закрыть

Этот сайт создан автотуристами для автотуристов. Здесь можно выкладывать отчеты о походах и экспедициях, статьи по тематике сайта, новости. Этот сайт не принадлежит какому-либо спортивному или туристическому клубу, организации и т.д. посему никакой дискриминации по клубному признаку. Мы рады видеть у себя представителей всех клубов, конфессий и концессий. Не будем притеснять и наших двухколесных братьев – мотоциклистов, а так же автоспортсменов и вообще всех кому интересны путешествия с использованием механических транспортных средств. Сайт не преследует коммерческих целей, если и будет какая реклама, то только чтобы заплатить за хостинг и домен.

 

О проекте

Печать
Автор: Cookier   
08.03.2016 09:54

 

Омск - Балхаш - Иссык-Куль - Омск.

6000 км на УАЗе

 
Уважаемые друзья, в эти смутные дни нам никак нельзя забывать, что вокруг - удивительная, разнообразная и красивая планета. Мы с товарищами немного прокатились на УАЗике этим летом.
 
Разрешите вам представить краткий отчёт о поездке по маршруту: Омск - Балхаш - пески Жалкум - р. Каратал - Алма-Ата - оз. Иссык-Куль - Бишкек - Караганда - Астана - Омск.
Всего около 6000 км.
 
Маршрут: Омсквосточный берег оз. Балхаш – р. Караталоз. ИссыкКуль
 
Поездка была задумана после предыдущего отпуска, во время которого мы покоряли плато Укок тем же составом и на том же автомобили. В планах было cтартовать из Омска, въехать в Казахстан через пограничный пункт «Ольховка», затем двигаться через Павлодар, Семипалатинск, Аягоз, по старой дороге до станции Актогай, затем на берег озера Балхаш, потом спуститься к югу, до села Матай, где найти дорогу через пустыню и двинуть напрямик к реке Каратал. На Каратале основной целью была ловля и поедание сома. После рыбалки – в Талдыкурган, затем в Алма-Ату и её пригород Каскелен с осмотром местных ущелий.
 
В Киргизию решено было въехать через пункт Каркара, затем двигать вдоль южного и северного берега озера Иссык-Куль до Чолпон-Аты.
Последний пункт маршрута – Бишкек с его знаменитыми рынками и пагранпереход Кордай.
 
Обратный путь планировался через Астану и Петропавловск.
 
 
Теперь об оснащении и участниках:
Первым, и, без сомнения, главным героем этого путешествия был испытанный в боях, старый и надёжный друг УАЗ.
УАЗ 31514 1997 года выпуска не раз доказывал свою неприхотливость, ремонтопригодность и вездеходность. 
 
Он показал себя во всей красе не только на охотах/рыбалках, но и во время прошлогодней серьёзной экспедиции на плато Укок (отчет тут). Обладая вышеизложенными качествами, УАЗ требует и от своих ездоков определённых физических и моральных свойств, т.к. кроме достоинств, обладает известными недостатками – отсутствием комфорта в салоне, жёсткостью подвески, тихоходностью. Но видя, как он прёт на крутой горный склон,покрытый мокрой травой и камнями, прощаешь ему всё. Автомобиль оснащён двумя баками для бензина по 40 литров, баллоном для газа на 55 литров, А/Т покрышками, силовым бампером, противотуманными фарами.
 
 
Команда:
Первым членом экипажа, несомненно, является владелец УАЗа Андрей (1) (mr.russian).
В унисон своему автомобилю, он является человеком сильным и выносливым, иногда кажется, что езда и рулёжка вполне заменяют ему пищу и сон.
Как уже стало ясно, он являлся в поездке водителем и механиком.
 
Второй участник – тоже Андрей (2). Являясь человеком аккуратным, доскональным и коммуникабельным, он исполнял роль штурмана, специалиста по связям с общественностью и бухгалтера (его физическая сила в этот раз не пригодилась).
 
И, конечно же, я (Алексей). Я взял на себя роль в обеспечении питания группы во время автономных дней, а так же подготовку расширенной аптечки и надзор за фото- видеотехникой.
 
Как и в предыдущих поездках, была разработана, напечатана и нанесена на футболки и автомобиль уникальная эмблема экспедиции.
 
Оборудование и снаряжение.
Не являясь профессиональными фотокорреспондентами, мы постарались максимально расширить парк фото-видеоаппаратуры.
У нас с собой было две фотокамеры – мой Nikon и Canon Андрея (2), компактная видеокамера Panasonic SDR H85 и новое для всех устройство – защищённая камера GoPro Hero4 (Ретроспективно корю себя - если бы я знал, что она даёт такую качественную картинку, я бы Panasonic даже в руки не брал!).
Кроме того в наличии был большой трёхногий штатив и палка для GoPro. Было два автомобильных навигатора – Garmin и Lexand, навигатор и офф-лайн карты в моём iPhone и нетбук Asus eee с установленным OziExplorer и SAS Planet. Для компьютера был взят дополнительный аккумулятор, который не пригодился и приехал обратно с  зарядом 99 %).
 
Учитывая негативный опыт букса вдали от цивилизации, Андрей (2) приобрёл реечный домкрат Хай-Джек, заказал и сшил для него прочный чехол. Хай-Джек мы прочно зафиксировали на верхнем багажнике. Кроме того, из спасательного оборудования, была взята удобная лопата и два обычных домкрата. Ещё с собой была цепная бензопила Stihl, которая тоже очень выручила нас в прошлый раз, но этим летом тоже не вылезала из кейса. На крышу был закреплён свёрнутый брезентовый тент, запасное колесо и канистра с водой. Комфорт во время автономных дней обеспечивала палатка с тентом Normal, пневматический матрас Intex и спальники. Учитывая особенности климата, было заготовлено три 10-литровых канистры для воды и сумка-холодильник, работающая от бортовой сети. Продукты и мелкие вещи были сложены в два удобных пластиковых контейнера Ikea, которые, вместе с рюкзаками, были закреплены толстой стропой на заднем сиденье, за спиной водителя.
 
