закрыть

Этот сайт создан автотуристами для автотуристов. Здесь можно выкладывать отчеты о походах и экспедициях, статьи по тематике сайта, новости. Этот сайт не принадлежит какому-либо спортивному или туристическому клубу, организации и т.д. посему никакой дискриминации по клубному признаку. Мы рады видеть у себя представителей всех клубов, конфессий и концессий. Не будем притеснять и наших двухколесных братьев – мотоциклистов, а так же автоспортсменов и вообще всех кому интересны путешествия с использованием механических транспортных средств. Сайт не преследует коммерческих целей, если и будет какая реклама, то только чтобы заплатить за хостинг и домен.

 

О проекте

Печать
Автор: RRRoma   
26.09.2017 23:46

Тыва-Хакасия 2017.

Омск - Междуреченск - Ортон - Аскиз - Саяногорск - Шушенское - Кызыл - Бояровка - Тоора-Хем - оз. Ноян-Холь - Кызыл - Ак-Довурак - Аскиз - Абакан - Ачинск - Кемерово - Омск 

 

 Даты прохождения маршрута: 15-27.07.2017

 

Состав экспедиции:

1) Nissan Patrol, 35MT, лебедка, шнорхель (белый) - Рома RRRoma и Серега LSD

2) Nissan Patrol, 35MT, лебедка, шнорхель (серый) - Паша rgd и Саня BAS

Категория: 3-4

Ссылка на фотоальбом: https://goo.gl/photos/kCSZWHrN3kVdibSY9

Карта маршрута:

 

 

15.07 Омск – Майзас+10км (1155 км)

Выехали из Омска в 6:00, успели до появления фур на трассе. Новосибирск проходили насквозь, т.к. Яндекс показал, что пробок нет. В районе Новокузнецка пошел дождь и не прекращался до самого Междуреченска.

В Междуреченске кое-как нашли газовую заправку, переправились по понтонному мосту на другой берег. До планируемой стоянки не успели и встали рядом с дорогой на отмели уже в темноте.

 

16.07 Майзас – Саяногорск (1100 км)

Дорога до Ортона заняла 2 часа, так что за один день до него никак не доехать, много ванн, но все с твердым дном. Навстречу встретили колонну из 18 мототуристов. В районе Верхней Теи долина реки перепахана драгой, потрясающее зрелище, но в конце долины перекрыли участок золотоискатели, в следующий раз могут и не пропустить.

Заправились в Аскизе, в очередной раз послушали про скачущих на конях с ножами злобных тувинцев и двинули на Шушенское. К 18:00 доехали до Саяногорска, пообедали в гламурном кафе и поехали смотреть ГЭС. Впечатления конечно обалденные, едешь по каньону реки и вдруг стена.

Переправились по Майнской ГЭС и встали на берегу напротив Саяногорска. Хорошо, что было воскресенье, и мы были там одни, хотя место популярное у местных. Из-за дождя пришлось натянуть тент.

 

17.07 Саяногорск – р. Копту (470 км)

К утру тучи рассеялись и собирались мы уже посуху. По традиции искупались в Енисее, а при сборах обнаружили, что все вещи, которые ночевали на улице кишат двухвостками. Перебрали провизию, выкинули живность и в путь. Проехали Шушенское, заправились и вышли на трассу Р-257.

К обеду доехали до парка Ергаки, решили прогуляться, тем более что вывеска гласила о протяженности тропы в 1,7 км. Дошли до озера Радужного, посмотрели на висячий камень и попались в лапы к инспектору Росприроднадзора. Оказывается, все группы должны регистрироваться, и штраф нам светит 3000 руб, но нас пожалели и отпустили, предупредив, чтобы в следующий раз мы зарегистрировались. Двинули назад, в итоге прошли все 10 км, оказалось, что экологическая тропа это только часть, засыпанная каменной крошкой. После посещения Ергаки появилось стойкое желание вернуться сюда на недельку и все обойти.

 

По трассе доехали до границы Тувы. Классное зрелище, когда горы заканчиваются и начинается степь.

