закрыть

Этот сайт создан автотуристами для автотуристов. Здесь можно выкладывать отчеты о походах и экспедициях, статьи по тематике сайта, новости. Этот сайт не принадлежит какому-либо спортивному или туристическому клубу, организации и т.д. посему никакой дискриминации по клубному признаку. Мы рады видеть у себя представителей всех клубов, конфессий и концессий. Не будем притеснять и наших двухколесных братьев – мотоциклистов, а так же автоспортсменов и вообще всех кому интересны путешествия с использованием механических транспортных средств. Сайт не преследует коммерческих целей, если и будет какая реклама, то только чтобы заплатить за хостинг и домен.

 

О проекте

Печать
Автор: Irbis   
08.10.2016 11:15

Обзорная экскурсия Хакасия-Тыва-Горный Алтай или Южные рубежи-2016

16 дней. 5580 км
 
 
С фотосъемкой сложности - руки были заняты рулем. Поэтому в отчете больше текста )) Возможно, эти хроники кому-то пригодятся ну или на что-то сподвигнут.   
 
Предыстория.
Тест маршрута состоялся  в прошлом году. А в этом... Исполнилось желание пройти его самостоятельно
Совпало все: организаторы прошлогодней поездки настоятельно рекомендовали к ним присоединиться в качестве пилота, родственники после просмотра фотографий ультимативно заявили о желании увидеть все это вживую, и даже собака подстроила так, чтобы ее некому было оставить на время поездки
 
Прошлая поездка выявила два основных минуса. Первый - порядок прохождения маршрута. После мощных впечатлений от Горного Алтая и Тывы мягкая степная Хакасия показалась очень уж пресной. Возможно, это стало одной из основных причин недописанного прошлогоднего отчета )) 
Второй минус был скорее моим личным - информационный голод. Мне очень не хватало универсального гида, который знает все - от местных легенд до местных рецептов
Первый минус исправили орги, изменив направление маршрута, а вот со вторым пришлось повозиться самой. Штудирование интернетов ночами - и мегатаблица со справочным материалом закачана в планшет. Осталась любимая забава - игра в тетрис при укладке шмурдяка ))
Итак, имеем: абсолютно стоковый авто (RAV4), еще более стоковый водитель (я), надежный экипаж (любимые родственники), верная пёса (тоже дама) и неистощимое желание путешествовать.
 
День 1. 15 июля. Омск-Новосибирск-Акадмегородок. 702 км (асфальт)
Дорога до Новосиба оказалась нескучной - мы читали планшет )) Например, меня давно интересовала надпись на карте "канал Южный Чулым". Оказалось, что его прокопали еще при строительстве Сибирской ж/д магистрали в конце 19 века, при это копали вручную (!) в болоте (!) летом (!)
 
В Новосибирске предстояло поставить защиту картера. Звоню автору-изготовителю Максиму ака физрук с форума равоводов, спрашиваю - куда подъехать? Отвечает, к Институту Ядерной Физики  :) жизнь показала, что спецы в Академе держат марку
В качестве подтверждения и затравки фото защиты до и после путешествия:
 
 
Первый день завершился раааадушным приемом Александра KLF ))[
 
 
День 2. 16 июля. Новосибирск - Кемерово - Верх-Чебула - Тисуль - Шарыпово - Парная (Большое озеро). 668 км (асфальт, щебенка, грунтовка).
Утром мы перезнакомились с остальной командой и колонной в четыре танка + RAV4 двинули в сторону Кемерово. А дальше были космические ели в Листвянке, кладбище динозавров в Шестаково, байка о Тисульской принцессе, мы узнали об уникальных ледниках Кузнецкого Алатау, о технологии золотодобычи и авантюрную историю про поиск серебряной руды на Берчикуле во времена Петра 1. 
 
На фото - легендарный КАТЭК и Берёзовская ГРЭС. Для связи карьера и станции использован нестандартный метод транспортировки топлива: бурый уголь поступает из разреза по транспортёру длиной 15 км. Дымовая труба станции высотой 370 метров является самым высоким промышленным объектом в России.
 