Маршрут.
Почему такой маршрут? Во-первых, очень хотелось испытать себя в условиях пустыни, жаркой, суровой, с песком и колючками.
Во-вторых, не хотелось, чтобы дорога повторялась, поэтому сделали кольцо.
В-третьих, в Талды-Кургане живёт родная тётка Андрея (1) и прошло всё его детство, а в пригороде Алма-Аты, Каскелене, много моей родни и моё детство.
Андрей (2) ни разу в Казахстане и Киргизии не бывал и очень хотел посмотреть, пощупать и, так сказать, вдохнуть контрастный воздух этих тёплых среднеазиатских республик.
Максимально было запланировано 18 маршрутных дней (с 17 июля по 3 августа 2015 года). Перегоны были от 200 до 800 км, как по асфальту, по просёлку, так и по бездорожью. Предстояло четыре пересечения границы – Ольховка, Каркара, Кордай и Исилькуль. 
 
Мы взяли с собой по два паспорта (внутрироссийский и заграничный), но пригодился только второй, который пыл красиво и основательно отштампован разноцветными печатями.

 
Часть валюты (казахские тенге) мы купили в Омске, киргизские сомы предполагалось купить в Алма-Ате.
 
День 1 (17.07.2015) 
(780 км)
 
В 6-00, ровно по плану, в условленном месте, нас с Андреем (2) подобрал Андрей (1) на Уазе и мы двинулись в путь. Вещи и продукты мы сложили в машину заранее, поэтому никаких задержек не было. До границы добрались быстро, оформили страховку на автомобиль, прошли формальный досмотр на обеих сторонах, получили по два штампа в паспорта. Информация о том, что при наличии загранпаспорта нет необходимости заполнять иммиграционную карту при въезде в Казахстан, оказалась не верной – всё равно бумажку потребовали и отправили писать.
 
Первым городом был Павлодар.  Уже во время движения по югу Омской области, лесочки стали сменяться степными пейзажами, в районе Павлодара эта картина усугубилась. Погода стояла жаркой, а местность становилась всё более степной, а население более азиатским. Пообедав в Павлодаре, мы двинулись в сторону города Семей (бывший Семипалатинск).

Ближе к Семею стали появляться так называемые ленточные боры – длинные и узкие полоски хвойного леса, тянущиеся, в основном, вдоль реки Иртыш (по-казахски Ертiс). Благодаря многокилометровым участкам ремонтных дорожных работ, и сопровождающим их грунтовым объездам, мы в полной мере оценили красоту этих уникальных лесов. В результате, в Семей мы приехали уже после заката, заправились газом, отсняли на GoPro красивый вантовый мост и стали искать выход к Иртышу для ночлега. В темноте ориентироваться было трудно, ехали по просёлку, пока не упёрлись в деревню (п. Прибрежный), стоящую на берегу, заехали за неё, перекусили и повалились спать, просто надув матрас. Палатку не ставили, т.к. ночь была тёплой, ясной и звёздной. Через пару часов после отбоя нас разбудил автомобиль с местными, они весело крикнули «Салем!» и уехали восвояси, в остальном ночь прошла тихо, под обычные деревенские звуки и плеск реки. Мутантов и радиоактивного свечения замечено не было (шутка корнями уходит к ядерному прошлому города Семипалатинска).

 
День 2 (18.07.2015)
(615 км)
 
Собравшись, набрав воды в канистры, двинулись в сторону посёлка Аягоз. 

Местность постепенно становилась всё более гористой и всё более безжизненной. После населённого пункта Калбытау встретился брошенный военный городок, печально проводивший нас пустыми глазницами окон. Цивилизация кончилась.

Достигнув посёлка Аягоз, нам было необходимо найти поворот на старую дорогу, проходящую сквозь пустошь, и ведущую к озеру Балхаш. Этот путь был выбран для экономии расстояния, чтобы не совершать длительный объезд по асфальту. Дорога была найдена – она представляла собой грунтовку, местами с улучшенным покрытием, проходящую через степь, покрытую чахлой растительностью и хорошим слоем мелкодисперсной, белой, лёгкой пыли.

Судя по всему, раньше эта сюрреалистическая дорога соединяла множество колхозов и скотоводческих ферм. Теперь она соединила посёлки Аягоз и Актогай, а между ними пролегло 200 километров жаркого солнца, пустоши и всепроникающей пыли. Пыль лезла в любую щель, в каждую складку, а так как УАЗ не отличается герметичностью, то пыль беспрепятственно циркулировала по салону. Я был вынужден даже надеть лицевой платок. Особенно я опасался за сохранность фототехники, поэтому снимал эту дорогу мало, в основном на GoPro.
У нас с собой был термометр (Купили в Павлодаре), который показывал температуру воздуха в салоне – 36 градусов по Цельсию! В будущем выяснится, что данный градусник занижает температуру на 3 градуса.

Где-то посередине дорогу внезапно пересёк чудесный арык с чистой, холодной, волшебной водой!

Вода была проточной (текла по герметичному бетонному желобу), и настолько привлекательной, что хотелось спрыгнуть в неё и не выходить некоторое время, смывая вездесущую пыль.
Мы, конечно, этого не сделали, посчитав это кощунством по отношению к жителям данного засушливого региона, которым предназначалась вода. Вместо купания, мы набрали воды складным ведром и вдоволь освежились. Это было здорово!

Все дороги имеют свой конец, закончилась и эта.
Мы прибыли в посёлок Актогай, в котором находилась одноимённая железнодорожная станция. 

Пополнив запасы воды, мы выдвинулись в сторону долгожданного озера Балхаш. Тогда нам казалось, что мы почти у цели, но не тут-то было. На гугл-снимках дорога Актогай-Лепсы выглядела прямой и понятной, основным препятствием была железная дорога, которую надо было где-то переехать. Асфальтовая дорога, довольно неплохого качества, уходила через виадук вдоль одной из железнодорожных веток, уводя нас в сторону от цели, а навигатор приказывал свернуть на разбитый просёлок и искать переезд. Мы послушались GPS, съехали с асфальта и опять погрузились  в так полюбившуюся нам пыль. 

Через некоторое время переезд был найден.

