закрыть

Этот сайт создан автотуристами для автотуристов. Здесь можно выкладывать отчеты о походах и экспедициях, статьи по тематике сайта, новости. Этот сайт не принадлежит какому-либо спортивному или туристическому клубу, организации и т.д. посему никакой дискриминации по клубному признаку. Мы рады видеть у себя представителей всех клубов, конфессий и концессий. Не будем притеснять и наших двухколесных братьев – мотоциклистов, а так же автоспортсменов и вообще всех кому интересны путешествия с использованием механических транспортных средств. Сайт не преследует коммерческих целей, если и будет какая реклама, то только чтобы заплатить за хостинг и домен.

 

О проекте

Печать
Автор: Maximus   
13.06.2011 21:47

Салаирский кряж: г. Лысая, г. Камешек, г. Пихтовый Гребень, 3-6 июня 2011.

Съездив на майские праздники на Пихтовый гребень, и взяв его, что называется, ходом, Maximus со Стаканом явно недополучили адреналина и рубки, зато очень уж полюбили горные виды Салаира. Поэтому, планируя очередную поездку расширенного выходного дня, особо даже не думали — едем снова на Салаир, тем более, что после нашего отчета кол-во желающих стало активно расти, и вместо междусобойчика в пару машину получился серьезный состав из шести экипажей.

Правда, на этот раз, план был гораздо серьезнее, пройти не одну, а три вершины, две из которых являются тайной, покрытой мраком, никакой информации по состоянию дорог в тех местах найдено не было, всё, на что опирались наши изыскания, это древний генштаб и редкие фото в Панорамио.

Общий план был примерно такой: поднимаемся на гору Лысая, та, что рядом с поселком Мирный, оттуда идем на гору Камешек, что чуть южнее и западнее, с Камешка идем вдоль реки Поперечные Тайлы, в районе слияния с Большими Тайлами переходим Поперечные в брод, затем опять на север поднимаемся к истоку реки Ик. Далее вдоль Ика на запад до урочища Маврино и потом выходим на стандартную ветку маршрута на Пихтовый через Коурак. На случай, если Поперечные Тайлы в районе устья непроходимы в брод, то возврат к горе Лысая и попытка пройти напрямки в Старо-Гутово. Из-за неизвестности состояние дорог движения ожидалось от самого простого — взяли и проехали весь маршрут, как у нас было на Пихтовом, до самого сложного — еле как пройдем Лысую и Камешек, и затем будем возвращаться назад. Получилось ближе ко второму варианту.

Состав экспедиции получился следующим:
TLC80 (далее - Крузер). Максим, Рита, Дима маленький, хорь Зевс. МТ 35, 2 лебедки, шнорхель.
Ниссан Мистраль (далее - Мистраль). Стакан, Лида, Алена. МТ 32, лебедка, шнорхель.
УАЗ. Денис, Инна. МТ 32, лебедка, шнорхель.
УАЗ (далее - УАЗ). Артем, Таня. МТ 31, лебедка.
Сузуки Эскудо (далее - Желтый). Игорь, Саня. МТ 29, шнорхель.
Сузуки Гранд Витара (далее – Гордый Сузук). Дима, Женя. МТ 29, лебедка.

Предвидя сложности на маршруте, был собран полный комплект вспомогательного шмурдяка: две бензопилы, сэндтраки, хайджеки, удлинители, троса, скобы для строительства мостов, топоры, лопаты и т.д.

3 июня.

Как не пытались ускорить старт, выехать вовремя не получилось, Крузера подвел поставщик дисков и получены они были за несколько часов до старта. Экипаж Сузука, пытаясь получить во временной владение аппаратуру спутниковой связи, также опаздывает на точку сбора. Обидно, что с телефоном в итоге не сложилось, подвели друзья, но ничего страшного, есть GPS-треккер с кнопками запроса помощи. Прорвемся.

18-40. Все готовы, наклейки наклеены. Вот только красивые оракловские наклейки как-то не особо клеятся на неровные части машины, так что наклейки у большинства получились 3D, с рельефом. Стартуем.