 
Шли неплохо, дороги встречались в основном асфальтовые, но дальше от цивилизации временами переходящие в грунтовку. Несколько километров шли по толстому рыхлому слою щебенки. Забавные ощущения... Если бы не встречные пузотеры, летящие по непредсказуемой траектории.
на ночевку остановились на озере Большом. Почему Большое? Потому что рядом Малое озеро, а между ними гора Каратаг. Ну и какой же вечер у костра без хакасской легенды про любовь Хасхара и Алтын-хыс и про злого Харахана.
 
 
Кстати, по местной легенде, в этом озере затоплена часть золота Колчака и банды Соловьева.
 
День 3. 17 июля. Сарала - Орждоникидзевское - Приисковое. 115 км (около 25 км по грязи, немного асфальта, остальное гравийка; горы).
Цель сегодняшнего дня - Ивановские озера
От Большого озера мы двинули напрямик на Костино. Накрапывает дождь и смазывает дорогу
 
 
Орджоникидзевское. В здешних местах снимали фильм "Конец императора тайги" про то, как Гайдар гонялся за бандой Соловьева. Говорят, у местных до сих пор в крови ненависть к Гайдару, который довольно круто устанавливал здесь свои порядки.
А еще это золоторудный район. Считается, что месторождение отработано, жилы вскрыты подземными горными выработками до 22 горизонта (на глубину 1,3 км). Задавать местным вопросы про золото мы не стали - мало ли )) Поселок с говорящим названием Приисковое широко известен среди любителей фрирайдапервую очередь на снегоходах), даже одну из гор назвали ГУС - Гора Убитого Снегохода
 
Дорога на Ивановские озера очень живописная - узкая, извилистая, среди крутых гор и тайги, проходит по долине реки Сарала. Мы почти все время идем под дождем, влага облаками клубится вокруг нас, закрывая верхушки гор. Дождь ни в какую не перестает, и мы решаем вставать на ночевку на берегу небольшого озера недалеко от Приискового. Здесь разводят форель, но урожай рыбы уже сняли, поэтому смотрители нам разрешили разбить лагерь )) 
 
 
 
День 4. 18 июля. Ивановские озера - Сарала - Копьево - Сундуки. 165 км (гравийка, асфальт, грунтовка)
Ивановские озера - четыре отдельных озера карстового происхождения, питаются из снежников. Из верхнего озера берёт начало река Сарала, спадающая  в нижнее 40-метровым водопадом
Мы оставляем машины в палаточном лагере и пешком идем около 2 километров по тропе до озера. Здесь высокая влажность, облака почти над ухом, буйная зелень, снежники и довольно пронизывающая прохлада. Группа пешеходов неопытная, идем медленно, ближе к водопаду начинаются мокрые камни, поэтому на сам обрыв решили не выходить
 
 
 
 
 
Справа вдалеке виднеется 40-метровый водопад
 
 
Напоминает леопарда, разлегшегося отдохнуть
 
 
В прошлом году мы поднимались не только на водопад, но и выходили к верхнему озеру, поднимались на вершину хребта Кузнецкий Алатау (1470 м), через которую проходит административная граница Хакасии и Кемеровской области. С этой вершины открывается отличный вид сразу в оба направления.
 
Сегодня у нас по плану древняя обсерватория - Сундуки. Массив из пяти отдельно стоящих гор-останцев, высотой до 200 м, сочетающих могильники, наскальные рисунки и специальные сооружения, которые, по мнению некоторых археологов, использовались древними людьми для наблюдения за звездами, солнцем и луной. У подножия Сундуков есть лавка местных мастеров, вкусные пирожки и студенты, подрабатывающие гидами. В прошлом году нас здесь водил шустрый паренек, который рассказал разные легенды и показал всякие примечательности - кресла шамана (положительное и отрицательное), подзорную трубу, камень желаний, точку эха и еще кучу всяких артефактов
 
 
 
Ночевали мы на берегу котлованов, которые входят в древнюю систему оросительных каналов. Поставили походную баню - невероятная штука! И как раньше без нее обходились?[/spoiler]
 