Он представлял собой нерегулируемое пересечение путей с будкой и симофором, который беспрестанно мигал красным.

Причиной тому был хвост товарного поезда, стоявшего неподалёку. Преодолев ветку, мы двинулись по просёлку вдоль путей.

Дорога была то глинистой, то песчаной. Песок был рыхлым, УАЗик шёл по нему с неохотой. Один раз, проезжающий мимо тепловоз с товарным составом поприветствовал нас гудком. Озера мы достигли опять в темноте, пару раз сунувшись в песок, нашли удобное место для стоянки, быстро поставили палатку и стали отдыхать. Я, первым делом, залез в Балхаш и смыл с себя пыль и усталость. Вода была тёплой, дно ровным и песчаным. Озеро робко извинялось перед нами за то, что имеет такие негостеприимные окрестности. На берегу мы были не одни – слева и справа от нас стояли большие шатры с отдыхающими. Была суббота, а вместе с ней надежда, что в воскресенье берег опустеет, а соседи разъедутся по домам. Так оно, в итоге, и произошло.

День 3 (19.07.2015)

(60 км) 

 
День был полностью посвящён отдыху. Утром мы, в первую очередь, искупались. Вода была тёплой, волн не было. Дно озера было песчаным, гладким, глубина повышалась очень медленно. Чтобы добраться до приемлемой глубины, нужно было идти по мелководью довольно продолжительное расстояние. Сразу стало понятно, почему этот берег так облюбован семейными отдыхающими – это же идеальный «лягушатник» для малышей!

Наконец-то мне представилась возможность заняться любимой походной кулинарией.

Я приготовил наваристый суп типа «кулеш» и сварил макароны с тушёнкой. Хорошо, что вспомнил об отсутствии лука и купил немного в Актогае.

После обеда мы с Андреем (1) отправились в близлежащее село Лепсы на разведку, за бензином и водой. Через небольшое расстояние от нашей стоянки обнаружилась база отдыха, а за ней хорошая асфальтовая дорога до села. Заправившись (заправщиком оказался земляк, казах, живший раньше в посёлке Черлак Омской области), купив воды и арбуз, мы двинули обратно на берег.
Несмотря на наличие на заправке земляка, бензин оказался позорным, даже неприхотливый УАЗ чихал и глох, отказываясь употреблять данный, с позволения сказать, нефтепродукт.
На обратном пути, между двух барханов, был встречен казахский парень на Камри, который (неожиданно для него!) забуксовал в песке.
Взяли на буксир, дотянули до возвышенности, дальше он двинул своим ходом.

К вечеру поднялись ветер и волны. Ветер чуть не сдул наш тент и покушался на палатку.

В этот день пришлось вытаскивать из песка ещё один автомобиль – старый Мерседес, на котором приехали соседи-отдыхающие.

От ветра были и положительные моменты - во-первых, он сдул всю духоту и жару, а во-вторых - от ветра на озере поднялись хорошие волны, что доставило нам изрядное удовольствие от купания.

День 4 (20.07.2015)
(458 км) 
 
Утром следующего дня, собравшись, поехали через Лепсы в сторону посёлка Матай.
С Матаем у нас было связано одно дело. Перед поездкой, изучая маршрут и форумы, Андрей (1) познакомился с другой командой (Семиречинский экспресс, 2015), которой предстоял подобный маршрут, но немного позже нашего. Было решено оставить им закладку в условленном месте. Подъезжая к точке, мы с огорчением увидели около десятка автомобилей, стоящих вразнобой. Естественно, смущать казахскую публику зарыванием бутылки с посланием мы не стали, отъехали в сторону и стали выжидать. Минут через 15 все рассосались, что позволило Андрею (1) зарыть бутылку с эмблемой нашей экспедиции и подарком в 10 шагах от стелы. Надеюсь, что ребята найдут её.
 
Двигаясь от Матая в сторону пустыни, мы выискивали свёрток с дороги, чтобы двинуть к Караталу через песок. Уже тогда, глядя на барханы, поросшие колючкой и саксаулом, становилось понятно, что без мало-мальски пригодной дл движения колеи мы далеко не уедем. Дорога была найдена. Она представляла собой колею в мягком песке, петляющую между барханов. Двинули. Солнце припекало, предметы давно перестали отбрасывать тени, иногда в низинах встречались небольшие солёные озерца. Однажды нам навстречу выехали два заряженных внедорожника с рыболовными снастями на крыше – люди явно ехали с рыбалки, следовательно, дорога, как и предполагалось, уходила на северо-восток, в сторону озёр, а нам нужно было направление на запад.
Примерно через 20 километров скачки по барханам, дорожка упёрлась в шлагбаум. 
Табличка над ним гласила, что мы находимся на территории ТОО «Каратал» и без путёвки дальше нельзя.
Навстречу нам вышел приветливый чернявый парень не азиатской внешности.

Он поинтересовался, не на Бакланьи озёра ли мы. Узнав, что мы хотим попасть к Караталу напрямик, он скептически покачал головой и, улыбнувшись, пожелал нам удачи. Трезво рассудив, оценив высоту барханов, мы развернулись назад. 

Было решено двигать по просёлку вдоль Турксиба до городка Уштобе, а от него уже ехать вдоль Каратала на север.
Свернув с трассы Матай-Талдыкорган у деревни Егинсу, мы вприпрыжку поехали по укатанному просёлку, сопровождающему Турксибирскую железнодорожную магистраль.
Это была самая жаркая дорога за всё путешествие.
Солнце разыгралось не на шутку. Вокруг была натуральная пустыня.
Нас опять приветствовал гудком проезжающий тепловоз. Минералка, извлекаемая из сумки-холодильника, исчезала стремительно, УАЗик кипел антифризом, требуя делать остановки.
Высунув руку из окна, чувствуешь прохладу только несколько секунд, пока не высохнет пот, затем появляется ощущение, что тебя обдувает горячий строительный фен. 

Где-то между деревней Мулалы и Уштобе, я почувствовал, что ещё немного, и я получу тепловой удар, но облившись водой, надев мокрую бандану и посидев в тени автомобиля, я почувствовал себя лучше. Спутники почти не жаловались, видимо они оказались более теплоупорными, чем я.