Доехали до Кызыла, заправились, долго искали нормальный супермаркет и в итоге закупились в обычном магазине, с трудом объясняя молодой тувинке чего мы хотим. По-русски она не понимала от слова совсем.

На выезде из Кызыла нас тормознул доблестный тувинский гаишник и сразу начал интересоваться регистрацией тюнинга наших коней и, увидев, что все оформлено, пожелал счастливого пути, и мы погнали в сторону Бояровки, до которой добрались уже в сумерках. Свернули на грейдер, и началась жесть, сплошная стиральная доска, слепые повороты, гонщики-тувинцы на буханках, тягачи с тонарами и все это в пыли и темноте. Кое-как добрались до точки и в темноте встали на ночевку.

 

18.07

р. Копту – оз. Чаза-Хаш-Холь (150 км)

Утром помылись, искупавшись в речке. Вода примерно 5-7 градусов, ноги сводит пока зайдешь на глубину, чтобы окунуться, зато потом так жарко что одеваться не хочется, несмотря на пасмурную погоду.

Днем дорога ощущается гораздо лучше. Если ночью ехали 40-50 км/ч, то сейчас полетели 70-80 км/ч. Перевал застали с большой облачностью и дождем, вся красота Тоджинской котловины была от нас скрыта. Но все равно впечатляет.

 

Ближе к Тоора-Хем все поля усеяны собирателями ягод, подобрали трех местных женщин, подвезли до парома.

Паром удивил, работает без двигателя – через реку натянут трос, на нем роликовая обойма с тросом за который зацеплен паром, чтобы ехать в одну сторону поворачиваем руль и сила горной реки (Большой Енисей) сносит его на другую сторону, обратно аналогично.

Сразу за паромом заправка, от Кызыла я шел на бензине, поэтому заливаем бензин под горлышко вместе с канистрами и дальше идем на газу.

На главной улице поселка остановились закупить продукты. Поселок большой, встречаются русские, многие жители на хороших иномарках.

Дальше поехали по обычной лесной дороге в сторону Кутуш-Кежиг, там переправились через речку Ий-Хем и пошли на восток вдоль нее до самого озера Чаза-Хаш-Холь, где и встали на ночевку.

Дорога после брода стала очень сложной, практически везде колея от шишиги или Урала, но при этом из земли везде торчат камни, причем их величина порой достигает размеров колеса и Патрулям постоянно не хватает клиренса.

 

19.07 оз. Чаза-Хаш-Холь – конечная точка (45 км)

Выдвинулись в 10 утра, завернули к местным на другой стороне озера, поздоровались и поехали дальше. По пути постоянно падали в колею и приходилось лебедиться. В одной из таких засад к нам навстречу выехал уазик с местными, причем на обычных пятаках, но при этом на вояках. Из-за того что колеса узкие и колея машины уже патруля, уазик легко идет по верху в разрез с колеей шишиги, а мы так не можем. У моего патруля пропали тормоза, доливка не помогла, в системе воздух.

Около 14-00 вышли к озеру Шурам-Холь. Дорога уходит прямо в озеро и примерно 400 метров пришлось ехать по озеру вдоль берега, причем если уйти чуть левее, то сразу начинается глубина.

Выехали, постояли, полюбовались и поехали дальше. Прямо на выходе торфяник метров 10 длиной. Паша идет первым, у него что-то попадает под машину, и он совершает роковую ошибку: «Саня посмотри что там, я назад сдам!». Результат – рулевая тяга почти под 90 градусов. Команда приуныла, до цивилизации больше 50 км.

И тут я как волшебник достаю из багажника старую рулевую тягу со словами, а я ее взял на всякий случай.

Пока Паша проводил ремонт, мы искупались и сготовили обед. Вода прозрачная, песчаное дно с камешками.

После ремонта и обеда двинули дальше.