19-30. За 40 километров до Калачинска УАЗ Дениса начинает безбожно троить, тяги нет. Останавливаемся, ковыряемся минут 40, ничего не помогает.

Решаем ехать дальше, Денис поедет потихоньку до Калачинска на СТО, оттуда позвонит. Звонок был неутешительным, в одном из цилиндров компрессии нет, есть подозрение на прогар клапанов. В 20-00 принято твердое решение расставаться, идем дальше пятью единицами техники, Денис потихоньку поехал в Омск.

22-40. Остановка, Мистраль чистит сетку насоса высокого давления. Последнее время эта проблема посещает его все чаще и чаще, похоже, надо менять шланги и мыть топливный бак. С новыми инструментами типа «Длинное щупальце с кнопкой» и «Магнит на палке» эта процедура проходит намного быстрее.

23-10. Продолжили путь. До Чулыма 225 км, предположительное время прибытия 01-49, поломки выбивают из графика, до двух часов ночи ехать не хочется.

23-47. Заправка.

00-02. Экипаж Сузука на очередном виадуке ловит ямку с острыми краями, после чего обнаруживает ход на пробитом левом заднем баллоне. Резина восстановлению не подлежит. Замена колеса, колонна стоит.

00-15. Сузук в строю.

1-20. До Чулыма еще далеко, а времени много, принимаем решение встать на стоянку в ближайшем свертке. Легкий быстрый перекус, паписят, спать.

4 июня.

Экипажи Сузуков подорвались на подъем в 5 утра, хотя первыми проснулись, вроде, в УАЗе, говорят, в пять утра проснулись комары и стали раскачивать машину, и всех разбудили. На удивление все выспались вполне за это время, Дима-Харон варит суп на всех.

7-30. Перепаковались в боевой режим перевозки вещей, выдвигаемся. До Новосибирска 276 км, Желтый и Сузук идут в голове колонны в поисках газовой заправки и шиномонтажки (надежда двигаться с запаской все еще жива).

8-30. Форпост Каргат. Сузук останавливается и ждет пересмену на шиномонтаже. Колонна ушла вперед. Живописное место! Гостиница-хуторок, часовенка, фонтан. 1282 км. Сибирского тракта.

9-00. Потеряв полчаса и так и не дождавшись ремонтников, Сузук отправляется догонять колонну.

10-33. В придорожной шиномастерской развеяны последние иллюзии о запаске Сузука, покрышка не годится даже на вставку камеры внутрь. Остается уповать на удачу, и быть аккуратнее на ямках. Вообще дорога достаточно хорошая, много участков с новым асфальтом и видны работы, которые идут прямо сейчас.

10-45. Колонна воссоединилась у пивного заводика перед Нском, пока ждали Сузука, желающие успели по самые леера затариться местным пивом.

11-00. У Сузука появляется подозрительный стук спереди справа по ходу движения, осмотр точного диагноза не дает. Идем к «Ленте» через Новосибирск, дополнить запасы продовольствия.

13-00. Вырвались из Новосиба, долго стояли в пробке перед оптовкой на Гусинобродке. На выезде Желтый заправился газом.

14-35. Идем по трассе. На 98-м км. В сторону Каменск-Уральского 92-й бензин на заправке Газпромнефти стоит 22,8 руб.

15-05. Ушли направо в лес через Конево. Сначала идет щебенка, которая становится через некоторое время песко-щебенкой, ехать позади невозможно, облако пыли на пол километра. Наконец сверток в лес, начинается категорийный участок. Сдуваем колеса, Сузук ставит съемную лебеду, переодеваемся, готовимся к приключениям.

Перестраиваем колонну, проводим брифинг команд. По бездорожью идем в порядке: Крузер, Желтый, Сузук, Мистраль, УАЗ.

15-35. Старт в бездорожье.