День 5. 19 июля. Копьево - Шира - Туимский провал - Салбыкские курганы - Абакан - Шушенское. 603 км (асфальт)
Начинаются хакасские исторические места - писаницы, менгиры, курганы. Курганов десятки, больших и совсем маленьких, среди степной травы и среди пшеницы. Сейчас их взяли под защиту и запретили распахивать.  
Сулекская писаница, Крепость Хара-таг, Ошкольская писаница (Талкин Ключ) - уникальные места, древние рисунки относятся к 1-2 тысячелетию до нашей эры. 
Гора Кошкулак и пещера Черного шамана считется одним из самых страшных мест. И конечно же, по легенде, здесь спрятано золото Колчака и банды Соловьева ))
 
Начинается курортно-озерный край. Шира, Иткуль, Белё и еще десятки соленых и пресных озер вокруг. Большинство из них видно с солдатской горки. Поселок Шира гордится своим местоположением - как-никак центр восточного полушария, 90-ый меридиан! На выезде из поселка у шиномонтажки есть указатель, но мы его не сфотографировали. Нас снова догоняет дождь
 
Заезжаем на Туимский провал. Потомки Остапа повесили огромную растяжку "билеты на провал". Здесь торгуют всем - от магнитов до прыжков с тарзанки. Высота от пика до воды 125 метров и еще почти столько же вниз, под воду. Хотите посмотреть гору изнутри? Вам сюда
 
 
В планах сегодня еще большой Салбыкский курган. Это грандиозное погребальное сооружение древнего царя (3-й век до н.э.), могущественнее которого в течении 25 веков не было никого. Ритуальное место, куча загадок и непонятностей, как впрочем, и у любого древнего сооружения
Природа продолжает удивлять - с одной стороны тяжелые дождевые тучи, с другой - ясное просторное небо
 
 
 
Салбыкский курган
 
 
 
 
Заезжаем в столицу Хакасии - Абакан. Небольшой уютный зеленый город. И конечно, связан с хакасской легендой
 
Давным-давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведьвеликан (аба). Много лет нападал он на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей окрестных аулов и деревень. И вот в одном из аулов вырос отважный молодой алып (богатырь). Охотясь как-то в тайге, он встретился с гигантоммедведем и вступил с ним в схватку. Долго они боролись, стремясь одолеть  друг друга. Наконец, медведь не выдержал. Тяжело раненный, он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Шел день, другой, третий... Как –то ночью охотник услышал громкий крик медведя. В агонии зверь вырывал с корнем деревья, отламывал от скал огромные валуны и с шумом пускал их вниз. Когда взошло солнце, охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала бурая струя, вбирая в себя все новые и новые ручьи, она постепенно превращалась в поток. Ниже поток становился рекой. Абахан (медвежья кровь) – так стали называть эту реку местные жители, Абаканом называют её русские.
 
Ночуем на берегу Енисея возле Шушенского. Первая безоблачная ночь. Полная луна и легкий туман окутывают все вокруг. Красотища места - даже РАВчик засветился от удовольствия
 
 
 
 
День 6. 20 июля. Шушенское - Саяногорск - Бея - Бельтирское. 123 км (асфальт)
Музей в Шушенском. Ожидания "все про Ленина" не оправдались. Шикарная экскурсия! Рекомендую всем! Музей-заповедник под открытым небом. Это целая деревня, где можно зайти в каждый дом, подержать в руках предметы старины, узнать об укладах сибирских крестьян. Мы были и в доме зажиточного крестьянина и в доме бедняка, были в бондарных и плотницких мастерских и в управлении, в аптеке и в тюрьме, зашли в лавку и, конечно, в питейное заведение )) 
 
В Шушенском фотки только с телефона:
 
 
 
 
 
 
 
Саяногорск (когда-то село Означенное
 
Село Означенное, стоящее на левом берегу Енисея, имеет давнюю историю. «Означенный пункт есть граница государства Российского», — так записано в исторических документах. Здесь стоял пограничный столб и дозорная вышка казаков, а неподалёку располагались поселения хакасов. В 1830 году крестьяне из деревни Очуры, отец и сыновья Соломатовы, основали у Майнского порога деревню Означенное Шушенской волости Минусинского округа. По другим данным, Пётр Первый приказал, построить острог у входа Енисея в степь, защищавший южные границы Сибири и новоподданых Российской империи (хакасов) от набегов тувинцев и монголов, указом от 1711года. Указав, на карте место и приказав, …"построить острог и сие место означить!"
 