Чем дальше мы забирались, тем меньше было признаков людей. По дороге уже пару месяцев никто не ездил и тут в одной колее я чувствую, как пол под ногами начинает подниматься, машина глохнет. Оказалось, что старая рулевая тяга от шишиги встала в распор с колесом и вспорола днище. Полчаса потратили на то чтобы ее вытащить.

В какой то момент мы поняли, что уже пробиваем дорогу по тайге, пришлось проводить разведку, нашли старую заросшую колею в 100 метрах параллельно нашей.

Выехали к большому разливу. Когда-то это была длинная, около 50 метров гать, но ее уже разбили целиком и из-за ручья образовалась хорошая ванна с бревнами и камнями, долго искали объезд, но вокруг болото и камни, решили ехать. Первым пошел Паша и с 4-5 попытки изрядно побултыхавшись залез на первую ступеньку, дальше подлебедились и порядок.

Со мной вылезла проблема – пол то дырявый. Решили поработать мелиораторами, пропахали в паре мест сливы, разобрали завалы, и за час удалось снизить уровень воды в ванне на 20-30 см, для меня самое то.

Ванну прошел так же на лебедке, но воды не хапнул – хоть поспим в сухой машине.

Пока мы так возились солнышко махом скрылось за ближайшей сопкой и начались сумерки, а дорожка впереди была не из простых. Еще 2 часа мы проходили 500 метров между пней и камней, причем все практически как назло торчат посреди колеи, при этом вокруг лес, объезда нет.

Примерно в 12 ночи в очередной раз долбанувшись мостами о камни принимаем решение вставать на ночевку. Нашлось расширение дороги на котором и разбили лагерь.

Быстро отведали гречневой каши с мясом, и пошли спать. Причем из-за туч темнота такая, что не видно другую машину.

Примерно через час началось лазерное шоу, в долину начал спускаться грозовой фронт. Молнии сверкали так, что в машине становилось светло, а окружающие горы усиливали гром, казалось, что он сейчас разобьет стекла.

 

20.07 конечная точка – оз. Шурам-Холь (полудневка) (11 км)

Утром Паша и Саня не дождавшись нас сходили пешком до конечной точки нашего маршрута – озера Ноян-Холь, благо мы не дошли всего 2 км. Разведка принесла плохие новости – дальше дорога еще хуже, а само озеро очень загажено рыбаками. Дорога на Хамсару уходит в озеро, выхода на другом берегу не видно. Принимаем решение разворачиваться и делать полудневку на оз. Шурам-Холь

Обратная дорога при дневном свете была гораздо проще, вчерашняя ванна была пройдена без лебедок и уже к 12 часам мы были на озере.

Накрыли старый навес из жердин тентом, сделали лагерь, порыбачили немного, с берега берет только окунь, нужна лодка.

Саня показал мастер класс по кипячению литола в рулевых наконечниках и переставил пыльники с погнутой тяги на старую, вроде получилось неплохо.

После прокачки у Патруля появились тормоза. Паша весь вечер уничтожал Лену-полено, которая погнула ему тягу))))

 

21.07 оз. Шурам-Холь – Тоора-Хем (64 км)

Решили выйти с категорийного участка и совершили марш-бросок до Тоора-Хем. У Патруля опять пропали тормоза. Паша наскочил задним мостом на камень и повис как на домкрате, пришлось со скрежетом слазить, слизало пробку. Я дергаясь в колее вперед назад оторвал передний расширитель. После дождя дорога стала гораздо сложней. Там, где шли по верху, теперь сразу падали в колею, много лебедились.

В Тоора-Хем на заправках тормозухи нет, автомагазин уже был закрыт. По всему поселку ходят шумные компании, т.к. вечер пятницы и мы по быстрому закупив продуктов погнали на паром. Паромщик продал нам свою тормозуху из старенькой четверки, встали на ночевку в 3 км после парома на берегу Большого Енисея. Завтра в планах ремонт и небольшой пробег до р. Копту

 

22.07 Тоора-Хем (ремонт) – р. Копту (120 км)

Утром начали ремонт. Сперва решили сделать тормоза. После снятия левого заднего барабана, нашли виновника. Поршень цилиндра встал враскоряку и щедро поливал тормозухой все вокруг. Приняли решение глушить трубку, получилось со второго раза, остатки тормозухи сливали по капельке, осталось всего 100 грамм на долив.

