закрыть

Этот сайт создан автотуристами для автотуристов. Здесь можно выкладывать отчеты о походах и экспедициях, статьи по тематике сайта, новости. Этот сайт не принадлежит какому-либо спортивному или туристическому клубу, организации и т.д. посему никакой дискриминации по клубному признаку. Мы рады видеть у себя представителей всех клубов, конфессий и концессий. Не будем притеснять и наших двухколесных братьев – мотоциклистов, а так же автоспортсменов и вообще всех кому интересны путешествия с использованием механических транспортных средств. Сайт не преследует коммерческих целей, если и будет какая реклама, то только чтобы заплатить за хостинг и домен.

 

О проекте

Печать
Автор: Сергей Сергеевич   
11.11.2017 10:59

Тарско-Седельниковское кольцо, 3-6.11.2017

Омск - Седельниково - Унара - Петровка - Кулайский крест - Петровка - Васис - Гриневичи - (правым берегом р.Шиш) - Нововасильевка - оз.Тайга - Усюльган - Крапивка - Тара - Омск

Приблизительно 1000 км, в том числе по асфальту - 600 км, остальные 400 км - грунтовки и пересеченка.

 
Маршрут этот планировался как мероприятие, закрывающее летний сезон. Да закрытие как- то откладывалось. Волевым решением старт наметили на 3 ноября, и я окунулся в трудовые будни. Вынырнув из трудовых будней утром 3 ноября, обнаружил, что идет снег и в лозунге «Закрытие летнего сезона» слово «лето» - явно лишнее. 
 
 
Но все оказалось не совсем так, как казалось. Снегопад закончился в 150 км от Омска, а дальше снег лишь немного покрывал землю, делая леса и болота только наряднее…
 
 
Часть 1.
 
Кулайский крест.
Омским внедорожным автотуристам известно, что когда едешь на север области, то первые 200-300 км от Омска – размеренное, скучное движение - скукотища, аж тошнит. Вот проскочить бы их побыстрее, а дальше, как съедешь с асфальта, будет, где душу отвести.
В этот раз было практически все наоборот. Из города выезжали под сильным снегопадом:
 
 
Трасса в снегу, скользко. Включен полный привод, скорость снижена, но машину все равно таскает из стороны в сторону – колеса ХТ не для льда и снега. 
 
 
Водитель напряжен и сконцентрирован. 
 
 
Штурман вцепился в поручень и молится. Вот это экстрим! Это вам не в грязной колее сидеть и в болотах буксовать (скорее бы уже колея и болото)!
 
Но часа через три, снегопад прекратился, ближе к Муромцево и дорога стала почти сухой. Все выдохнули и покатились спокойно. 
 
 
Проехали Муромцево, Седельниково. 
 
За Седельниково нас догнал второй экипаж нашей группы на УАЗ Патриот. 
 
Экипаж Буханки: Александр Gordon Shumway – пилот и командор автопробега, я - Сергей Сергеевич – штурман и оператор, пес-барбос Мейсон, он же собакен, он же собакевич или любое другое подходящее по ситуации слово – собака умная, все понимала, как ее не называй.
Экипаж Патриота: Сергей Mir с сыном Кириллом.
 
В жаркой дискуссии о будущем омского движения 4х4, которая разгорелась в дороге, мы проскочили поворот на д. Унара и пришли в себя только после слов, донесшихся из рации, о том, что мы все дальше и дальше от нашей цели, и второй экипаж в некотором волнении и замешательстве по этому поводу. «Что же ты раньше молчал, редиска!» - ответил командор в рацию, грозно глянул на своего штурмана  и  развернул машину. Вопрос спасения мира и омского 4х4 движения решили отложить, а пока сосредоточиться на дороге, тем более что уже стемнело.
 
 
Проехали Унару, Литковку, Петровку. Дорога хорошая, колеи нет. Вышли на кулайский зимник. Встретили группу Максима Greeka на трех машинах.
 
 
 Они возвращались с креста. По их словам, доехали легко, сильной грязи нет, из препятствий только колея.
 
 
 Поздоровались, попрощались, разъехались.
 
Действительно, дорога сверху подмерзла, грязь только в низинках и колее, ну еще там, где Greek на 35-х колесах резвился и размесил дорогу.
 