Майнская Гэс, рыбная ферма на Енисее и Саяно-Шушенская ГЭС. 
Как представишь, что за этой тоненькой стенкой двести метров воды...
 
Как же без селфи на фоне СШ-ГЭС ))
 
 
Ночевать встали на каменной косе реки Абакан. Баня на камнях принимала желающих до глубокой ночи.
 
 
День 7. 21 июля. Таштып - Абаза - Кубайка - Ак-Довурак - Чадан - Шагонар. 535 км (асфальт, гравийка, горные перевалы)
Ранним утром заехали к Улуг Хуртуях тас (букв. с хак.: Большая каменная старуха). Это трехметровая каменная стела, которая была вкопана в землю около 6 тысяч лет назад на месте геологического разлома, где отмечено мощное излучение особой энергии. ЮНЕСКО причислила хакасский менгир Хуртуях-Тас к мировому культурному наследию. На сегодняшний день является местом паломничества и считается одним из самых почитаемых каменных изваяний, чаще всего к ней обращаются с просьбами о рождении детей.

 
 
В стороне остается музей-заповедник Казановка и Полтаковский стеларий. Это большие музейные комплексы, на их посещение нужно побольше времени в запасе.
Абаза. ОКазывается, название происходит от сокращения «Абаканский Завод», Город основан в 1856 году в связи с разработкой Абаканского железорудного месторождения. В 80-х здесь снимали фильм "Не ставьте лешему капканы". 
 
 
 
Дорога Абаза - Ак-Довурак невероятно красива. По большей части она проходит между лесистых гор, вдоль извилистых рек, часто перепрыгивая по мостам с одного берега на другой. Где-то посередине трассы легендарная Кубайка - база, с которой идут заброски любителей прошагать с рюкзаком пару недель по тайге или сплавиться по опасным порогам рек Он и Она. Дикие таежные места, встречки почти нет, жилья нет совсем. Говорят, где-то в этих местах встречается йети. Асфальт местами переходит в гравийку, весьма неплохую. Часто вдоль дороги идут заросли черничника.  
 
 
 
 
Внезапно на трассе нам встречается чудо - маленькая столовая! Домашние котлеты размером с две ладони...
 
Саянский или Сотый перевал. Называется так потому, что до Ак-Довурака остается ровно 100 км. Находится на границе Хакасии и Тывы. Высота перевала 2214м по мнению Хакасии или 2206 по мнению Тывы. Два указателя - два разных мира.

 
 
 
Один шаг - и мы в Тыве
Западная Тува окружена с севера Западным Саяном, с запада - Шапшальским хребтом, с юга - хребтами Цаган-Шибету и Западный Танну-Ола. Многие вершины покрыты ледниками, горные реки в глубоких долинах.
 
 
Перевалы Орлиный и Ак-Суг. Рядом гора Бай-Тайга (3128 м). По древним преданиям, на ее вершине обитает Хозяин ТувыСангба Норулха бурган. Среди верующих тувинцев считается, что эта гораодно из редчайших мест на Земле, ведь на ее вершине крутится вихрем огромная черная воронка, всасывающая негативную энергию планеты и выплескивающая ее в космос.
 
 
Спускаемся с последнего перевала на плато, у подножия гор расположен Ак-Довурак. Название города переводится с тувинского как «белая земля» и связано с месторождением асбеста. Нас же город встречает настоящим штормом - ливень, боковой шквалистый ветер, видимость практически нулевая. Ориентируюсь по габаритам  впереди идущей машины.
 