Достигнув долгожданного Уштобе, мы съели по мороженому, выпили по кружке газированной воды типа «Дюшес».

«Вода – как раньше», - прокомментировал продавец.

В Уштобе было найдено несколько ГАЗС, но УАЗ заправить автогазом не удалось, т.к. не подошёл коннектор, да и заправщики прокомментировали, что в городке всего несколько машин на газу - не популярное в этих местах топливо.
Наше появление вызвало интерес у местных, нам рассказали, что сом в Каратале есть, удивлялись, что мы приехали на УАЗе из самой России, рассказали несколько вариантов пути.
Мы выбрали асфальтовую дорогу, идущую на север по западному берегу Каратала.
Немного пропетляв, на закате мы выехали на неё. Дорога – артефакт советской эпохи, как и многое в Казахстане. Она уходит из Уштобе на север, вдоль реки Каратал. Дорога вполне приличного качества, без ям, прямая и длинная, как гриф домбры.

Пару раз нам встретились одинокие фермы, однажды обогнал фермерский автомобиль, в остальном всё было пустынно и безлюдно. Слева от дороги однообразно тянулась пустыня, простирающаяся до самой реки Или на западе и Балхаша на севере. Справа – Каратал, окружённый узкой полоской густого леса. Отъехав около 100 километров, мы свернули в сторону реки, выехали на отличную песчаную косу и стали разбивать лагерь.

Я занялся едой, Андрей (2) лёг спать, а Андрей (1) развернул рыболовные снасти. Несмотря на советы местных, которые рекомендовали ловить на подвес, на карасика, Андрей (1), зная рыбьи повадки, избрал в качестве снасти донку, а в качестве наживки – лягушку. И данная методика принесла свои плоды!

День 5 (21.07.2015)

Рано утром Андрей (1) разбудил меня радостным известием о пойманном соме. 
Сом не сильно крупным по сомьим меркам (килограмм 5-6), с огромной пастью и тремя рядами острых зубов, которыми он покусал руку рыбака, когда тот извлекал из него крючок.
 
 
 
После разделки сома на части, я незамедлительно приступил к приготовлению ухи из головы, а остальные кусочки замариновал в соляном растворе с чесноком и специями (чтобы на жаре мясо не испортилось). 
 

Уха получилась отличной!

После вкусного обеда мы спасались от жары и насекомых, дрейфуя в водах прохладного Каратала. 
Я, надев на лоб камеру, вооружившись фотоаппаратом, немного прогулялся по «джунглям». Река Каратал, текущая через пески, делящая прибалхашье на две неравные части, породила удивительный лес – густой ивняк, среди которого встречается редкое дерево джида (менее благозвучное – лох), которое образует непроходимые участки со сплетёнными ветвями.
На машине пришлось, в прямом смысле, продираться через них.

И всё это буйство продолжается какие-то пару сотен метров с обеих сторон реки, постепенно сменяясь мелким кустарником, колючкой, а дальше - пустыней. Заросли производят таинственное впечатление, а ночью, в темноте, ходить по ним и собирать дрова было даже немного жутковато.

На ужин в этот день был жареный сом, и это было здорово!

Ночью была ещё одна поклёвка - сом оказался гораздо меньше, около 1,5 - 2 кг, был сфотографирован и отпущен.

 
День 6 (22.07.2015)
(198 км)
 
Утром, легко перекусив, мы выдвинулись обратно, в сторону Уштобе.  Если бы первоначальный план с проездом через пустыню удался, мы бы пересекли реку через мост и двинулись на юг по этой же дороге. Через несколько километров выяснилось, что у Уаза проблемы с тормозами. Оказалось, что треснула медная трубка переднего контура, выходящая из главного тормозного цилиндра. 

Трубку заглушили, в Уштобе купили новую, и Андрей (1) приступил к ремонту. Несмотря на замену трубки и прокачку системы, тормоза работали плохо, педаль была вялой. Мы осторожно двинулись в сторону Талды-Кургана, чтобы продолжить ремонт там.

Добравшись до города, остановились в гостях у тётки Андрея (1), в пригороде, деревне Чубар (название). Здесь был уже другой климат, зелено, много воды, поэтому настроение улучшилось. К тому же, удалось более-менее починить тормоза. Закупившись на городском рынке фруктами, фисташками, мясом и пивом, мы устроили хороший ужин. 
Насладившись тёплым южным вечером, отправились спать.

День 7 (23.07.2015)

 (295 км)

На следующий день мы, зарядив все устройства, собрав вещи, выехали в сторону Алма-Аты, южной столицы Казахстана.
Начались горы, усилился трафик, в связи с чем, скорость передвижения несколько замедлилась. Перед Капчагаем бросилось в глаза большое количество шикарных отелей и казино.
Добравшись до Капчагайского водохранилища, мы опять въехали в зону активных дорожных работ. Но теперь дорога не перекрывалась полностью, позволяя сохранять скорость передвижения. Проезжая через плотину, перегородившую речку Или, мы впервые за поездку были остановлены полицейским. Мы считаем большим везением то, что столкнулись с казахской дорожной полицией так поздно, ведь нам удалось пересечь практически всю страну. Полиция в Казахстане пользуется дурной славой со стороны водителей из-за своей коррумпированности и любви к взяткам, чему помогают и очень высокие штрафы в этой стране. В этот раз нам тоже повезло – полицейский к нам не подошёл. Подождав минут 10 - 15, мы решили, что правильным будет просто уехать. Так и поступили.
 
Всё чаще стали попадаться родные глазу белоголубые АЗС Газпромнефти. На одной из них у Андрея (2) и кассирши состоялся довольно забавный диалог по поводу правильного питания и российских антисанкций. Женщина теперь просто обязана пересмотреть свою диету. 
Ещё, будучи в Талды-Кургане, мы узнали о том, что в Алма-Ате ночью сошёл сель.Путь селевого потока пролегал по руслу реки Каргалинка. Интернет – СМИ сообщали, что селезащитные сооружения выдержали нагрузку, в город прорвалась только вода. Но, тем не менее, мы серьёзно опасались того, что дороги будут перекрыты. Я заранее созвонился с Алма-атинскими родственниками, узнал дорожную обстановку – по их словам дороги были открыты.
 
