закрыть

Этот сайт создан автотуристами для автотуристов. Здесь можно выкладывать отчеты о походах и экспедициях, статьи по тематике сайта, новости. Этот сайт не принадлежит какому-либо спортивному или туристическому клубу, организации и т.д. посему никакой дискриминации по клубному признаку. Мы рады видеть у себя представителей всех клубов, конфессий и концессий. Не будем притеснять и наших двухколесных братьев – мотоциклистов, а так же автоспортсменов и вообще всех кому интересны путешествия с использованием механических транспортных средств. Сайт не преследует коммерческих целей, если и будет какая реклама, то только чтобы заплатить за хостинг и домен.

 

О проекте

Печать
05.10.2016 12:24

Алтай - 2016. Перевал Карагем. Ледник Актру.

 
Алтай - это одно из прекраснейших мест России, где органично соединились красоты природы, традиции и обычаи многих народов, населяющих нашу страну.
 
Но для многих туристов он, к сожалению или к счастью ограничивается участком от Маймы до Чемала, Телецким озером и Белокурихой
 
Мы же планируя эту поездку, смотрели дальше, в планах было Долина Чулышмана с Южным берегом Телецкого озера, Софийский и Талдуринский ледники, перевал Карагем и ледник Актру
Но сначала наш путь лежал на второй всероссийский слет эскудоводов, проходивший с 8го по 10е июля, на берегу Катуни в деревне Черемшанка, это в 10км. от Маймы.
В путь отправились на автомобилях:
1. TLCPrado, 32АТ, шноркель, лебедка, СВ
2. SuzukiEscudo, 30АТ, шноркель, лебедка,СВ
Так как я ехал с полуторагодовалой дочкой, и как она себя будет вести при длительных перегонах, выехали за 3 дня, хотя можно было выезжать и за 2 дня, как показала практика, самый юный участник нашей поездки выдерживала пробег в 550км за день.
Но обо всем попорядку…
 
10.00 утра 6 июля 2016г.
Стоянка возле Бауцентра, встречаемся со вторым экипажем и в путь. Знакомая до боли трасса, все поездки на восток нашей страны начинаются именно с нее. Идем в режиме 90км/ч, к обеду доехали до Барабинска, там пообедали и поехали дальше, на ночевку планировали встать на р. Чулым, сразу после моста поворот налево. По дороге пару раз останавливались, чтобы ребенок походил, да и самим размять кости, этот день запомнился пожалуй только одной сначала непонятной фразой от меня в рацию, - «Вольво, сейчас скамейка пройдет, работай, если что, придержим))) Кроме меня и дальнобоя который шел на обгон, эту фразу никто не понял))) Примерно в 18.00 встаем на ночевку, поставили шатер, быстро соорудили ужин, и отметили начало путешествия, довольно быстро ушли спать, завтра утром в путь.
 
6.00 утра 7 июля 2016г.
Ранний подъем случился по причине не возможности более находиться в палатке и в машине, солнце сделало свое дело ). Ну не беда, позавтракали, собрались, и дальше в путь, на Новосиб трасса еще пустая, и мы довольно быстро добираемся до Новосибирска, по дороге обсудив ремонт и расширение федеральной трассы, строят монументально, укладывая под асфальт сначала сантиметров 30 бетона с арматурой.
Через центр не поехали, чтобы не попасть в пробки, поехали через ГЭС, сразу после шлюзов, остановились на плотине для фото, короткая фотосессия и дальше, вскоре прошли Бердск и Искитим, и уже после границы с Алтайским краем, свернули с трассы на обед. Пообедав сами и покормив полчище местных комаров двинулись дальше, примерно в 17.00 были в Бийске, вокруг которого сделали отличную объездную. Традиционной остановки в Сростках делать не стали, и примерно в 19.00 мы уже заехали на базу в Черемшанке.
На слет мы приехали за день до начала, но помимо нас уже был один экипаж с Сургута. На базе мы планировали пробыть до 11 июля, и 11 июля, утром, отправится дальше в путь.
Поставили лагерь, приготовили ужин, посидели у костра с эскудоводами с Сургута и Тамбова, и спать.
 