 

 
Кулайский крест - место для Саши Gordonа важное. Один раз Александр пытался до него доехать Фотоотчет о поездке на Кулайский крест 11-14 июня 2014 года, но его уазик был ранен в неравной схватке с грязью, и последние несколько сот метров до креста Саша, спасая раненую буханку, полз из последних сил на брюхе,  шел пешком, рискуя быть съеденным медведями, комарами и дикими зайцами.
 
Но в этот раз до креста доехали легко, даже не спуская шин. Колеи и грязные низины практически все прошли аккуратно верхом.
 
 
Памятник впечатляет. Стоит постоять около него в тишине и задуматься. О людях, которые выживали в этих болотах без крова, одежды, пищи. О людях, отправивших их сюда: и отдававших приказы и исполнявших их… 
 
На ночлег встали, немного вернувшись в лес, на небольшой поляне.
 
 
 
Так как дорога до креста оказалась несложной, решили проехать по болоту дальше. Понятно, что болото еще не замерзло, но проверить надо.
 
 
Сначала дорога идет по старой гати, километра через два уходя от нее в сторону. 
 
 
Выехав на болото, наблюдали стайку белых куропаток. Я их видел впервые – это просто куропатищи какие-то:
 
 
 
 
Съехав с гати, почти сразу буханка, двигаясь впереди, провалилась в болото, хотя старались идти по высокому краю дороги. Болото, как мы и предполагали, совсем не замерзло, только слегка покрылось снегом. 
 
 
Попытались выехать с помощью лебедки вперед – только проредили лес, выдернув несколько самых крупных сосен. Выбраться удалось только назад, с помощью лебедки Патриота, которого в свою очередь, пришлось привязать к лесу задом, к Буханке передом.
 
 
Пока выбирались, к нам подъехал местный охотник:
 
 
Посмотрев на наши следы,он  сказал: «А что вы хотели, мы два года назад на этом месте танкетку по самое нехочу засадили! Так что все нормально!»
Да мы и сами решили, что все нормально: на болото полюбовались, торф покопали, куропаткам удивились. 
Развернулись и двинулись по своим следам в сторону Петровки, чтобы продолжить дальше наше путешествие.
 
 
 
Часть 2.
Шиш.
 
 
Дальше по плану  нашего путешествия – пройти вдоль реки Шиш: правым берегом вниз по течению, левым – вверх. Одна из основных целей – проверить на местности информацию о возможности или невозможности переезда через правые притоки Шиша на участке между Атиркой и Тайгинским, севернее имеющихся у нас треков.
 
От Петровки дорогами общего пользования пошли в сторону Васиса, затем через Имшегал, Гриневичи.
 
Дороги то общего пользования, только пользователей не густо. За этот отрезок пути среди белого дня нам встретилось от силы пару машин.
 
 
 
 
Дорога хорошая, погода прекрасная, красота вокруг. Едем, любуемся:
 
 
Не доезжая Атирки, ушли вправо на лесовозную дорогу. Дорогу, видимо недавно подготовили к зимнему лесовозному сезону:  выровнили, перегибы подрезали, подъемы-спуски подновили. 
 
 
Основная дорога идет вдоль Шиша, с ответвлениями на деляны. 
Попытались, не доезжая реки Большие Тунзы, уйти на север, по обозначенной на карте дороге. На местности дорога была, но местами сильно заросшая. 
 
 
 
 
 
По ней добрались до реки, но переправы через нее не обнаружили. Мост когда-то был, но куда-то  сплыл. И видимо, давно.
 
 
 
 
Полюбовались на свежевыстроенную бобрами плотину, на речку:
 
 
 
Вернулись на основную лесовозную дорогу и по одному из ответвлений ушли севернее, по направлению на Нововасильевку. Дорога стала заметно хуже, но  вполне проезжая.
 
Стемнело. Ориентируемся по карте в навигаторе. Но как же выручает люстра на крыше – передняя балка и боковые фонари! Лес вокруг виден как днем! 
 
Недоезжая реки Куяры, увидели охотничий домик, УАЗ рядом с ним и трех собак. В доме оказались два охотника из Новоягодного. Сказали, что мостов и других проездов для автомобиля через Куяры в этом районе нет с советских времен. Не знаем, правда это, или нет, но видимых следов в сторону реки мы не заметили. 
 
 
Продолжили свой путь на юго-запад в сторону Шиша, доехав до которого и встали на ночлег, выбрав красивое место в сосновом лесу.
 