Сначала дорога идет вполне неплохая, и это ожидаемо, эта просека видна даже в плохой детализации на спутниковых картах, есть небольшие лужицы, но проблем ни для кого они не доставляют.

В месте, где на карте обозначено болото, на поверку оказывается красивый луг весь заросший цветами.

Команды выскакивают на фотосессию, приходится напомнить, что график у нас уже отстает, а впереди еще много неизведанных дорог, так что фотографируемся по ходу дела, а никак не вместо.

Через некоторое время находим не без труда сверток на Лысую. Дорога вся заросшая, видно, что в отличии от просеки, которая была до этого, свертком пользуются раз в сто лет. Тут же начинаются болотистые лужи, поваленные деревья, понимаем, что подъем будет не простым. Дорога для ведущего выглядит примерно вот так:

Иногда приходится долго гадать, где же проходит тропа.

На Крузере начинает глючить навигация, в горах среди густого леса озик перестает видеть спутники. А по таким заросшим просекам хорошо бы видеть хотя бы азимут, иначе приходится много времени тратить на разведку, куда дальше ехать то. Небольшая пляска с бубном вокруг имеющейся техники, в итоге едем по glofish’у Димы-Харона, он держит спутники более уверенно.

Дорога практически постоянно идет через болотистые участки, где-то есть объезды, где-то приходится пробиваться напролом.


Появляются лесные завалы, без бензопилы тут было бы очень непросто.

18-57. С легкими приключениями, со свистом и гиканьем дошли до верхней точки Лысой горы. Точка эта, как и многие другие вершины НСО, невыгодно отличается от Пихтового, смотровой площадки нету, о покорении можно судить только по навигатору. Легкий перекус, пописят. Стакан выдал салют из ружбайки.

На вершине из ниоткуда возникает хорошая лесная дорога. Потому также в никуда она пропадет. Думаю, что все дело в уровне воды на верхушке, болота тут нет, поэтому дорога держит форму и не зарастает. Комары все злее и злее, всерьез интересуются нашей боевой дружиной, не часто, видно, к ним попадает столько еды.

19-27. Спускаемся с горы. Дорога интересная, появляются сложности. Сложности и с навигацией, часть дорог, которая есть на картах, отсутствует совсем, часть дорог, которые мы видим перед глазами, отсутствуют на карте. Крузер уезжает на разведку одного такого свертка – не наша дорога. Затем наоборот, пролетаем мимо просеки, которая вроде бы наша дорога, но настолько заросла, что с дороги ее вообще не видно. Решаем ехать туда, где есть хоть какая-то тропа.

Местность по мере спуска снова все болотистее и мокрее, много поваленных деревьев.

Периодически выезжаем на вырубленные участки, отсутствующая на карте дорога явно дело рук лесорубов.

Начинаются топкие полянки, целиком залитые водой, идти становится все тяжелее.

Желтый что-то залил в болотистых лужах и теперь заводится раз на три. Заводить с троса в болоте задача не легкая.

Болотистые поляны сменяют одна другую, по сложности трасса явно достойна спецучастка трофи рейда на третью с запасом категорию сложности, в чем мы скоро и убеждаемся, взяв одну из точек то ли грядущего, то ли прошедшего соревнования.

Лес кишит живностью, в основном влаголюбивой.

23-с копейками. В попытках найти объезд очередного засадного места Крузак с включенным передник блоком, и, как следствие, деревянным рулем, ловит бревно под колесную арку и мнет новое, только поставленное, крыло. Салаир не отпускает без жертвы, а крыло, видно, не прижилось еще. Ладно, хоть, расширитель цел, да и сам характер повреждений мелкий, ездить можно и так, если бы только дверь пассажирская открывалась нормально…

Про то, что все постоянно сидят, лебедятся, толкают, копают, снова лебедятся, я уже даже не упоминаю, последние метры идет сплошная рубка. Выходим к поляне с развилкой, находим нужно направление, но на него надо пересечь всю поляну, а вся поляна это сплошное болотистое месиво. Все блокировки, различные тактики прохождения и траектории не спасают, сидят на этом участке все, и на долго, т.к. лебедиться приходится за далекие деревья, много раз перевязывая удлинители. Фотографировать процесс тут уже было не с руки, да и стало темнеть, вот утреннее фото этого участка:

