закрыть

Этот сайт создан автотуристами для автотуристов. Здесь можно выкладывать отчеты о походах и экспедициях, статьи по тематике сайта, новости. Этот сайт не принадлежит какому-либо спортивному или туристическому клубу, организации и т.д. посему никакой дискриминации по клубному признаку. Мы рады видеть у себя представителей всех клубов, конфессий и концессий. Не будем притеснять и наших двухколесных братьев – мотоциклистов, а так же автоспортсменов и вообще всех кому интересны путешествия с использованием механических транспортных средств. Сайт не преследует коммерческих целей, если и будет какая реклама, то только чтобы заплатить за хостинг и домен.

 

О проекте

Печать
Автор: mr.russian   
05.02.2016 18:58

Отчет

о путешествии в горы Алтая и на плато Укок летом 2014 г

Все началось с планирования маршрутаОмск - Новосибирск - Узнезя (Республика Алтай) - перевал Ороктой - Кош-Агач - плато Укок - перевал Кату-

Ярык - Южный берег Телецкого озера - Омск

Общее расстояние: 4000 км

На все-про все 14 дней.

Заранее, но в общих чертах спланированный маршрут казался несложным. Вставала необходимость в подготовке автомобиля, расчете необходимого

продовольствия, горючего и бюджета.

Команда собралась из 3-х человек, все коллеги-врачи мало представляющие, что их ждет впереди и расчитывающие на простую прогулку по живописным

горным просторам с комфортной температурой окружающей среды и непременно солнечной погодой.))

Автомобиль, конечно же был выбран мой, поскольку выделялся из команды разношерстных пузотерок, владельцами которых являются товарищи-коллеги.

Кроме того этот УАЗ уже был 2 года назад на Алтае (как думал ваш покорный слуга). А конкретно заезжал чуть дальше Чемала, максимум по хорошей

гравийке так и не поднявшись не на один перевал.

Подготовка не заняла много времени (его у нас в принципе не много). УАЗ в стандартной комплектации с 417 двигателем на резине КАМА И-502.

Из переделок: термостат от жигулей, доп. вентилятор с принудительным включением (установлен кстати после поездки на Алтай), газовое оборудование с

баллоном на 65 л., 2 печки, экспедиционный багажник и силовой бампер, рация СиБи, пластиковая приборная панель и электронный спидометр, перед

поездкой лифт подвески рессора-рама спереди 40 мм, сзади 60 мм.

Удручали просевшие задние рессоры и выжимной подшипник, цепляющийся за лапки корзины сцепления, издававший звук похожий на сверчка и трудно

поддающийся регулировке.

Коллегам достался подсчет количества продовольствия… Когда меня уведомили о том чего и сколько, я попытался возразить! Сетовал на то, что места в УАЗе

и так не много, а багажник на крыше занимать барахлом не хочется. Но… мои доводы оказались не уместны. В итоге добрая половина салона была

утрамбована едой, полуфабрикатами, сухпайками и пр…

Ладно, поехали! Выезд 20 июля рано утром. Отличная дорога Омск-Новосибирск, скорость около 90 км/ч (минимальный расход топлива около 70 км/ч),

расход 18-19 л. газа на сотню. К вечеру приехали в Новосиб проехали ГЭС и остановились на ночевку на центральном пляже на берегу Обского моря,

проехав за день 660 км.

Утром в путь. Снова хорошая дорога, жара и солнце, день без происшествий. К 18 часам были на заранее забронированной базе в пос. Узнезя. проехали

около 500 км.

Здесь уже привычную равнину сменили невысокие горы и красавица Катунь. Опять ватный, цивилизованный отдых.) Но вновь защебетал выжимной

подшипник! Опять регулировать цилиндр… Лезу под УАЗ, и вижу, что безвозвратно утеряна оттяжная пружина лапки сцепления… Шток цилиндра почти

полностью закручен, а подшипник все равно цепляет. К чему это приводит, я тогда не знал, но было решено утром заехать в магазин и купить пружину.

Утром заехали в Чемал:

Типичный современный автомагазин — дворники, масла, лампочки и ничего поожего на нужную пружину. Поговорили с продавцом, рассказали про маршрут.