8 июля 2016г.
Сегодня начало слета, а еще сегодня день рождения у одного участника нашей поездки)
 
Съездили в Майму в магазин, купили тортик, встретили друзей с Омска на трассе, отметились на слете, получили пакеты участников с футболками, ну и хорошо отметили встречу. В общем обычный такой матрасный день)
 
9 июля.
Сидеть на месте уже не хотелось, поэтому с утра проснувшись мы поехали осматривать окресности, по попсовым местам Алтая. Поднялись на Манжерок, искупались в этой грязной луже и поехали на Чемальскую ГЭС. Там заказали экскурсию по ГЭС, прошли по плотине и побывали в машинном зале. После чего прогулялись в сторону Патмуса, правда до него не дошли, посмотрели сверху на впадение Чемала в Катунь, и к вечеру вернулись на базу, где во всю продолжался слет Эскудоводов))
 
 
 
 
 
10 июля.
Пообщавшись с эскудоводами, разузнав куда можно сделать радиалочку на день, мы в одну машину отправились в сторону Ороктоя, это поселок за Чемалом, там уже начинается горный Алтай, и нашей целью было посмотреть на бурную Катунь в районе подвесного автомобильного моста на Ороктой. Асфальта до самого моста нету, идет сносная грунтовка, местами прижимаясь к Катуни и становясь однополосной. Пейзажи вокруг впечатляют, Вчера 500м над уровнем моря на Манжерке казалось высоко, а тут уже выше и нормально, знали бы мы что ждет нас дальше, посмеялись бы над такими высотами) Второй экипаж провели этот день на Манжерке, загарали и поднялись на подъемнике на гору. Вечером встретились в лагере.
 
 
 
 
11 июля.
Сегодня все участники слета, ну вернее кто не уехал в воскресенье домой должны были ехать по маршруту намеченному организаторами, а именно в долину реки Чулышман, и дальше на южный берег Телецкого озера. Мы же решили не ездить туда, а поехали сразу дальше по нашему плану, а именно в Чуйскую степь в кемпинг Тудтыярык. Именно в этот день начался настоящий горный Алтай, с высотами под 2км, первое это Семинский перевал, примерно 1700м, не впечатлил если честно, долгий тягун вверх и такой же вниз, другое дело это Чике-Таман, вот тут уже интеренее, останавливаемся буквально на пару минут, на слиянии Чуи и Катуни даже не останавливались, пробег запланирован был приличный на день, остановились на пару минут за Акташом, там где ручьи через дорогу протекают, где уже видно вершины Северо-Чуйского хребта, потом еще на пару минут в Курайской степи перед Кураем, и дальше уже финиш у Саши в юрт - кемпинге. Приехали уже вечером, поставили палатки, развели костер, посидели немного и спать, завтра в горы)))
 
 
 
 
 
 
 
 
  
12 июля.
Проснулись утром, чудесная погода, позавтракали, и выдвинулись в сторону поселка Бельтир, тот самый который был разрушен землетрясением в 10м году, и рядом с Кош-Агачем построили Новый Бельтир. От кемпинга до Бельтира примерно 30км, сначала по Чуйскому тракту дальше в сторону Ташанты, и потом поворот на Бельтир, около 20км дороги среднего качества, асфальт вперемежку с гравийкой. В сам поселок возвращается жизнь и даже работает магазин, но нам дальше по долине реки Талдура в сторону Карагемского перевала. Вокруг потрясающие виды, дорожка относительно нормального качества, мост через Талдуру в нормальном состоянии, высоты уже под 2км. Едем наслаждаемся видами и кристально чистым высокогорным воздухом, перед бродом через Джело встретили Патриот с Барнаульскими номерами, едут с перевала, ночевали там, сказали чтобы в сторону Карагемской поляны смысла соваться нету, на спуске снега еще по пояс, на самом перевале тоже снег на подъеме, придется объезжать сбоку по куруму, так же сказал что брод через Джело вполне проходим.
 