Время к часу ночи, на следующей поляне по ходу движения есть сухое место для палатки, а в ночи по болоту двигаться уже совсем не вариант, принимаю решение разбивать лагерь. Две замыкающие машины в это время еще сидят, часть народа остается разбивать лагерь, часть уходит на помощь к отстающим, в районе часа все выбрались к лагерю, сидели у костра не долго, сил у всех мало.

5 июня.

Подъем в 8 утра, позавтракали, сложились, выдвинулись дальше.

11-20. На светлую голову и время суток вчерашняя дальнейшая дорога оказывается легко проходимой, выезжаем на огромную вырубленную поляну, на ней уже успели посадить молодые деревца, поляна большая и широкая, где выезд – непонятно. Находим слабы след от симексоподобных покрышек, а затем и выезд с поляны, едем дальше.

Зато погода сегодня радует, яркое солнце, тепло.

11-33. В одной из болотин Крузер ловит бревно в луже и разбортирует переднее правое колесо, давление там одна атмосфера, не удивительно.

Сендтраки в воду, хайджек в студию! Работает СтакаН, всем в укрытие! =) Народ начинает было снимать запаску, но зачем нам тогда с собой двадцатый Беркут? Хайджечим, и вот они, новые диски на восемь дюймов вместо десяти, как только колесо оторвалось от земли, тут же почти зацепило усадочные площадки. Дальше дело техники, моем обод, подключаем беркут, 5 минут и Крузер снова в строю. Комары… зачем они в этом мире?

Очередная засада (и очередная точка СУ чуть левее прямо в ручье), машинам на маленьких колесах тут тяжело, Желтый падает брюхом, Крузер лебедой сдернуть не может. Хайджечим, подкладываем бревна, теперь лебедка справляется.

14-00 Дальше с переменным успехом потихоньку доходим до завала из деревьев. Через завал просматривается поперечная дорога, и вот оно, спуск завершен, вернулись на более твердую просеку. Чуть меньше десяти километров спуска и подъема заняли почти целый день. Дима-Харон счастлив.

Идем в сторону Камешка, встречаются небольшие засады, но все вполне проходимо, по сравнению с болотными полянами — просто шоссе.

Через какое-то время упираемся в развилку, прямо дорога на Камешек, но вид у нее примерно такой же, как у подъема на Лысую, все заросло высокой травой, дорогой давно не пользуются, хотя просека и шире. Направо дорога, судя по всему, к лагерю золотарей. Дорога в неплохом состоянии, да и народ единогласно хочет речку, помыться, отдохнуть от болота. Сворачиваем.

Доехали до Поперечных Тайлов, только не устье, а наоборот, исток. Речка тут узкая, сделана переправа с большой трубой, но в колее промоины.

Достаем сэндтраки, выкладываем путь, проехали.

14-45. Выходим к лагерю золотарей. Некие строения, баня, 2 туалета типа «сортир», плавильня-мывальня, или как это правильно называется. Шишига. Состояние – не определяли. По визуальному осмотру – все заброшено.

Среди строений присутствует некая конструкция, которая является то ли мывальней, то ли плавильной, а то и тем и другим сразу, принцип работы никто понять не смог.

В безымянном притоке Тайлов есть вода… Желающие отправляются купаться. Дно илисто-грязевое, вода ледяная, чувствуется, как бьют ключи. Кайф!

Помылись, посушились, устроили обед, думаем, куда двигать дальше. До Ика пробиваться смысла уже нет, если дорога там такая же засадная, то не успеем вернуться. Решаем искать проезд на Старо-Гутово.

Дорога сразу показывает, что легкой жизни тут не будет, снова болото, лужи, тучи комаров.