Получили рассказ от трудности этого пути и совет поехать на Каракольские озера. Мы конечно отказались. Рядом стоял какой-то дядька и, услышав про

пружину, сказал что у него СТО в Элекмонаре, специализация УАЗ, можно съездить и найти пружину. Так и делаем, возвращаемся в Элекмонар, находим

пружину и устанавливаем. Вроде лучше. Фото на память:

Александр (владелец СТО) не советует ехать на Укок. Якобы там 2 недели назад на перевале лежал непролазный снег. Скептически осмотрев мою машину

сказал: "Если снега не будет, вы, наверное проедете, но будет трудно. И добавил: "Рессорки то просели!". Да, я знаю(.

Дальше дорога стала интересней. Асфальт сменился гравийкой, затем грунтовка. Проехали деревню Ороктой. Помогает навигатор Garmin. Скоро первый

перевал. Развилка с деревянным указателем, нам через речку налево. Останавливается УАЗ головастик, ехавший за нами, выходит алтаец с сыном.

Поздоровались, рассказали про маршрут. Он, покачав головой, сказал, что будет трудно. Посоветовал не ехать, пугая острыми камнями, лучше, говорит,

поехали к шаману и на охоту.)) Отказываемся. Про предстоящий перевал сказал, что не ездит там — сильно размыло, а предпочитает в объезд по трассе (он

с Онгудая). Фото на память.

Свернули налево, проехали неглубокий брод. И собственно начинается подъем, сначала пологий, затем круче и круче.

Дорога грунтовая, местами лужи и ручьи. Для меня это первый перевал и присутствует напряжение. Включаю пониженную, потому что на первой не едет

(двигаюсь на бензине). Подъем становится еще круче, но дорога ровная, все равно приходится кое-где включать первую пониженную и доп. вентилятор.

Ну вот и поднялись. Как-то быстро получилось)). Вокруг лес, красота, беседка и чистейший алтайский воздух. На вершине обедаем (съедаем первый

сухпаек). За нами проезжает Нива с местными номерами, спокойно, даже вальяжно. Но я все равно немножко горжусь!)

Дальше вниз, спуск более пологий. Начинается хорошая грунтовка с живописными лугами вокруг. Быстро приезжаем в Онгудай и на трассу М52.

Заправились и дальше на юг. Прекрасная трасса, преодолеваем перевал Чикетаман, еще какие-то перевальчики. Стали появляться снежные вершины.

Не доезжая до Кош-Агача ищем место для ночевки недалеко от трассы. Все по плану. Первая ночь в палатке на берегу реки Чуя. Вечером сварили ужин,

использовав, наверное, 1/100 часть гречневой крупы и 2 баночки тушенки. Места в машине больше не стало. За день проехали километров 400.

Переночевали. Утром двинулись дальше, быстро доехали в Кош-Агач. Заправились и зашли к таможенникам, узнали про пропуск на Укок, он не нужен, но в

5 километровую зону нельзя или берите пропуск в Горно-Алтайске. Поехали в сторону плато, дорога грунтовка, потом гравийка, все время в гору, едем

быстро, проезжаем КПП. Дальше развилка и поворот налево, стало холодно, пасмурно, моросит мелкий дождь. Дорога после развилки резко ухудшилась,

едем медленно 2-я, 1-я, затем пониженная. Медленно не только из-за плохой дороги — весь заботливо припасенный скраб раскидало бы по всему салону,

если ехать быстрее.

Проезжаем какой-то безымянный перевал, снежные полоски стали появляться на уровне нашего движения. Дальше прибываем к родоновым источникам и

перевалу Теплый Ключ. В общем дорога уже впечатляла и не хотелось чтобы она становилась хуже, но нас ждало именно это.