Вторая поломка – болтающийся газовый баллон. Оказалось, что я сильно приложился где-то в колее и теперь пол у меня в багажнике принял форму баллона)))), подтянул гайки и обрезал лишнее со шпилек.

Ближе к обеду выехали и пошли через перевалы, на этот раз погода была отличная, и мы насладились видами котловины.

На одном из перевалов мой Патруль отказался заводиться. Завели с толкача, проверили зарядку – 13,7 В, на заглушенном – 12,4 В. Решили, что умер стартер.

На речку приехали еще засветло. Открутил пробки на аккумуляторе и не обнаружил там воды(((( Видимо целый день лебежения с кренами дал о себе знать. Берем чистейшую воду из речки, нагреваем до нормальной температуры и заливаем в аккум. Залилось примерно 1,5 литра и машина завелась с пол-тычка. Аккум до сих пор живой, но на зиму уже куплен новый.

Устроили банный вечер, помылись, поужинали, и спать – завтра долгий путь.

 

23.07 р. Копту – Чадан (300 км)

Встали в 7 и в 8 утра уже выехали на грейдер. В 10 были в Кызыле, заправились, закупили продуктов и рванули в сторону Алтая.

Примерно на 200 км от Кызыла не доехав 15 км до Чадана у меня клинит подшипник задней правой ступицы. Сразу масло из моста пошло в раскаленную ступицу – дым, вонища. Проехали потихоньку до съезда с дороги и начали разбирать – подшипник высыпался по частям, ступица и полуось живые, только гайку и шайбу подрало хорошо.

Начали звонить домой. Саня Зорик передал нам номера подшипника и начал искать магазины или кого-нибудь в Кызыле.

Решили прошерстить Интернет и собрались ехать в Чадан, благо до него 15 км, но через 100 метров скрежет и пездец – у Паши клинануло и провернуло подшипники передней правой ступицы (которые проверяли прямо перед поездкой). Вернулись потихоньку обратно и призадумались….

Позвонили Сане Зорику, сообщили, что машин целых не осталось, в ответ получили контакты человека из Кызыла у которого есть Патрол, ооооо!!!!

Позвонили, оказалось Патрол есть не у него а у знакомого, причем целых два. Добрый человек закинул нам 300 руб, т.к. связь брала только на второй карте, денег на которой не было. Узнали контакт знакомого, созвонились, договорились встретиться утром в Кызыле.

Осталось до него добраться((((

Около часа по очереди с помощь молотка и какой-то матери откручивали ступичную гайку передней ступицы. Когда открутили – поняли, что там поселился маленький пушной зверек. Подшипники развалились оба, по пути забобрили цапфу, ступичную гайку, хаб и сальник. Сама ступица, слава богу, не пострадала.

Захотелось напиться, а водки оставалось всего 200 грамм, т.к. в Кызыле сухой закон и купить мы не смогли ((((

Покурили, покушали и приняли решение собирать одну машину из двух. Открутили цапфу и ступицу с моего и поставили к Паше, все собрали, прокатились, проверили.

За время нашего ремонта успели познакомиться с местными пастухами, 3 молодых пацана, старшему 18. Угостили их сигаретами, поговорили о жизни.

 

24.07 в Кызыл и обратно(400 км)

Встали в 6 утра, в 7 выехали и в 9 были на въезде в Кызыл. Подъехал местный парень Иван, сказал что его Патролы нам вряд ли помогут, т.к. они еще из 80-х родом, там мосты другие, зато привел нас на СТО к мастеру дяде Косте и подсказал все магазины в Кызыле, где могут быть подшипники. Дядя Костя за 5 минут выбил нам остатки подшипников с кодами и отправил на поиски.