17-25 Начинается проливной дождь. Рубимся. Через какое-то время становится ясно, обозначенного на карте сверта на Старо-Гутово нет, пеший осмотр также не выявляет даже намека на просеку. Крузер уходит вперед на разведку, в случае неудачи одну подготовленную машину протащить туда-сюда много легче, чем пять, а тащить приходится буквально каждый метр.

В таком режиме быстро отмахиваем несколько сотен метров, и становится уже точно ясно, дорога снова повернула к Лысой и такими темпами через полкилометра выйдем на ту злосчастную поляну, где мы ушли влево вчера вечером. Разворачиваемся, едем назад. Назад выбраться тоже не просто, болото после проезда пяти машин становится непроходимым без лебедки в особо засадных местах.

Наклейка на Мистрале истинно передает суть нашей поездки:

18-55. Выбрались из леса, приняли решение ставить лагерь, выспаться, а назавтра пробиваться обратной дорогой, которой сюда зашли, но мимо Лысой, конечно же.

19-30. Возникла идея перебраться через ту реку, где мы купались, т.к. на том берегу казалось место для лагеря более привлекательным.

Речка там шириной буквально метр, вот только глубина тоже не маленькая, а дно вязкое. На тот берег не без приключений, но достаточно слаженно перебрались, благо было за что лебедиться, там покрутились, то, что казалось красивым из далека, вблизи оказалось заросшее высокой травой и крапивой.

Решаем вернуться назад, чтобы утром не иметь проблем с переправлением через ручей. Идея вернуть назад сегодня оказалось на столько же удачной, на сколько сама вообще идея скакать через этот ручей была неудачной.

Обратное форсирование ручья стоило передней лебедки Крузеру и УАЗу, большому кол-ву времени на строительство гати через ручей, и затем вытаскивания наверх всех экипажей.

В придачу, ехать завтра в две живых лебедки на пять машин после дождя в гору кажется не очень здравой идеей, приходится до поздней ночи возиться с лебедкой на Крузере, к сожалению безуспешно, лебедка так и не заработала. Позднее вскрытие показало, что передней лебедке Крузера давно уже не сладко, полна земли и воды, а этот ручей ее добил, окончательно заклинило подшипники и полустертые щетки.

6 июня.

9-30. Лениво собираемся в обратный путь. Вместо комаров откуда ни возьмись вылезла озверевшая мошка, которая грызла совсем не по детски, комары по сравнению с ней просто ерунда.

11-00 Выдвинулись домой. Дорога мокрая. Первым в колонне – Мистраль, потом Крузер без передней лебедки, дальше Желтый, Сузук и УАЗ. В случае проблем Мистраль и Сузук будут лебедить через блок идущих позади. Проходим Поперечные Тайлы назад, по сырой погоде Крузера немного стаскивает правой стороной в промоину, но, цепанув мостами, Крузер даже не почувствовал, спокойно проехал. Дальше поднялись без особых проблем, безлебедочные машины достойно выдержали повышенную ответственность, один раз лебедку размотал Сузук, промазав мимо траектории. Интересно, что не смотря на общее неплохое состояние этой дороги самые засадные места на ней находятся ровно на том отрезке, который мы объехали через Лысую.

12-50. Как-то вот так быстро мы на большой дороге. Качаем колеса, по возможности моемся, снимаем лебеду с Сузука, улыбаемся.


Здравствуй, цивилизация! Снова чистка сетки на Мистрале, злые комары заставляют дрогнуть руку механика, сеточка падает в бездонное чрево Мистраля. Приходится снимать защиту брюха, сетка нашлась, выдвигаемся.

14-30. Идем по трассе, народ засыпает. В целях обеспечения боеспособности экипажей на марше, ведется раскрепощенная беседа по рациям в нарушение всех правил радиообмена…

15-50. Мы в Новосибирске. Желтый заправляет газ. Миловидная молодая мамочка с коляской, улыбаясь, показала нашей чумазой колонне большой палец. И вообще такая колонна в городе здорово привлекает внимание граждан…

17-57. Попадаем под мощный ливень с градом. Издалека выглядел как легкий слепой дождик, а реально оказался плотной водяной стеной с видимостью метров 10.