 
 
Проскочили грозовую тучу. МЫ еще не знали, что на сегодня приключения не закончились ))
 

 
Чуть южнее остается сказа скала Бижиктиг-Хая с изображениями охоты, которые датируются бронзовым веком. Проезжаем мимо Дырявой скалы Уттуг-Хая, сквозь городок Чадан и минуем каменноугольное месторождение. Говорят, что поблизости есть остатки дороги Чингисхана, здешние места во много связаны с его именем
Но есть еще одно лицо, очень почитаемое в Тыве, его фото можно увидеть на каждом билборде
 
 
Сегодняшний день был очень богат на впечатления, но мы не догадывались, что это еще не все...
Зная об особенностях "дружественности" местного населения, на ночевку забрались подальше в заросли на крутом берегу Енисея. Приготовили ужин, поболтали за рюмкой чая. Уже почти все уснули, у костра оставались два полуночника, как из кустов выехал УАЗик и осветил фарами лагерь. Полуночники предпочли превратиться в молчаливые недвигающиеся привидения. Через несколько минут УАЗик развернулся и уехал. Полуночники выдохнули и пошли будить наиболее сурово выглядящих членов экспедиции и вовремя. Минут через десять приехали уже пять машин, врубили свет. Громко захлопав дверями, появились местные. Женская часть лагеря в панике подглядывала в щели палаток за происходящим, вовсю представляя жуткие перспективы. К счастью, прибывшие оказались представителями полиции, которые по сигналу бдительных местных помчались ловили банду на джипах ))) Остаток ночи большинство участников бурно делились неожиданными впечатлениями от путешествия.
 
День 8. 22 июля. Шагонар - Кызыл - Шагонар. 213 км (асфальт)
Утром быстро долетели до Кызыла, забрали пропуска в погранзону и отправились в местный музей смотреть на золото скифов. 
 
у входа:
 
 
 
В хранилище съемка запрещена, поэтому в кадре - фотоальбом. На фото - фрагмент ткани штанов скифского царя, расшита мельчайшими золотыми бисеринками диаметром меньше одного миллиметра (!) 
 
 
Сегодня нас ждет еще один геоцентр. На визитной площадке Кызыла на берегу Енисея расположен знак "центр Азии": на постаменте три барса – хранители «земного шара», над барсами земной шар и высокий шпиль, увенчанный навершием в виде фигуры скифского оленя.  
 
 
Неподалеку очень красивая композиция "Царская охота".
Касаться ее не стоит - официальная температура в Кызыле +42, а сколько здесь на солнце лучше не думать. Хотя мне наконец-то тепло )))
 
 
После беспокойной ночи требовался отдых, поэтому, затарившись необходимыми ингредиентами на местном рынке, мы двинулись в обратный путь к Шагонару. 
Еще прошлый раз мы обнаружили тут замечательное место для отдыха, для этого нужно переправиться через Енисей на пароме и пробраться по камням сквозь кусты. Паром совершенно бесплатный, движется исключительно за счет течения и работы рулей. 
 
 
Вид с парома... ну вот кааак это можно передать словами?
 
 
 
Машины поставили среди деревьев, чтобы не привлекать внимание (хорошо, что ночью паром не работает). На стоянку встали раньше обычного, потому времени хватило и на купания, и на рыбалку, и на фотосессии. 
 
 

 
 
С места ночевки открывается вид на гору Хайыракан (тувинск. "Священный белый медведь") - одна главных святынь не только шаманистов, но и буддистов. Считается, что гора дает силу и исцеление всем, кто приходит с открытым сердцем. Гора очень похожа на знаменитую священную тибетскую гору Кайлас. Тибетский лама увидел Хайыракан во сне, после чего в 1992 году приехал в Тыву для освящения горы.
 
