Этот сайт создан автотуристами для автотуристов. Здесь можно выкладывать отчеты о походах и экспедициях, статьи по тематике сайта, новости. Этот сайт не принадлежит какому-либо спортивному или туристическому клубу, организации и т.д. посему никакой дискриминации по клубному признаку. Мы рады видеть у себя представителей всех клубов, конфессий и концессий. Не будем притеснять и наших двухколесных братьев – мотоциклистов, а так же автоспортсменов и вообще всех кому интересны путешествия с использованием механических транспортных средств. Сайт не преследует коммерческих целей, если и будет какая реклама, то только чтобы заплатить за хостинг и домен.
![]() |
Автор: e-geht |
19.02.2009 11:38 |
GPS для чайниковДля чего нужен GPS?Я хотел бы немного рассказать о преимуществах GPS-навигации. Вот несколько примеров:
Ситуация 1.
Ситуация 2.
Ситуация 3.
Ситуация 4.
Ситуация 5.
Ситуация 6.
Ситуация 7. Надеюсь, эти примеры позволили убедиться в необходимости GPS-навигации.
Как работает GPS.За то, что мы можем пользоваться системой GPS мы должны сказать спасибо американцам. Это они к 1995 году запустили 24 спутника, которые и позволяют определить нам свои координаты. GPS это сокращение от Global Positioning System, что в переводе означает - глобальная система позиционирования. Как это работает? Спутники летают так, что в любой точке земли, в любое время видно 10-12 спутников. Спутники постоянно излучают радиосигнал на частоте 1,5 ГГц. Это очень высокая частота, поэтому сигналы со спутника не проходят через такие препятствия, как горы, здания, крышу автомобиля и плохо проникают в густой мокрый лес. GPS приемник принимает эти сигналы, и по разной задержке этих сигналов от разных спутников определяет расстояние до спутников. А так как местоположение каждого спутника известно, то GPS приемник может определить свои координаты. Специально не вдаюсь в подробности этого процесса, кому интересно разберется сам, а большинству пользователей это и не нужно. Главное что нужно знать, это то, что для определения координат приемник должен видеть минимум 3 спутника, что бы иметь более-менее точные данные о высоте - 4 спутника. А вообще, чем больше спутников видит приемник, тем лучше. Точность определения координат зависит от многих факторов и принято считать, что в среднем она составляет 15 м. Многие приборы показывают, какая точность определения координат в данный момент. Высота всегда определяется с меньшей точностью, чем координаты. Если прибор не показывает точность определения координат, то ее косвенно можно определить по тому, как расположены спутники и каков уровень сигнала от них. Чем больше прибор видит спутников, чем выше уровень их приема, тем лучше точность. Имеет значение и расположение спутников относительно горизонта. Четыре спутника у линии горизонта, удалённые друг от друга на 90* дадут результат с минимальной погрешностью, соответственно, чем меньше удалены друг от друга спутники и чем ближе они к зениту, тем ниже точность. Для повышения чувствительности GPS приемника в автомобиле (помните о непроницаемой крыше?) используют внешние антенны, которые ставятся на крышу машины. Если же приемник без внешней антенны, то располагать его нужно как можно ближе к лобовому стеклу. Стекло, имеет наклон, и приемник видит спутники над собой. Точность и чувствительность GPS приемников зависит от микросхемы-приемника. Почти везде стоит одна и та же микросхема, поэтому чувствительность приемников примерно одинаковая. Правда, недавно появился новый чип Sirf III, который более чувствительный, чем предыдущий Sirf II. Sirf III умеет работать с отраженными сигналами, поэтому говорят, что он работает в автомобиле, даже будучи расположенным не у стекла. Сам не проверял, но то, что в комнате, даже у окна он работает так же плохо, как и Sirf II. Варианты GPS:
Что может навигатор? Точки, маршруты, путиЛюбой навигатор выдает следующую информацию:
Точки
Точка (waypoint -вэйпоинт). Как можно создать точки?