Въехали в бывшую столицу опять в темноте. Двигаясь по  проспекту Райымбека (одной из основных транспортных артерий города), стали искать газовую заправку. На одной из АЗС, пока я искал заправщика, к Андреям подъехали два внедорожника, Pajero и Montero, из которых вышли доброжелательные русские парни, которые предложили проводить нас до рабочей ГАЗС. Образовав своеобразную колонну, мы двинули по развязкам города Алматы. Ребята оказались очень приятными, общительными, расспросили нас про поездку, как всегда, удивились нашей безбашенности, тому, как мы двигаемся на Уазе по жаре столько времени. Сами алмаатинцы рассказали нам про несколько достопримечательностей Казахстана, а так же прокомментировали новость про сель: затопление действительно произошло, водой залило несколько жилых кварталов, но ни жертв, ни разрушений в городе нет.
Обменялись с Алмаатинцами телефонами. как оказалось, в будущем это нам пригодится. Вырвавшись из мегаполиса, по отличной «нижней» дороге мы, в конце концов, добрались до Каскелена. Стоит сделать небольшую ремарку в отношении местных географических понятий «нижний» и «верхний». Каждый Алмаатинец с детства привыкает отталкиваться от самого лёгкого ориентира в определении направления – от гор. Соответственно – «вверх» - это к горам, «вниз» - это от гор, «верхняя» дорога – это ближе к горам, «нижняя» - дальше. Я же привык смотреть на карту, когда север, классически, вверху, поэтому часто путался. В Каскелене мы были радушно встречены моей роднёй, накормлены бешбармаком, ягодами, чаем, вымыты в бане и устроены на ночлег в пустующей квартире.
 
День 8 (24.07.2015)

 (85 км, перепады высот) 

Утром, вкусно позавтракав, мы взяли в проводники моего двоюродного брата Мишу и отправились в Каскеленское ущелье – замечательный природный объект в 10 минутах езды от города. По дну ущелья течёт одноимённая река, а над ней нависают горы невероятной красоты, покрытые хвойными, берёзовыми и смешанными лесами.

Немного огорчил начавшийся дождь, который не помешал нам заехать довольно высоко в гору и прогуляться пешком до отличной смотровой площадки, на которой лежит большой круглый камень, своими очертаниями напоминающий юрту. Какая сила его туда занесла, даже представить страшно.


Весь берег реки Каскеленки покрыт строящимися и готовыми домами правящей элиты Казахстана. Примечательно, что эти особняки расположены как после селезащитной плотины, так и до неё, что влечет вполне конкретный риск быть смытым. Да и сам въезд в ущелье теперь закрыт КПП и шлагбаумом, на котором надо заплатить определённую сумму (экологический сбор, ага).

Насмотревшись видов и попив чая из самовара, мы стали спускаться вниз. Кстати, о самоваре: самовар был самый настоящий, на щепе, с трубой (но без сапога). Мы решили, что обязательно добудем такой же домой. Чай из него получается очень вкусный.

Следующее место для посещения – гора Уштобе, расположенная близ одноимённого посёлка (который ранее назывался Чемолган и является родиной Н. Назырьбаева).
Уштобе примечательно тем, что поднявшись по красивому серпантину на вершину, можешь осматривать всю равнину, лежащую на север от гор с высоты птичьего полёта. Нашему взгляду открылся натуральный google-MAPs! Пятна городков и посёлков, состоящие из крошечных домиков, дымка и закругляющийся горизонт вдали. Это место очень любят парапланеристы, дельтапланеристы и прочие летуны.

 

Весь серпантин до вершины гладко асфальтирован, снабжён остановочными карманами и ограждением.
Самое интересное, что на плато ведётся строительство какого-то дворца, куда не пускают простых смертных и куда с самого низу протянули газ и свет! Натурально вдоль всего серпантина зарыли кабель и газовую трубу! На фоне виденной нами нищеты и того, что во многих небольших городах ещё 10 лет назад не было электричества, это выглядит невероятно… дико.
На обратном пути поломка тормозной системы опять дала о себе знать.
По всем признакам вышел из строя вакуумный усилитель тормозов. Было уже поздно искать деталь в местных магазинах. Мы позвонили Павлу, одному из водителей, с кторыми мы познакоились в Алма-Ате. Он упоминал, что владет СТО и мог знать круглосуточные магазины запчастей. Павел, к сожалению, смог нам предложить лишь ВАЗовский вакуум, так что ремонт отложили на завтра, сместив время выезда. Вечером, за кальяном, обсудили возможные маршруты по Киргизии с учётом Мишиного опыта, который только что вернулся из поездки вокруг озера Иссык-Куль. К тому же, его девушка раньше подрабатывала гидом и водила по тем местам экскурсии.
 
День 9 (25.07.2015)

 (405 км, перепад высот) 

На обратном пути поломка тормозной системы опять дала о себе знать.
По всем признакам вышел из строя вакуумный усилитель тормозов. Было уже поздно искать деталь в местных магазинах. Мы позвонили Павлу, одному из водителей, с кторыми мы познакоились в Алма-Ате. Он упоминал, что владет СТО и мог знать круглосуточные магазины запчастей. Павел, к сожалению, смог нам предложить лишь ВАЗовский вакуум, так что ремонт отложили на завтра, сместив время выезда. Вечером, за кальяном, обсудили возможные маршруты по Киргизии с учётом Мишиного опыта, который только что вернулся из поездки вокруг озера Иссык-Куль. К тому же, его девушка раньше подрабатывала гидом и водила по тем местам экскурсии.

На выезде из Алма-Аты мы увидели последствия ещё одного селя – теперь на реке Талгар. И опять селезащита сработала хорошо, задержав все камни и деревья, пропустив только поток грязной воды. Вода-то и размыла мост, через который мы собирались ехать. На мосту уже работала тяжёлая техника. Водитель одного из бульдозеров показал нам путь объезда.