 
День 9. 23 июля. Шагонар - Чадан- Хандагайты - Саглы - Мугур-Аксы. 360 км (нечто, когда-то бывшее гравийкой; горные перевалы)
Возвращаемся до Чадана и уходим на юг. За 13 км до заставы Хандагайты прощаемся с асфальтом и выходим на нечто, в прошлом году представлявшее собой отличную гравийку. В этом году все лето шли дожди, и там, где раньше был песок с вкраплениями камней, теперь камни с вкраплением песка. И это не мелкая щебенка. Дорога состоит из серьезных каменюг, и другого пути здесь нет... Порой кажется, что в машине нет элементов, которые не могут греметь. Для сравнения - в прошлом году мы шли здесь под 90 км/ч, в этом году около 40 км/ч. Весь путь до Мугур-Аксы мы вылезаем из одного дождя в другой, тучи постоянно перестраиваются над нами, тоже погромыхивая чем-то железным. 
 
 
 
 
 
 
Встречек крайне мало, на подходе к Мугур-Аксы осторожно спускаемся с крутого перевала, а навстречу играючи заходят два равчика второго поколения. Забегая вперед: из небуханок и негрузовиков нам встретилась только одна пузотерка типа древней камрюхи, неизвестно как забравшаяся в эти места. 
ДОроги все круче и круче
 
 
 
 
 
 
 
Небольшой привал, фотаемся в облаках.
 
 
Останавливаемся у памятника суркам, проскакиваем пустующую погранзаставу, пролетаем без остановок поселок Мугур-Аксы. Проходим вдоль речки Каргы, проходим небольшой брод
 
 
и выходим к месту ночевки с видом на высочайшую гору Тывы - Монгун-Тайга (в переводе "Серебряная гора", 3976 м).
 
img][/img]
 
 
 
 
 
Только разбили лагерь на берегу ручья, к нам подтянулось небольшое стадо яков. А у меня, как назло, заглючил фотоаппарат и стал высаживать батарею буквально за пару часов. Так что "здесь должно быть фото длинношерстного яка и яченка".
 
Это была самая холодная ночевка. Высота 2600, дождь, пронизывающий ветер. Даже собака пыталась заползти внутрь спальника. Тяжело пришлось многим - днем было под +50 в Кызыле, а ночью всего около +3
 
День 10 (24). Переход к Ак-Холь - Хиндиктигхоль - Бугузунский перевал - Бугузун. 120 км (камни, верховые болота, горные перевалы, частично гравийка)
Нас ждал Хиндиктиг-Холь. На этот раз путь к нему был непрост - перевалы, подъемы и спуски, осложнились из-за дождливого лета. На некоторые подъемы большинство не-водителей заходили пешком, чтобы облегчить работу и без того перегруженным машинам.
Зато в этот раз мы неожиданно увидели зеленые цветущие луга и настоящие горные маки. 
 
 
 
 
 
 
 
И вот мы вышли к озеру. Такое же величественное, огромное, но на этот раз в суровом облачении туч. 
 
 
 
 
А внизу нас ожидал сюрприз в виде размокшего болота ))) Тут уж мы повеселились на славу! 
Для меня, как для самой легкой, проход был простым, но осложнялся крупными и не очень камнями, между и через которые очень сложно проползти без повреждений. Камни торчат из топкого мха и реальная высота их совершенно непонятна. Один раз я все-таки не удержалась и свалилась с камня в яму. Меня выдернули, и со второго раза булыжник поддался. 
 
 
А вот тяжелым танкам было сложнее. Крузак организатора тащил УАЗ-Симбир с давно полетевшим сцеплением, оба плотно засели. Еще один крузер отважной семейной пары аж из Ярославля страховал меня, но из-за веса провалился там, где я легко прошла. И только опытная Делика наворачивала круги вокруг всех. Немудрено - за рулем этого аппарата участник ЧС и многих других соревнований.  
Решив, что болото еще недостаточно липкое, дождь зарядил с новой силой. В ход пошли лопаты, тросы, хай-джеки и сенд-траки. 
 
 
 
Пока народ развлекался, я лазила по колено в болоте в поисках приемлемой траектории для равчика. Условная тропа нашлась и я выскочила на горку. 
 
 
Мы кипятили чай, отогревали вымокших и замерзших девчонок из застрявших автомобилей. 
За каких-то четыре часа и мы пробились вдоль озера и, попутно набрав грибов, направились в озеру Ак-Холь.
 