 
 
 
 
 
Вскоре подъехали к Джело, попытались разведать брод, заходишь с краю по колено, тут же сносит течение, примерно поняв траекторию, прицепили Эскуда к Прадику на трос, для страховки и поехали бродить, в принципе не глубоко, максимум сантиметров 70, но течение настолько сильное, что сносит машину немного, преодолев брод поехали дальше, дальше ждал подъем и небольшой перевал между долинами двух рек, Талдура и Джело. Переехали в долину Джело, и вот он подъем, примерно с 2000м до 2837, и на этот 800 метровый взлет у нас 3,5км по прямой, углы подъема, а соответственно и спуска я думаю доходят до 30%, без понижайки там делать нечего, весь подъем 1-2 пониженная. Вообще Карагемский перевал это самый крутой ( во всех смыслах этого слова) и самый сложный перевал на Алтае, на который можно подняться на автомобиле. Сам перевал доступен для авто, только с середины июля, а в сентябре там уже может лежать снег. Но оно того стоит!!! Перевал Карагем соединяет два хребта Южно-Чуйский и Северо-Чуйский, так же в ясную погоду с него видно высочайшую точку Алтая – Белуху, она в 100км от перевала. Но к чему слова, смотрите сами ;)
  
 
 
 
 
 
 
 
 
Спуск не занял много времени, хотя были опасения что будет очень страшно ехать вниз, но оказалось даже проще чем вверх, самое главное не пользоваться тормозами на спуске, спускались исключительно на двигателях, подъехав в Джело, поняли что вода поднялась примерно сантиметров на 20, ну ни чего не поделаешь, надо ехать, все по старой схеме, по той же траектории, так же Эскудо привязан сзади. На этот раз Прадик течением снесло примерно на метр, Эскудо нырнул глубже капота, и как в дальнейшем сказали пилот со штурманом в Эскдике, он вообще поплыл.))) К вечеру возвращаемся в кемпинг. Идем в гости к Саше в юрту, узнать, где можно завтра порыбачить, заодно рассказать где были, на наш рассказ про Карагем, народ удивился, Саша сказал что 10 дней назад смотрел в бинокль, весь перевал был еще под снегом, то есть не доступен для подъема на авто. Получается в этом году мы были одни из первых кто поднимался на перевал на авто. Ну и очень редкий случай, то что мы еще и увидели Белуху, пусть без вершины, она в облаках была, но силуэт был четко виден. Большая удача, видать не вредные)).  Выпив самогонки, и закусив баурсаками с хариусом пяти минуткой, мы приблизительно узнали район где был пойман этот самый хариус, и отправились к себе, прикидывать куда завтра поедем рыбачить.
 
13 июля.
С утра проснулись и поехали в сторону Кош-Агача, там была запланирована встреча с эскудоводом Сашей, который по долгу службы там находится в пограничном управлении. Заехали к нему, узнали места, где можно порыбачить, У меня было большое желание в этот день рвануть на перевал Теплый ключ, на Джемалинские источники, и хоть глазком взглянуть на Укок))) Но узнав про обстановку в сторону Укока, отказался от этой идеи, накануне прошли дожди и дорога в один конец до перевала займет около 3х часов, с учетом подъема и остановок, пришлось бы возвращаться по темноте. Поэтому поехали в противоположную сторону, через Кокоря в сторону сначала  перевала Бугузун, а дальше вроде как на Бар-Бургазы надо было ехать. Поехали рыбачить, поражают пейзажи в сторону Тывы, высоты больше 2хкм, зеленые холмы без деревьев, просто «отвал башки». К сожалению, не знаю почему, но у меня нету фоток этого дня на фотоаппарат, только на телефон, довольно плохого качества, попали под дождь, за деревней Кокоря по пойме р. Бар-Бургазы всюду какие то могильники, с приезда хочу поискать информацию по ним, но все никак руки не доходят.
 