12-30 Въехали в город, прощаемся с экипажами. Теперь всем в разные стороны. Спасибо, ребята.

Подведем некоторый итог. Пройти маршрут целиком не удалось и с текущей подготовкой было не реально, самый главный фактор, тормозящий колонну, количество машин. На первопроход неизвестных участков нужно брать две, максимум три машины, иначе процесс прохождения препятствий растягивается очень сильно, а ввиду отсутствия точного трека движения, разбивать колонну также не представляется возможным.

Второй момент, подготовка автомобилей должна быть одного уровня, более слабые машины заставляют «беречь колею», затрачивают много времени на прохождения препятствий, которые легко берутся на более подготовленных машинах. Одно дело, когда маршрут точно известен и состояние дорог тоже, тогда можно четко понимать, сколько дополнительного времени займет преодоление того или иного участка и все это учесть. Другое дело, когда информации никакой нет, и дороги оказываются очень сложны даже для наиболее подготовленных автомобилей, время прохождение маршрута тут же начинает катастрофически расти.

Третий момент, работа штурманов. Снова просчет сложности, на выезд взяли детей, которые еще в том возрасте, когда помочь особо не могут, а внимание взрослых на себя все равно забирают, в следствии чего на пять машин в колонне реально работало два штурмана, что для маршрута такой сложности очень и очень мало, хоть команда работала и слажено, никто без дела не стоял, ребята и сами уставали намного сильнее, и, соответственно, помогать могли пилотам только «в порядке общей очереди».

Ну и четвертый момент, характер дорог с этой части Салаирского кряжа сильно отличается от дорог, что в районе Пихтового гребня. Мы рассчитывали на пересеченную местность с различными видами препятствий, а на деле большая часть маршрута это постоянные болотистые участки, которые могут идти непрерывно на протяжении долгих километров, при том, что погода еще была достаточно сухая. После затяжных дождей маршрут должен быть еще более трудным в прохождении, поэтому времени на него нужно закладывать однозначно больше.

Но, не смотря на все сложности, команда действовала слаженно и четко, пусть, ввиду перечисленных проблем, не удалось пройти весь маршрут, зато была проведена хорошая разведка местности для понимания характера препятствий данного района, также на будущее разобрались с картографией, каких дорог нет, какие, наоборот, появились, что может хорошо помочь при планировнии дальнейших маршрутов в этот район. Техническая подготовка также была проделана верно, все препятствия не вызывали каких-либо проблем, на каждую засаду всегда был необходимый шмурдяк и умение им правильно воспользоваться.

Учитывая высокую сложность поездки и большую нагрузку на технику, удалось избежать серьезных поломок, что говорит о правильной и своевременной подготовке, а также о правильных действиях команды, никто технику не насиловал, все двигались без суеты и паники.

Возникли некоторые разногласия по поводу формата питания в лагере. Часть участников за общий стол, часть за автономное питание, когда можно просто вечером уже собраться за общим костром, но сам процесс готовки и меню лежит на каждом экипаже. В данном вопросе, как руководитель, допустил ошибку, не донес заранее четко до всех участников, как именно планируется питание, соответственно у кого-то ожидания не совпадали с тем что было. На таком временном участке, как три-четыре дня это не страшно, вопрос поднялся даже не во-время самого похода, а уже позже, при анализе всех плюсов и минусов поездки, однако при планировании длительных экспедиций нужно уделить этому время, чтобы участники заранее знали, чего им ждать и к чему готовиться.

Общий вывод сделать можно такой: маршрут получился сложным, было достаточно тяжело, по заложенному на прохождение времени явно ошиблись, однако места достаточно интересные к посещению, команда действовала грамотно и приобрела хороший опыт, обязательно по возможности вернемся в те края и пройдем намеченным маршрутом до конца.