 
 
 
 
Ожидаемой встречи на перевале у озера Ак-Холь не состоялось - rgd сотоварищи не явились, фотоловить было некого, и мы поехали дальше.
Зато нас ожидал подъем на Бугузунский перевал, граница Тывы и Горного Алтая. Размытая колея с крупными камнями осложняла длинный подъем. Начало сказываться отсутствие опыта - это мои первые горы - к вершине обороты упали до тысячи, в баке кызыльский бенз, скорость упала почти до нуля, начало вонять горелым маслом (передо мной на перевал затягивали УАЗик с паленым сцеплением и было совершенно непонятно, откуда запах). В общем, решили не рисковать коробкой и метров за 50 до вершины меня взяли на буксир. Продернули буквально несколько метров, и дальше равчик сам зашел на перевал. Думаю, при более грамотном заходе помощь бы не потребовалась, но на вторую попытку времени уже не было - темнело. Спускались мы в сумерках и к месту ночевки на речке Бугузун вышли в полной темноте.
 
День 11. 25 июля. Бугузун (дневка)
Это была наша первая дневка. Планировали их две, но мы и так выбились из графика из-за неедущего уазика, сильных дождей и неожиданно плохой дороги.
До отдыха дорвались все: рыбаки уехали в поисках клева, остальные гуляли по окрестностям, играли в лапту, ставили баню. Самая молодая часть экспедиции под предводительством собаки Нюши поднялась на гору для фотосесии.
 
 
В левой части снимка группа пикселей - наш лагерь
 
 
 
 
Вокруг скалы, чистейшая вода и заросли эдельвейсов
 
 
 
 

 
полный релакс
 
 
А вечером ожидал еще один сюрприз - у моей сестры случился день рождения и вся экспедиция устроила дружное поздравление с деньрожденческим "тортом" из арбуза со свечками, букетом из горных цветов и шампанским, охлажденных в горной реке.
 
 
И ночь под звездным небом
 
 
День 12. 26 июля. Кош-Агач - Теплый Ключ. 160 км (гравийка, горные перевалы)
Наконец-то установилась погода, когда сверху не льет вода! Я ждала брод через Бугузун, ведь больше всего переживала именно за это препятствие - как-никак, у меня не подготовленный джип, а простой паркетник и нет никакого шноркеля. Воды в этом году много, и какая глубина на броде было неясно. Ехали мы ехали, и тут я понимаю, что дальше-то выход по степи до Кокоря. Кричу своим - смотрите скорее карту! И точно - только что проехали какой-то слой воды в полколеса, это и был Бугузун!  Вот так я чуть не пропустила главный брод )))))
 
А дальше появился асфальт, Кош-Агач, заправки и магазины. На радостях мы заправились цивилизацией и... снова ушли с асфальта. Мы шли в сторону Укока, на Джумалинские ключи (Теплый ключ). По эту сторону границы с Тывой сухо и пыльно. На пропускном пункте спросили у пограничников про дорогу до ключей, тот осмотрел наши машины и сказал: "ну, там есть болотина одна, рафик ваш не пройдет", чем вызвал дружный хохот. К слову, болотину мы не заметили. Зато нашли снежник и устроили веселую снегобитву. 
 
 
 
 
 
 
На ключах большая часть экспедиции испробовала на себе волшебные свойства местной воды, а кое-кто еще и занырнул в бассейн с рыбками )
 
 
Для тех, кто не в курсе: Джумалинские ключи - термальные радоновые источники, священное место для алтайского народа, с легендами про духов и лечебные камни.
 
 
Рядом находится заброшенный обогатительный заводик (вольфрамовый). Вернее, развалины от заводика.
 
День 13. 27 июля. Теплый Ключ - Кош-Агач -  Марс - Гейзерное озеро - Акташ - Слияние Чуи и Катуни - Иня. 366 км (гравийка, асфальт, горные перевалы)
Мы возвращаемся на М52 - Чуйский тракт. В 2014 году National Geographic включил его в десятку самых красивых автодорог мира. Но фотографии не передают даже сотой части этой красоты и величия. 
 