 
 
Утро третьего дня выдалось относительно морозным – минус 8 градусов. 
 
 
Выйдя на берег Шиша, обнаружили реку полностью покрывшейся льдом. 
 
 
 
Проверили толщину льда. Сначала собакой :-) 
 
 
Когда она не провалилась, осмелел и хозяин. Попрыгал. Лед крепкий. 
 
 
Так как мы планировали переправляться через Шиш на пароме в районе Тайгинского, нас этот факт немного озадачил.
 
 
 
Поехали дальше. 
Дорога местами стала похуже.
 
 
 
 
Добрались до парома, убедились, что паром не вмерз, на нем уже сегодня кто-то переправлялся.
Перед погрузкой на паром, водители УАЗов долго ходили вдоль берега, топали ножкой в землю, дергали за трос парома, пытались подвинуть его вправо-влево, но не спешили по скользкому склону съезжать на паром, который из-за льда не очень плотно подходил к берегу. Но вспомнив, что они же бесстрашные и отважные водители УАЗов , потому что водители УАЗов  все бесстрашные и отважные (Другой человек в здравом уме не станет водителем УАЗа. Вот у меня, например, нет УАЗа, наверное, потому что я трусливый  и слабохарактерный) забрались в машины и спустили их на паром. 
 
 
 
Вылезли из машин, поменяли подгузники, переправились на противоположный берег. 
 
 
 
Теперь паром надо вернуть обратно. Но кто отважится на это? 
Наверное, чтобы отомстить мне за пережитый им при погрузке на паром страх, Gordon, как командор автопробега, назначил меня самым сильным, легким и смелым. Благословил на переход реки по воде аки по суху, загнал обратно на паром, для убедительности взял в руки палку, сказал: «Вперед!», оттолкнул паром от берега и кинул палкой вслед. Это добавило решимости и заставило поверить в свои силы.
Как сильный, я перетянул паром обратно, как легкий и смелый, с помощью двух жердей перебрался по льду через реку к товарищам, тоже поменял подгузник. Теперь мы квиты. 
 
 
 
С парома по лесной дорожке выехали на дорогу Новоягоджное – Усть-Тамак, через несколько километров ушли с нее левее, вдоль Шиша на Красный Яр и Усюльган. 
Дорога подмерзшая, поэтому вполне проходима. Основное препятствие – глубокие колеи от тракторов, которые еще до конца не замерзли. 
 
 
Но верхний слой дороги твердый, поэтому почти все засадные места прошли в разрез колеи по верху. 
 
 
В таких местах приходилось предварительно выходить из машин, затем ехать аккуратно, прибегая к помощи штурмана. Но если бы дорога не подмерзла, то, видимо, пришлось бы прибегать не только к помощи штурмана, но и к помощи лебедки, сендтраков, тросов… Особенно сложным мог быть участок дороги вдоль болота, недоезжая Красного Яра.
 
На месте, где раньше была деревня Красный Яр, остановились, перекусили. 
 
 
 
 
Пока отдыхали, стемнело. Поздней осенью световой день короткий, но мощная люстра на крыше отчасти решает эту проблему. 
 
Проехали Усюльган.  Дорога стала лучше. Минуя Тимирку, выехали на дорогу Атирка – Пологрудово, повернули в сторону Самсоново и ушли с дороги вправо, чтобы остановиться на ночлег в сосновом лесу. 
 
 
 
Четвертый день путешествия был отведен на возвращение в Омск через Тару. Что мы и сделали.
 
Общий пробег составил около 1000км, из них около 400 по дорогам без покрытия. 
 
В это время года при минусовой температуре маршрут проходим для любого честного полноприводного автомобиля,  с возможностью применения средств самовытаскивания (лебедки, хайджеки) для подстраховки в глубоких колеях и незамерзших низинах. Но следует учесть, что на менее подготовленных для бездорожья автомобилях время на прохождение маршрута увеличится.
 
 
И еще раз доказано, ноябрь  - не межсезонье, а вполне туристический сезон. Как сказал Серега Mir : «Некрасивого леса не бывает».
 
 
 
 
 
Тема с отчетом на форуме находится по ссылке .
 
Трек поездки доступен для скачивания.
 

При полном или частичном воспроизведении данного материала, ссылка на оригинал обязательна.
 
 
 
 

Показать еще статьи этого автора