И поехали мы по славному городу Кызылу на поиски, но с каждым магазином все наши надежды таяли – на патрол нет ничего, все советуют ехать в Абакан (ага 300 км). Все что удалось – это купить передний наружный подшипник т.к. он совпадает со 105 крузаком. В какой-то момент пожалели, что у нас не УАЗы, т.к. для них есть все. Объехав все магазины мы грустные начали выбираться из города и тут боковым зрением замечаю на одном из домов знак нисана и слово запчасти, причем ни Иван, ни Яндекс, нам про него не говорили. Останавливаемся на удачу, захожу, там сидит русский парень Леха, при словах «Мы из Омска», сразу спрашивает, как там ночной клуб Колизей))))) Обрадовал нас тем, что у него на погрузке стоит машина в Красноярске, которая завтра утром будет здесь. Звоним туда, наши подшипники есть УРА!!!!!, отдаем задаток и довольные едем обедать. По совету Ивана заезжаем в кафе «Лето», просто супер! Мы набрали себе по полноценному обеду и еще пацанам взяли по порции мантов и заплатили около 400 рублей за все. Там же в кафе встретили большую группу сплавщиков омичей, которые заехали покушать на двух Уралах-вахтовках.

Заехали к Дяде Косте, сказали что приедем завтра и погнали к своим.

Приехали и обнаружили два красных помидора)))) вокруг степь, ни одного дерева, ни ручейка, ни тучки, +35. пацаны обгорели.

Подъезжали разные люди, со всеми поговорили, угощали чаем, вроде без происшествий.

В километре от нас оказалась водокачка, на которую 3 раза в день приезжает МоАЗ с 30 кубовой бочкой с угольного разреза за горой.

Вечером после ужина посмотрели фильм «Кровавый четверг» и спать.

 

25.07 в Кызыл и обратно - р. Ак-Суг (400 км + 120 км)

Утром не досчитались резиновых сапог, которые Саня забыл убрать в машину и пачки дешевых сигарет, которые покупали специально для раздачи местным. Ну ладно, не велика потеря.

Собрались и погнали в Кызыл, в 10-00 были у Лехи, но он еще не вернулся с разгрузки, съездили в знакомое кафе, позавтракали и в 11 часов уже были у дяди Кости с подшипниками.

К нашему приезду он уже успел на станке поправить нашу цапфу до более менее сносного состояния и за полчаса нам запрессовал обе ступицы.

Решили не рисковать и прямо у ворот сервиса сразу поставили Пашину ступицу на место, хаб починить не удалось. Распрощались с дядей Костей, позвонили, поблагодарили Ивана, и в 13-00 поехали к своим, в багажнике лежали готовые к установке запчасти.

Ремонт был завершен примерно за 3 часа и в 19-00 мы вышли на трассу. Решили, что Алтай в этом году отпадает, т.к. одна машина стала заднеприводной и пошли по трассе на Абакан, примерно в 40 км за Ак-Довураком встали на ночевку на речке Ак-Суг.

 

26.07 р. Ак-Суг – Боготол (830 км)

Утром мы проснулись в очень красивом месте, которое не оценили в темноте.

По традиции искупались и двинули в путь, в планах было дойти до Мариинска.

Трасса А-161 проходит по красивейшим долинам рек Ак-Суг, Кара-Суг, затем заходит на перевал между Хакасией и Тывой (2214 метров, на Алтае перевалы пониже), Большой Он, Она. Это похоже на мини-долину Чулышмана.

Скоро горы закончились, и мы покатили по обычной федеральной трассе на Ачинск.

До Мариинска дойти не смогли 80 км, и встали недалеко от дороги в лесополосе, где нас сожрали комары, а мы уже отвыкли от них за 10 дней.

 

27.07

Боготол – Омск (1280 км)

Встали в 5 утра и в 6 уже стартанули в обратный путь, дорога Мариинск – Омск обычная трасса без сюрпризов, уже при подъезде к границе Омской области въехали в полосу дождя, молнии сверкали сразу везде, скорость упала до 10 км/ч.

Домой я зашел в 23-00 с желанием вернуться в Тыву в будущем.