 
 
 
 
Покатались, порыбачили, но ничего не поймали, тем не менее потрясающие пейзажи вокруг не заставили нас скучать) Вернувшись в кемпинг начали думать что же делать завтра, куда еще ехать, просто так сидеть на месте не наш метод. Что-то еще смотреть в округе можно, но тут два пути, можно поехать опять через Бельтир на Софийский или Талдуринский ледник, но после перевала Карагем ледники эти не впечатлят, ни дорогами, ни видами. Можно проехать по ущельям малых рек стекающих с Курайского хребта, можно поехать в сторону Джазатора, посмотреть степь Самаха, Карагемский прорыв, но это не день, а то и не два, поэтому решили, что завтра начинаем двидение в сторону дома, у нас в планах был еще и ледник Актру, поэтому завтра на него, а по дороге заедем на Марс. На том и порешили)
 
14 июля.
Утром прощаемся с хозяевами кемпинга и выдвигаемся на Марс. Он совсем рядышком, марсом называют долину реки Кызылчин, там по берегам выходы разноцветных глин, которые создают не земную иллюзию. Двигаемся по Чуйскому в сторону дома, в районе деревни Чаган-Узун, переезжаем мост через Чую, далее через деревню, на выезде из деревни будут ворота, открываем, заезжаем и вдоль реки движемся до Марса. Марс-1 видно издалека, чтобы попасть на Марс-2, предприимчивые Алтайцы наладили стоянку для авто и берут по 200 рублей за стоянку, от стоянки надо по ущелью идти примерно 3км до Марса-2, на вопрос за что деньги, ответили за стоянку, получив в ответ недоуменный взгляд, сказали что можно поставить в 100 метрах бесплатно, но тогда типа никто ответственности за авто не несет))) Но идти 3км по ущелью с ребенком на руках не входило в наши планы, поэтому пара фото на фоне Марса – 1, и возвращаемся обратно на Чуйский.
 
 
 
Сегодня едем до Курая, далее по Курйской степи поднимаемся до Перевалки и далее по обстоятельствам, либо поднимаемся сразу до альп-лагеря, либо ночуем на Перевалке, а утром уже на ледник. Без каких либо происшествий доезжаем до Курая, по дороге работает Омская техника, ремонтирует и немного расширяет Чуйский.
 
В Курае посещаем магазин, и уходим в степь в сторону белоснежных вершин Северо-Чуйского хребта, в степи очень много дорог, сас-планета показывает прямо паутину, идем приблизительно по прямой на Перевалку, примерно в 16.00 - 17.00 приехали на Перевалку, спросили у местных про дорогу, говорят сухо, проедем на своих авто, что прямо сказать удивило, не было никакого развода, типа да не проедите, давайте мы вас на УАЗиках отвезем. Подъехали к броду через Актру, воды много, талая идет, камней не видно, приняли решение, оставаться на ночевку на Перевалке, и с утра ехать на ледники. Заехали на базу, разместились, народу довольно много, начали знакомится, познакомились и нашли общих знакомых с путешественником - фотографом Владимиром Владимировым, чуть позднее приехали французы на 80ке, пришлось поработать переводчиком) Ехали с Франции в Монголию, но попали на Монгольский национальный праздник и на закрытые границы, поэтому уже неделю катают по Алтаю, ну и заехали сюда посмотреть. На Монголию у них оставалось 3 дня открытой визы, поэтому только заедут и сразу назад в Россию, с России пойдут в Казахстан, далее Киргизия – Таджикистан – Узбекистан – Туркмения – Иран – Турция и далее домой. Отличные позитивные ребята, вроде отец с сыном, предложили мне пиво, когда я отказался, очень сильно удивились, видать разорвал им шаблон типичного русского))). Так прошел остаток дня, и вскоре все ушли спать.
 