Только мы выехали на большую дорогу, как нас остановил полицейский.
Далее происходило следующее – он попросил Андрея (1) дыхнуть в свёрнутую трубочкой страховку, понюхал воздух и определил большое количество паров алкоголя. Вот ведь детектор!
Стал грозить экспертизой, но за это можно было не волноваться, ведь Андрей (1), да и никто из нас, алкоголь в ближайшие дни не употреблял. Мы опять заняли выжидательную позицию, и минут через 15 нам вернули все документы и отпустили с миром.

По пути к Кегену мы хотели осмотреть ещё одну достопримечательность – Чарынский каньон. Особенно нас интересовала «долина замков» - причудливо выветренная порода, напоминающая рукотворные строения. До Чарына было около 190 км по трассе, а дело было уже к вечеру. Доехав до гористости, мы свернули на укатанную гравийную дорогу, но она привела нас к серпантину. Дорога, видимо, применялась для обслуживания вышки связи.

Пришлось вернуться и проехать ещё несколько километров по трассе.

Наконец мы достигли долины реки, свернули и поехали вдоль каньона по самой кромке. 

Через несколько километров нам это однообразие надоело, и мы спустились по каменистому склону на дно каньона.

По словам Википедии, вдоль реки должен расти реликтовый ясень, возможно, это был он, но вот «долину замков» мы так и не нашли. 


К сожалению, время поджимало, пришлось ехать дальше.

Глубокой ночью мы приехали в село Кеген, нашли там единственную гостиницу советского типа, но с Wi-Fi и телевизором. От усталости ребята даже отказались от ужина, а я распотрошил один ИРП и наконец-то прочитал все сообщения iMessage и в социальных сетях. В целом, учитывая её географическое положение, гостиница оказалась неплохим местом для ночлега.

 

День 10 (26.07.2015)

 (381 км, перепад высот)

Попрощавшись с гостиницей, сложив вещи, мы двинули в сторону границы с Киргизией. 
Пропускной пункт называется - Каркара и представляет собой вполне стандартный пограничный кордон, будочки с паспортным и таможенным контролем, шлагбаумы, пограничники, таможенники, собаки. Очередь была совсем небольшой, всего несколько машин с туристами, несколько людей пересекли границу пешком. Во встречном направлении нам попались три автомобиля с номерами ХМАО, Камри и ещё какие-то седаны. 
На Казахской половине границы наш автомобиль подвергли тотальному досмотру, заглянули в каждый рюкзак, полностью просмотрели салон и багажник. Особенно пограничника заинтересовала сэлфи-палка для GoPro. 
На киргизской половине всё было проще - сотрудник спросил, не везём ли мы чего такого, запрещённого, мы ответили - не везём.

 

Киргизия нас встретила красивой горной долиной, пасущимися стадами и жутко тряской грунтовой дорогой с улучшенным профилем.

Не выдержав, Андрей (1) свернул на проходящий параллельно просёлок, стало комфортнее.

Почти без происшествий мы доехали до города Каракол. Напряг, вылетевший на встречную полосу грузовик с людьми, который обгонял такой же грузовик. В Караколе мы быстро нашли центр, где пообедали странным блюдом Ашлям-фу. Оно представляло смесь пшеничной и рисовой лапши, залитую уксусом, чесноком и перцем. Блюдо было холодным и не очень (на мой вкус) аппетитным. Возможно, мы выбрали не то заведение. Вообще, это блюдо является изюминкой Каракола. Из Каракола мы двинули по южному берегу озера Иссык-Куль.
 
Следует сказать, что на том навигаторе, по которому мы ехали всю дорогу, карт Киргизии не было, а второй, где они были, подло перегорел при подключении к бортовой сети. На моём смартфоне были хорошие карты, но плохо себя вёл GPS-приёмник. Короче, ориентироваться пришлось по дорожным знакам и указателям.

 

Где-то на полпути между Караколом и Барскооном состоялось наше непосредственное знакомство с великолепным Иссык-Кулем.
Что тут скажешь, Иссык-Куль поражает! Такого чистого, красивого и безмятежного озера я ещё не видел! Абсолютно прозрачная вода, тёплая и ласковая, слегка солёная. Место, где мы купались, было каменистым - берег и дно покрыто голышами размером с голову пионера, но на озере встречаются и песчаные, и галечные пляжи. Цвет озера меняется в зависимости от времени суток и места - от синего, голубого, бирюзового до зелёного и изумрудного. Озеро, как кольцом, окружено горами Тянь-Шаня: на севере - Заилийским Алатау, на юге - Терскеем. На одной из газовых заправок мы поболтали с местными дедками, которые поведали о том, что климат здесь мягкий, озеро не замерзает, а снег бывает редко. Также они рассказали, что рыбы, почему-то, стало меньше, а туристов - больше.

 

Искупавшись, мы двинули в посёлок Барскоон, откуда планировали поехать в одноимённое ущелье.
Ущелье в планах поездки появилось довольно поздно (уже в Каскелене), изначально мы планировали заехать на перевал, дорога которому начинается из посёлка Ак-Булун.

 

Ущелье Барскоон общедоступно для посещения (что отличает природные объекты Киргизии от казахских), и с первых минут поражает своей красотой. Горы настолько красивы и величественны, что, не кривя душой, можно сказать - захватывает дух. По склонам ущелья стекает несколько водопадов, кроме того есть рукотворные достопримечательности, например - памятник Ю. А. Гагарину, который любил здесь отдыхать, а по другим данным - и тренировался.

Поднявшись выше по дороге, мы встретили КПП, но и здесь просто проверили документы и пропустили.

Контроль осуществляется из-за наличия в этих горах золотодобывающего предприятия, ради которого и построен серпантин.

