовать одну корозащиту, которую пропустили вокруг балки и организовали таким образом возможность дерганья форда вперед.

Приехали на сверток с зимника, спустили колеса, поехали. Километра полтора форд шел по накатанному снегу, потом стал сваливаться.

А при попытке вернуть его на след сильно разбивали колеи.

И те, кто шел после, тоже уже не могли нормально ехать.

На полянке с более менее неглубоким снегом развернули его лебедкой.

И на тросе вытащили назад на зимник, форд поехал домой, мы поехали дальше.

На обратной дороге по дважды разбитой колее свалился уже сам.

Впервые пришлось размотать лебедку для себя.

Дальше проехали легко, хотя из-за снегоходов путь несколько подразбит, но зато наст достаточно крепкий и если не зевать и не сваливаться с него, то ехать можно нормально. Несколько раз Уазика пришлось дергать, после того как он громогласно заявил по рации, что сегодня он единственный, кто еще ни разу не застревал =) На хрящевском зимовье наблюдали такую печальную картину:

Это же какими уродами надо быть, ладно, мусор не увезли за собой, но пилить баню на дрова это уже совсем за пределами разумного…

На следующий день было желание пробиться по просеке на Тайтым. Сложились, точнее наоборот, выгрузили все лишнее.

Но желание так и осталось желанием, ровно посередине просеки накатанный наст от снегохода, ехать на машине нереально абсолютно, колеса в пухляке, а мосты на насте. Пошли пешком. Дошли до зимовья охотничьего на Малом Тайтыме, оно обжитое и там как раз живет местный охотник-егерь, с которым мы позже познакомились, в тот момент его не было. Посмотрели речушку, переехать ее на авто можно только на лебедке, и то не факт, отвесные берега, да и главное — лед уже тонкий, непонятно вообще, замерзает ли он нормально.

После Малого Тайтыма снегоходного следа уже нет, идем по лыжне охотничей, идти тяжело, неверный шаг и ты в снегу выше колена. В некоторых местах по пояс. Как назло все забыли навигаторы, идем по солнцу, лыжня идет совсем не по просеке, сворачиваем на путик почти не хоженый, т.к. он идет в сторону просеки. На нем идти еще тяжелее, периодически приходится включать полный привод — встаешь на четвереньки и ползком преодолеваешь особо глубокие сугробы. Вышли на просеку, лыжня идет какое-то время по ней. Затем опять уходит в лес, и вроде как совсем не в ту сторону, что нам надо. Ставим временные рамки, если за пол часа не вернемся на нужное направление, поворачиваем назад. Не израсходовав временной лимит, вышли на танковую просеку, которая идет строго на запад, решили идти по ней, рано или поздно в Большой Тайтым она упрется. Идти легче, чем по лыжне, но сил уже все меньше, ставим очередную отсечку по времени. В какой-то момент времени оглядываюсь, и вижу, что к нам подкрался незаметно (я не шучу, метрах в ста эдакий монстр почему-то не слышен был) танк геологов. Не мелкая ГТС-ка, на которой охотники ходят, а именно МТЛБ, который сам легко прокладывает себе просеки в лесу, идя на пролом, обруливая только уж очень толстые деревья.

На танке едут сейсмики, ездят по своей просеке и сами толком не ориентируются по местным точкам, долго вместе изучали карту, чтобы точно понять, где мы, и далеко ли до Тайтыма. Единственное, что смогли выяснить наверняка — Большой Тайтым они еще не форсировали и до него не далеко. Попросили их подвести, а там уже на месте будем ориентироваться. Довезли, оказалось не дошли буквально метров 800, мы пошли искать развалины, а танкетка поехала до переправы через реку.

Кстати, когда шли по танковой просеке, пересекли опять ту нашу просеку, которая ведет в Тайтым. В общем, пройдя какое-то расстояние вдоль речки, увидали на том берегу что-то, похожее на развалины. Сил по пухляку пробиваться к ним, да еще и переправляться через Большой Тайтым, совсем не было, поэтому решили поворачивать назад.

Вернулись без каких-то особых проблем и приключений, единственное что, сил под конец уже совсем не оставалось, вроде бы всего 15-16 км прошли с учетом зигзагов по лыжне, но по ощущениям как будто в два раза больше. Времени потратили пять с лишним часов с учетом небольших перекуров. По дороге зашли отдохнуть в зимовье тайтымское, Стакан попытался выйти на связь с большой землей:

Но земля молчала. Последние километры даются тяжелее всего, периодически устраиваем привал прямо посреди дороги.

Но за полкилометра до черталинского зимовья поймали маршрутку и доехали на ней.

Фотосессия с очередной диковинной техникой (мотоцикл на пневмиках, кстати, уже уехал).

Теперь все, отдыхаем, общаемся, едим блины с икрой красной.

На последних фотографиях Анатолий, местный охотник-егерь последние 23 года. Все зимовья в округе построены им, отличный мужик, рассказал много интересного про эти края, развеял кучу баек разных, добавил новых =)

Возвращение на зимник получилось веселым, мы еще думали, как вариант, выехать не днем 7-го марта, а в 5 утра 8-го, чтобы в городе быть в обед. Хорошо, что поехали седьмого. В лесу пурга с мокрым снегом навалила всего лишь несколько сантиметров, которые даже и не заметны были, а вот на болоте дорогу полностью перемело. Накатанной колеи вообще не видно, общее только направление по снегоходному следу видно, да и то снегоход явно не ставил задачу обозначить колею, не проехав и несколько десятков метров падаем в разрез мостами на наст, колесами в пухляк.

Назад выбраться на наст никакой возможности нет, даже на лебедке задние колеса остаются в пухляке. Проложить рядом новую дорогу тоже невозможно, через болотину только один фарватер, зажатый незамерзающим ручьем с одной стороны и озером с другой. Хорошо, что в болотине растут на удивление крепкие сосенки, хоть и чахлые, но тащить Афиногена удается, пару раз даже смог заскочить-таки на наст и проехать своим ходом какое-то расстояние.

Мистралю после моих упражнений в этом месиве ловить вообще нечего, используем его как грейдер.

Так и ехали, я подтянусь чуть, подтяну потом Мистраля, Уазик после Мистраля-грейдера какое-то время ехал, потом тоже зарылся.

Решили для разнообразия проверить раму Мистраля на разрыв, Афиноген с одной стороны тянет, Уаз с другой, вроде выдержал =)

Дотянули до первых сосен, там уже переметы совсем не такие, фарватер виден, выбрались. После этих болотных упражнений позавчерашняя разбитая Эксплорером и Мистралем дорога показалось детским лепетом, Стакан вообще не понял даже, в какой момент мы ее проехали. Выбрались на зимник, накачиваемся, часа полтора-два лишних на болоте потеряли.

На обратной уже вроде бы хорошей дороге расслабиться не получилось, метель с температурой около нуля сделали свое дело: снег стал скользким и непредсказуемым, сначала Стакан исполнил двойной тулуп в повороте, затем Уазик (об этом мы узнали уже позже, т.к. он поехал в Гриневичи) при обгоне трактора решил провести небольшой краштест сугроба. Сугробу поставили неудовлетворительно, а трактор был немедленно привлечен к ответственности за езду посреди дороги в виде обязательного выдергивания, ну а дальше все добрались домой без потерь.