 
 
  
15 июля.
Проснулись рано, в палатке с восходом солнца очень быстро становится невозможно, находится. Позавтракали и поехали на ледники. Брод утром гораздо мельче, видно большие валуны, без проблем преодолеваем и едем дальше, ну как едем… переваливаемся с камня на камень) И так 8км, и ходового времени 2 часа, теоретически пешком быстрее) Фотоаппарат даже не доставал по дороге, не до него было, мысленно выстраиваешь каждый метр пути и думаешь на перед как поедешь через 3-5 метров и может следует уйти сейчас правее и левее. Пару раз стукнулись защитами, пару раз порогами, но в целом без проблем и инцидентов выехали с лесу в пойму Актру. Был, правда, один не хороший момент, на «тещином языке» ловил такой боковой крен, что даже своих высадил с машины. Назад, когда возвращались, поехал просто в лоб по прямой, не стал экспериментировать с более пологим склоном с боковым креном.
Дорога по пойме не доставила проблем и вскоре мы уже подъезжали к пешеходному мостику через Актру в горный центр Алтай - Актру. Пока ехали дочка уснула в машине, нам пришлось разделиться, Сашка с Алиной пошли на ледник, а мы остались ждать пока дочка проснется. Причем в итоге мы вообще потерялись, наш второй экипаж перешел мост и пошел в сторону малого Актру, мы же когда проснулась дочка тоже пошли в ту сторону, но никого не встретили, с ребенком поднялись почти до водопада и пошли назад в столовую обедать. Так никого и не встретив возвращаемся к машинам и видим что они сидят в машине и как оказалось уже около часа ждут нас. Как оказалось пошли то они на малый Актру, но потом передумали и пошли на большой))) А пока мы поднимались до водопада, они пообедали и пошли нас ждать в машину) В общем вот так разминулись. Дорога назад знакомая но местами идти сложнее, в одном месте нас обогнал ЗИЛ, ну вернее мы его пропустили, а потом оказалось что и не надо было, потому что он нас в итоге тормозил. В одном месте уперлись в буханку «туроператоров», вывернуло шар на переднем мосту, пришлось прокладывать пусть рядом. В одной из луж уже на подъезде к броду была вертикальная стеночка, удивились как эскудо задним колесом может заехать на вертикальную стенку высотой с колесо))) Подъехали к броду, воды намного больше, но сейчас проще, идем по утренней тректории, и без проблем переезжаем. Так прошел день, опять масса впечатлений, завтра выдвигаемся в сторону дома.  
 
 
 
 
 
17 июля.
Ну утро еще хуже, едем домой, сегодня мы покинем даже попсовый Алтай, мы возвращаемся к рутине, к суете, к работе, в общем к обычной жизни… Не совсем удачно, но получилось так, что выезжаем мы с Алтая в воскресенье, а соответственно отстояли 2 пробки, одну в Манжерке, а вторую в Сростках. Сначала на ночь остановились на озере между Бийском и Барнаулом, уже почти разложились, но подъехали местные пьяные быдло, поэтому, чтобы не вступать ни в какие конфликты и разборки, собрались и вскоре заселились в придорожный мотель, причем вполне себе нормальный.
 
18 июля.
Утром выезжаем дальше в сторону дома, без проблем проходим Новосиб по ГЭС, проходим Чулым, Каргат и съезжаем с трассы в сторону озера Убинское на ночевку. Можно было конечно доехать и до дома, но у меня ребенок выдерживает максимум 500км пути, потом просто не сидит на месте, надо ходить. В итоге ночуем просто в лесу.
 
19 июля.
Утром завтрак и на трассу, после обеда заезжаем в город, все путешествие законченно, остались лишь приятные воспоминания, масса впечатлений, и куча планов, что еще посетить на Алтае.
 

Показать еще статьи этого автора