Дорога, хоть и грунтовая, но гладкая и хорошего качества, с множеством поворотов, она довольно быстро подняла нас выше зоны леса.
Горы изменились и стали похожи на огромные кучи гравия. Растительность стала скудной.
Рассказывают, что из-за изменения климата, ледник резко сдал свои позиции, отступив выше, и оставил после себя эти истерзанные склоны.
Мы преодолели перевал Сары-Мойнок в 3442 метров, Барскоон (3754 м), проехали мимо потрясающего горного озера Джашил-Кёль и, поставив личный высотный автомобильный рекорд, заехали на перевал Суек (4028 метров)! Здесь мы уже, наконец-то, встретили снег. Если снег на алтайском перевале Тёплый ключ мы встретили в тёплой одежде и берцах, то сейчас мы были в шортах, футболках и тапочках. Было холодно, но забавно. 

 

Спускаясь обратно, удалось встретить и снять на GoPro пробегающих горных коз.
Спустились без происшествий. В каждом опасном месте был знак, предостерегающий о возможности обвала или лавины, напоминания о необходимости пониженной передачи на спуске и т.д.

 

Выехав из ущелья, мы отправились искать ночлег.
В деревне Каджи-Сай, поспрашивав у местных, мы остановились в довольно приличном мотеле, где нас вкусно накормили и предоставили хороший номер. Обеденная зона находилась на улице, в беседке, и представляла собой типично-азиатский топчан со столом в центре, за которым следовало сидеть, скрестив ноги или полулежать. Единственное странное явление, которое напрягало  - наплевательское отношение к чаю. Везде нам подавали чайник, в котором плавал один сиротливый пакетик “заварки”. Я, как человек, трепетно относящийся к качеству и крепости чая, был расстроен данным казусом.

 

День 11 (27.07.2015)

(216 км) 

Утром, по моей просьбе, в маршрут были внесены сильные изменения, и, вразрез планам, мы сразу же двинули в Чолпон-Ату.
Из Чолпон-Аты я планировал на автобусе доехать до Алма-Аты и улететь в Омск (семейные обстоятельства). Дорога вдоль озера была не зеркальной, но вполне приличной, так что до “столицы” Иссык-Куля мы доехали быстро и без проблем. На северном берегу была типичная “Анапа” - густая малоэтажная застройка, большое количество санаториев и профилакториев, как советского, так и современного типа, толпы отдыхающих, туристические конторы и прочие признаки сурового “цивилизованного” евроазиатского отдыха.
Купив билеты на автобус, мы немного прогулялись и занялись поисками гостиницы. Перебрав много вариантов, мы остановились в крупном пансионате, раскинувшемся на побережье озера. Домик, отведённый нам, был вполне приличным, чистым. В номере был холодильник, телевизор и душ. Тут же, на территории, пообедали мантами и фирменным “чаем”.
В процессе поиска гостиницы мы впервые встретились с киргизской ДПС. Каким-то рентгеновским зрением полицейский заметил не пристёгнутый ремень у водителя (закон подлости - единственный раз, когда Андрей (1) забыл пристегнуться!). Т.к. сомов при себе у Андрея не было, полицейский без облома взял 500 рублей.
Вечером ребята проводили меня до автобуса. Здесь наша группа вынужденно разделилась - УАЗ с Андреями продолжил путь по маршруту, а я доехал до Алма-Аты на автобусе, переночевал у родственников, а затем улетел на самолёте компании Эйр-Астана в Омск.
 
(Далее повествование идёт со слов Андреев)

 

 

День 12 (28.07.2015)

(107 км)

 

Перевал Кок-Айрык

По возможности разгрузив машину в номере, мы отправились форсировать перевал уже вдвоем.  Это было самое внедорожное мероприятие нашего маршрута. Перед этим мы, конечно, навели справки у местных жителей, но они либо не знали о наличии данной дороги, либо были мало осведомлены о ее проходимости. Кто-то говорил, что можно подняться на перевал без проблем, а кто-то, что там очень крутые подъемы и Нива на первой пониженной передаче едва может их одолеть. В итоге получилась настоящая разведка боем. 

Поворот на перевал находится неподалеку от поселка Чон-Сары-Ой, и серпантин, ведущий в ущелье видно с трассы. Повернув, сразу стало понятно, что ездят здесь мало. Доехали до первого серпантина и позади открылся красивейший вид на озеро.

Серпантин находится не в лучшем состоянии, но мы его проехали без проблем. По этой дороге ездят пастухи в долину, поэтому все вполне проходимо. Дальше путь ведет по склону вглубь ущелья и постоянно вверх, однако подъемы назвать очень крутыми нельзя. Приходилось объезжать крупные камни, близко прижимаясь к обрыву. Дорога когда-то была широкой и можно было без труда разъехаться на двух машинах, сейчас же все не так. Примерно через километр мы уперлись в совершенно непроходимый завал продолжительностью около 200 метров. Краем глаза мы замечаем ГАЗ 53 в долине и маленькие фигурки пастухов, перед завалом метров за 100 был едва заметный спуск в долину. Решаем попробовать объехать там. 

Спустились по каменистой грунтовке, а где-то и вовсе без дороги. Проехав некоторое расстояние по долине, мы нашли крутой подъем обратно на дорогу. Поднимаясь, вспоминали перевал "Теплый ключ", что вёл нас на алтайский Укок в 2014 году - те же валуны, осыпи и угол подъёма. Дальше по дороге становится понятно, что здесь уже практически никто не ездит. Не спеша доехали до моста, за которым собственно и начинается перевал Кок-Айрык. Встретили останки трактора, который фигурирует на изученных нами перед поездкой фотографиях, от него уже мало что осталось. Мост есть, кроме того он в хорошем состоянии, а вот заезды на него осыпаются, но проехать всё-таки можно. За мостом дорога превращается в конную тропу, здесь уже давно не ездят на автомобилях. Начинается серпантин, подъемы становятся всё круче. Разбрасывая камни перед собой, доезжаем до 1-го поворота (все повороты промаркированы), сходу едем дальше. 
На втором повороте уперлись в оползневый завал - огромную груду камней, перекрывавшую тропу.

 

Из-за крутизны подъёма времени на раздумья нет,  аккуратно продолжаем движение по этим камням. Заехав, получаем диагоналку, но достаточно устойчивую. Вышли, чтоб определить максимально выгодную траекторию для съезда с оползня. Спускаясь, клюнули носом, в результате - погнутая левая сторона бампера, что не критично.