Здесь много туристических маршрутов и точек, мы выбрали только две - Марс и Голубые озера. 
 
Марс:
 
 
 
 
 
Голубые озера: 
 
 
К слиянию Чуи и Катуни мы добрались к вечеру и получили щедрый подарок - чудную игру закатного света
 
 
Эта была последняя ночь в полном составе экспедиции. Три машины ранним утром уходили на Новосибирск, а мы с командой из Ярославля решили продлить необыкновенное путешествие и продолжить знакомство с Алтаем.
 
День 14 (28). Иня - Чике-Таман - Семинский - Онгудай - Шебалино - Усть-Сема - Чемал. 320 км (асфальт)
Подъемы-спуски на Чике-Таман и Семинский я не заметила. После Бугузуна тут как-то ровно и гладко )))
На Чике-Тамане выполнили обязательную программу по беляшам с маралятиной и травяным чаем, на Семинском закупились сувенирами и сделали подпольную фотку авто из клуба "Своя дорога". Фот у меня окончательно забарахлил, поэтому дальше снимали только на телефон, "для домашней хроники". 
 
Манжерок оглушил, всем дружно захотелось обратно, в горы... Прокатились до Чемала, зашли в ботанический сад, в город мастеров (рекомендую!), посмотрели на ГЭС и остров Патмос, скатались до форелевого озера и вернулись на Катунь на ночевку. 
 
 
День 15 (29). Чемал - Горно-Алтайск - Бийск - Барнаул - Бердск. 430 км (асфальт)
Заехали в Горно-Алтайск, ярославцы хотели купить шаманский бубен, но не нашли правильный. Решили, что придется ехать еще раз.
Шикарный ровный асфальт, густой бор, лисички ведрами на обочине. Начинаем смутно подозревать, что едем не в ту сторону...
 
В Бердске нас встретили все местные, кто вернулся раньше, и с почетным эскортом проводили на секретную точку ночевки на берегу залива. 
Какие-то странные - бритые, чисто одетые, выспавшиеся люди...
 
День 16 (30). Бердск - Новосибирск - Омск. 700 км (асфальт)
Шумноватые соседи не дали как следует выспаться. Ранний подъем, завтрак и перегон до Омска. Команда из Ярославля рванула вперед - им еще несколько тысяч километров пути, мы пошли в более мягком режиме. Болота и равнина нагоняют гнетущее впечатление. Мой экипаж слезно просит развернуться... 
Это любовь к путешествиям с первого километра.
 
 
Это наш женский экипаж в полном составе:

 
 
Огромная благодарность всем, без кого это путешествие было бы невозможным
организатору - за беспредельную уверенность в наши силы
участникам - за помощь и дружескую поддержку
команде из Ярославля - за крепкое плечо, суперплитку и варенье
экипажу Делики - за технический контроль и вкусные обеды
Дюку (не который нюкем, а другому) - за постоянную техническую поддержку
Александру KLF - за настойчивость, приют, стейки  и помощь в установке защиты
Максиму с форума равоводов (Акадегородок) - за изготовление и педантичную установку суперзащиты, неоднократно спасшей жизнь РАВчику
Вездеходово в лице Мегарика - за вовремя проданную отличную канистру экстрим
Татарину - за техническую помощь
Союзу Ден+Инна - за уверенность и опыт прохождения в Тыву на РАВ4
Gordon Shumway - за длинную лекцию по правилам эксплуатации авто в горных условиях
Юрию Владимировичу (ЧАЛ) - за ту самую стропу, который до сих пор в упаковке
rgd - за хитрую фразу "ммм... не заедешь"
любимым родственникам - за любовь, поддержку и позитив
собакену - за шебутливость и неисправимое желание кататься
 
 
Всем форумчанам - за то, что не только читаете, но и сами пишете отчеты, вдохновляя на новые подвиги )))
 
 


Тема с обсуждением поездки и отчета на форуме