Дальше начинался подъем на перевал. И вот здесь было испытание и для меня и для машины. Дорога (если ее можно так назвать) уложена большими

камнями, кое-где размыта паводком, ехали очень медленно, объезжая, где возможно крупные валуны, едва не цепляя другие баками. Иногда пассажиры

выходили, чтобы пофотографировать и скорректировать движение, пытались идти в гору, но это оказалось достаточно трудно Подъемы становились все

круче и круче, иногда на первой пониженной передаче приходилось давить в пол педаль газа. Но машина ехала! Вот уже преодолели половину подъема,

небольшой ровный участок и навстречу УАЗ, рядом дед курит. Останавливаемся, спрашиваем нужна ли помощь. Нет, говорит, отдыхает. Ездил на Укок на

рыбалку, не очень успешно. Снова пугает дальнейшей дорогой. Спрашивает, что у моей машины так посвистывает? Я отвечаю про выжимной. (пробовал

регулировать, уже не помогает). Дед сказал, что досвистится, сглазил! Попрощались и поехали дальше. Потихоньку добрались до вершины перевала, нашей

радости не было предела, казалось мы сделали что-то выдающееся, и трудный путь окончен. Фотографии на снежном склоне, и обед на берегу озера.

Снова в путь, небольшой спуск, и опять крутой подъем. Дорога состояла из крупных острых камней которые хрустели под колесами и предательски

выскальзывали из под них. На подъемах машина как-будто карабкается по ним, и здесь главное не зевать. Сказывалась нехватка клиренса, поэтому колеса

можно было направлять по одой лишь возможной траектории. Ошибка могла грозить повреждением. Но все равно я не думал, что можно переезжать такие

большие камни! Начал появляться неприятный скрип при выжиме сцепления, приходит хана выжимному! Ка не вовремя! Это усилило напряжение и поэтому

спуск с перевала на плато показался особенно тяжелым. Ну вот и спустились. Дорога стала чуть лучше, теперь это грунтовка с торчащими из колеи крупными

камнями и большими лужами, ручьями кое-где заболоченная. Преодолеваем пару бродов (на машине не установлен шноркель поэтому к бродам относимся

внимательно), начинаю торопиться от какой-то непонятной досады и усталости, поэтому тряска в машине усиливается. Двигаемся по руслу реки и решаем

остановиться на ночлег не доезжая до погранзаставы Аргамжи. Остановились как оказалось вовремя. Выхожу из машины, чувствую запах горелого тосола.

Открыл капот — все понятно, сорвало шланг перед краном печки. Утекло литра 3 тосола. Меняю кусок шланга на новый, заливаю воду из реки (очень чистая).

Теперь под машину. Сняв картер сцепления покрутил выжимной — крутится плохо, задевает лапки, но ехать можно. Стало спокойнее. Наконец огляделся: на

юге совсем рядом видны горные белые вершины — это четырехтысячники, а мы на высоте 2200, справа от нас верховья реки Калгуты с кристально-чистой

водой, трава необыкновенно зеленая. Небо вечером было чистое и было достаточно тепло: около 12 градусов.

За день мы проехали 170 км., сожгли за 120 км больше 40 л. бензина. К слову дополнительной тары с топливом мы собой не брали, а из Кош-Агача мы

выезжали имея литров 50 газа, и 2 полных бака бензина. По горам на газе ездить не хочется, поэтому исходили из того, что у нас осталось меньше 40 л.

горючего.

Переночевали в палатке — прекрасный сон, утром поехали дальше по плато. И тут нам как-будто повезло — мы не повернули налево к границе, упустив

поворот налево. Вообще на плато как таковой дороги нет, дорога состоит из множества переплетающихся следов колес различных внедорожников, где найти

систему нам, как новичкам было сложно. Поэтому мы проехали рядом с Аргамжи и начали как бы уходить на север с плато, эта "дорога" в нашем навигаторе

оказалась прорисована. Останавливаемся, берем карту, понимаем, что будем выезжать с плато по незапланированной дороге через перевал Аккол

(планировали через Бугуамыз), расстояние меньше и в навигаторе она есть, и брод в конце пути должен быть мельче. Поехали! Проезжаем первый курумник

(каменная река) — без потерь, затем заезжаем на гору, откуда открылся красивейший вид на долину реки Калгуты. Дальше уходим направо и через

перевальчик. Здесь мы слегка отклонились от дороги указанной в навигаторе, поскольку ехали по следам какого то УАЗа. Спустились с перевала и вот они

горные болота, стараемся ехать быстро, чтоб не завязнуть, появляются промоины. Потеряв бдительность пытаемся форсировать очередную промоину, она с

виду небольшая, шириной не больше метра и вообще не глубокая, о коварности можно было заподозрить только по следам уазика которые в ней как-бы

отсутствуют. На скорости влетаем в грязь — передок прошел, а задний мост провалился, гулкий удар — мост сидит, движения нет ни в одну сторону. Выходим

— машина стоит под углом 30 град, погрузившись задней частью до самой рамы в пресловутую промоину, справа в 10 м. совершенно прекрасный участок,

где можно было проехать. Спешка!