Когда нужно запомнить то место, где ты сейчас находишься - нажимаешь кнопку создать точку. В разных навигационных системах это делается по-разному, но суть одна - создать точку. Запоминаются координаты, высота, присваивается какое-то имя - обычно номер по порядку, часто дата и время создания точки. Тип точки, ее описание и осмысленное имя должен добавить сам пользователь. Но сделать это можно дома, в спокойной обстановке. Главное не забыть что это за точка. Я для этого использую диктофон. Зачем они нужны? Любой навигатор показывает точки на экране и твое положение - это уже много. Можно выбрать точку и сказать "Иди на точку" (навигация на точку) - навигатор покажет направление и расстояние до точки, многие могут еще показать примерное время прибытия. В принципе этого уже достаточно, что б не заблудиться. МаршрутыМаршруты (route - роут) - это план поездки, похода и пр. Маршрут состоит из точек. Как правило, маршрут создается на компьютере, потом сбрасывается в навигатор. Навигация по маршруту очень похожа на навигацию к точке. Навигатор показывает направление и расстояние до следующий точки маршрута. А по ее достижению автоматически переключается на навигацию на следующую точку и так до конца маршрута. Хороший навигатор при этом может рассчитать примерное время прохождения всего маршрута и постоянно пересчитывать его в зависимости от скорости. Но главное он может подсказать при приближении к очередной точке, куда ехать/идти дальше. При грамотно составленном маршруте, можно ехать по незнакомому маршруту и вообще не заглядывать в карту, везде, где нужно свернуть - навигатор подскажет куда поворачивать. Два года назад перед поездкой в Анапу, я составил маршрут, состоящий из 114 точек, и всю дорогу ехал по подсказкам навигатора, подъезжаю к перекрестку, а он мне говорит человеческим голосом - "направо" или "налево круто". Не езда, а сплошной кайф. И можно спросить у штурмана - Время прибытия? - 22:20, а время захода солнца - 20:45. Надо поднажать, что бы успеть засветло. Все бы хорошо, да на создание этого маршрута я потратил дня два. Но сейчас есть альтернатива - автоматический роутинг. Это когда ты указываешь навигатору только конечную точку, а он сам прокладывает маршрут и ведет тебя по нему. Не каждый навигатор и не для каждой карты это работает, но это есть. Подробнее поговорим позднее. Есть еще один недостаток у маршрута. Навигатор не знает, реальный путь между точками, поэтому он считает, что ехать нужно по прямой. Так и показывает, и направление и расстояние. Обычно ошибка по расстоянию процентов 20. При движении по трассе это не критично, чем ближе ты к точке, тем точнее определяется расстояние. Проблема, когда дорога плутает, скажем в лесу, тогда одной конечной точки мало, можно долго искать эту точку. Типичный пример - Данилово озеро. Вроде и от деревни недалеко, но бесконечные извилистые дорожки, идущие во всех направлениях… В такой ситуации помогает трек. ПутиПуть (track - трэк) - это то же набор точек, только точек намного больше, чем в роуте. Точки трека не имеют имен и типов, По координатам и времени записи точек можно рассчитать скорость, направление движения, расстояние между точками. Трек записывает любой навигатор, если ты включил запись трека, некоторые пишут всегда. Как часто ставится точка в треке, зависит от навигатора и настроек. Некоторые пишут тупо, через каждую секунды, некоторые только при изменении направления (скажем на 5 градусов) или изменения скорости (скажем на 5 км/час). В среднем на каждые 4 часа движения записывается трек, состоящий из 2000 точек. Т.е. трек это точная запись движения. Не нужно вести никаких дневников, описаний и пр. По треку легко определить, где и когда ты был, с какой скоростью ехал, где останавливался и насколько. Соответственно, если просто загрузить чужой трек в навигатор, то на экране навигаторы ты увидишь линию, по которой нужно просто ехать. В принципе, есть навигаторы, которые из трэка позволяют сделать роут. Мораль - пишите треки и точки всегда и везде - пригодится, не вам, так другим. При полном или частичном воспроизведении данного материала, ссылка на оригинал обязательна. Copyright © e-geht 2007-2009 |