Навстречу попадается пастух на лошади с сыном. Спросили, сможем ли подняться, на что получили отрицательный ответ. 

Едем так же дальше, доехали до 6-го поворота. Высота 3523,а ысота перевала 3890.
Здесь осталась грязь от того же оползня, на ней видны полоски велосипедных следов. Остановились, решили пройтись посмотреть.
Дальше обаружился очередной обвал с прижимом и большим креном, но теоретически проходимый, за обвалом снова оползень, который выглядит страшнее чем предыдуший, по этому решаем подготовить его к проезду. Пока занимались этим делом, пошел дождь, затем ливень, а за ним - мелкий град. По оползню потекли ручьи, быстро наполнявшиеся водой. Само пребывание в этом месте становилось опасным.

 

Как же так! Мы ведь были так близко!  Перевал нас не пускает… Быстро сбегали за 7-й поворот – там проходимо, до 8-го точно.

Но, вооружившись здравым смыслом, решаем ехать обратно.

Спуск осуществили с теми же трудностями, там же погнули вторую сторону бампера. 
В общем до 8-го поворота перевала можно доехать точно, а командой можно и подняться на него, в соответствующую погоду, конечно.
Немного огорчившись неудачей, вернулись на трассу, перекусили в кафе. Настроение улучшилось, но не надолго. 
Только отъехали от кафе – останавливает гаишник-полицейский (здесь есть подобие поста), традиционно молча берет документы и уносит в машину. Там, как всегда, на переднем сиденье сидит «бай», форменная рубашка на пупке не застегивается.
- Ты, говорит, привысил, здесь 40 можно.
- Покажите радар!
- Умный? Я видел всё. Сейчас напишу тебе превышение больше 40, заберу все документы. Пойдешь в город на почту, оплатишь, покажешь нам, отдам документы. Или плати 3000.
- Не по закону!
- Все по закону!
Сторговались на 1000. Натуральные бандиты, но разбираться с ними времени не было. На что и был их расчет. 
 
Приехали на базу, погода испортилась – заморосил дождик. Мы начали сборы в завтрашнюю дорогу.

 

День 13 (29.07.2015)

(422 км)

 

Чолпон-Ата – Шу (Казахстан).

Утром выехали рано, дорога до Бишкека хорошая, за Балыкчи совсем новая. До Бишкека доехали без проблем, но снова стало жарко.

Проехались по городу, не впечатлились.

Посетили Ошский рынок, понравилась продуктовая его часть, купили несколько килограмм чая и прочего.

Решаем не задерживаться в Бишкеке и направиться к погран. переходу "Кордай". Вот где настоящая «Камбоджа»! Перед Киргизской стороной очередь из 10 - 15 машин, ходит парень, предлагая проехать быстрее за деньги. Собирает несколько машин и проводит их по встречке, «поговорив» с погранцами. Мы ждем. Нас быстро пускают  в зону контроля, дело происходит на мосту. Справа за решеткой узкий коридор для людей, он набит битком, некоторые перелазят через решетку с баулами и протискиваются в ворота для автомобилей, когда их открывают. В том коридоре вместе с местными полно туристов (где-то там Андрей(2), всё это безобразие происходит на испепеляющей жаре. Машину пропускают в зону контроля. Подходит женщина в форме, просит открыть машину.
- Дай на чай, смотреть не буду. (в руку уходит бумажка в 200 сом, есть еще 2 тысячные купюры)
- Проезжай, иди туда.
На паспортном контроле.
- На чай дашь?
- Я же уже давал!
- Нам не давал!
Уходит тысячная купюра (других нет), Обрадовавшийся таможенник сам побежал ставить печать. Дальше типа досмотр, останавливает киргиз, просит на чай, или будем разбирать машину. Уходит последняя купюра (вообще не жалко, лишь бы покинуть это место). Посетовав, что мало дали, пропускает вообще без осмотра.

 


На Казахской стороне встречаем автопутешественников из Англии, едут из Лондона в Монголию. Здесь все машины с русскими номерами с русскими водителями и прочих иностранцев отправляют на подробный досмотр. Мы с англичанами туда и отправились. Здесь около 15 автомобилей, перед нами парень стоит уже 4 часа. В ангаре происходит собственно действо: выгребание всего содержимого из машины, снятие обшивки, сидений, обход с малозаинтересованной собакой. Рядом ангар с рентгеном. Делать нечего, ждем. Какой то женщине из машины с номерами ХМАО становится плохо на жаре, приезжает скорая, фельдшер беседует с таможенниками. К англичанам и к нам отнеслись нормально, потрошить не стали, побеседовали, таможенник посидел в УАЗке и отпустил с миром. Прохождение границы заняло 4 часа. У казахов денег никому не давали. К ночи доехали до Шу. Нашли очень приличную гостиницу! Особенность её в том, что номер состоит из Гаража для машины и собственно номера на 3 места, в котором есть душ, телевизор, чистое белье и посуда! Цена вопроса 4000 тг.

 

Андрей (1) начал чувствовать недомогание (видимо, перегрелся на  границе) – поднялась температура. К 3-м часам ночи удалось заснуть.

 

День 14 (30.07.2015)

(1044 км)

Шу – Караганда

Подробно о дороге в Омск рассказывать не буду. Дело, как говорится, известное. 

Про участок дороги от Шу до Балхашской трассы -  покрытие плохое, где-то ехали по обочине, но небольшой участок.

 

День 15 (31.07.2015)

(909 км)

В Астане на посту полицейский заставил снять все фары с багажника, толком ничем не аргументировав.

В статье, которой он оперировал, ни слова про дополительные фары нет. Все доводы остались без внимания.

Дорога от Кокчетава до Петропавловска вся в объездах, если бы знали, поехали бы через Одесское.

Граница пройдена без проблем, так что в 2:00 были уже дома.

 

Общий пробег - 5843 км, израсходовано 750 литров газа и 334 литра бензина.

 

Тема для обсуждения или комментариев находится тут  Видеоотчёт " Омск - Балхаш - Иссык-Куль, 6000 км на УАЗе"

 

 

 

Показать еще статьи этого автора