Начинается процесс извлечения УАЗа. ХайДжека нет, есть ручная китайская лебедка (дерьмо), лопата, домкрат. Не буду подробно останавливаться на

наших тщетных попытках выбраться. За полный день рядом не проехало ни одного автомобиля. Погода отвратная — так называемая переменная

облачность, ветер, когда приходит туча становится холодно, не более 5 град, идет дождь, начинает светить солнце, становится жарко, перемена каждые 10

мин.

Ночуем рядом с автомобилем в палатке. Зайдя и застегнув палатку приготовили на газе чай, и появилось ощущение спокойствия и умиротворения, как будто

нет снаружи потонувшего УАЗа. Но это обманчиво. Спим как убитые, такой тишины я больше нигде не слышал. За день мы проехали 36 км.

Утром продолжили эвакуацию автомобиля и через 3 часа бинго! Мы выехали! Грязные и довольные обедаем, планируем дальнейшие действия.

У одного из пассажиров появляются крамольные мысли вернуться пройденной дорогой. Ну уж нет! Поехали на Аккол. Истинная дорога и дорога в навигаторе

значительно отличаются здесь, поэтому уходит время на поиск пути. Вроде нашли, намотав несколько лишних километров в гору. Едем теперь осторожно,

прощупывая каждую болотину. Дорога едва заметная, кое-где теряется в нагромождении камней и руслах ручьев, но мы едем, выдерживая правильное

направление. Выжимной продолжает громко и неприятно скрипеть, напоминая, что нельзя терять бдительности

Навигатор показывает точку перевала Аккол, на него крутой каменистый подъем, но по ощущениям приятней чем Теплый ключ. Едем. И вот мы на вершине!

Высота 2800. До свидания Укок… Начинаем спуск, пара курумников, ручьи и болото. Появляются первые деревья, а затем лес. Подъехали к реке Жумалы,

если повернуть направо, вновь приедешь на родоновые источники. Нам туда не надо. Здесь брод, не очень глубокий, но течение стремительно. Медленно

спускаемся в реку, а вот выезд с реки очень крутой, опять нехватка клиренса. Максимально аккуратно забираюсь на берег, удар справа, но машина едет.

Слегка погнул правый порог и бензобак, но не критично. Дальше как по накатанному. В низовьях реки жумалы на берегу видим 2 УАЗа с туристами — это

экскурсионная группа. УАЗы внешне серьезно подготовлены и их 2! Подъехали к главному броду поездки — через реку Джазтор.

Осмотрелись, определили местонахождения крупных камней. Поехали! Вода почти до капота, в конце брода машину начинает сносить, но все благополучно.

Выбрались! Слили воду из салона, довольные выехали на большую дорогу. Это просто Хайвэй! Очень быстро, но уже по темноте приехали в Кош-Агач,

сняли номер в гостинице Расул, выпили вина, пожарили картошки, и довольные легли спать.

Утром приступили к ремонту. От постоянного частичного зацепления выжимной подшипник сильно нагревался и постепенно пришел в негодность, затем, при

выжиме он, естественно, плохо работая, почти наполовину сточил лапки сцепления. Но ехать было можно! И ехать хоть до дома. Хорошо что стояла корзина

с лапками (дома я уже поменял на лепестковую и подшипник постоянного зацепления поставил), лепестки бы стерлись давно.

Не буду останавливаться на дальнейшем прохождении маршрута на южный берег Телецкого озера, туда мы доехали и вернулись совершенно спокойно и

отдохнули замечательно.

По возвращении домой делаем следующие выводы:

Пройдено 4000 км.

Поломки: выжимной подшипник сцепления (по неопытности водителя), сорваный шланг охлаждения.

Для более комфортной поездки на плато Укок необходимо: Хайджек, шноркель, увеличенный клиренс, больший запас горючего, рациональный расчет

колличества продовольствия, желательно несколько автомобилей.

 

Видео о путешествии: http://www.youtube.com/watch?v=-YAuPnqAz1c