закрыть

Этот сайт создан автотуристами для автотуристов. Здесь можно выкладывать отчеты о походах и экспедициях, статьи по тематике сайта, новости. Этот сайт не принадлежит какому-либо спортивному или туристическому клубу, организации и т.д. посему никакой дискриминации по клубному признаку. Мы рады видеть у себя представителей всех клубов, конфессий и концессий. Не будем притеснять и наших двухколесных братьев – мотоциклистов, а так же автоспортсменов и вообще всех кому интересны путешествия с использованием механических транспортных средств. Сайт не преследует коммерческих целей, если и будет какая реклама, то только чтобы заплатить за хостинг и домен.

 

О проекте

Печать
Автор: Maximus   
29.07.2011 19:16

Шория — Тыва — Алтай 2011. Часть первая, горная Шория.

 

Июньский маршрут мы выбирали достаточно долго, рассматривая много различных вариантов, с одной стороны, июнь был более удобный месяц с организационной точки зрения для экипажа Maximus’а, на другой же чаше весов была высокая вода в реках в это время года, возможные нерастаявшие снега на перевалах, насыщенные влагой болота. Выбрали, в конце концов, классический уже маршрут через Бугузун и Хиндиктиг-Холь по Алтаю и Тыве, присоединив к ним еще и горную Шорию, где путешествуют не так часто, но это место дорого любому горнолыжнику, всегда интересно попасть в эти края летом. Также в планах был еще и Укок, но, забегая вперед, скажу, что с Укоком не сложилось, как-нибудь в другой раз.

Схема движения планировалась такая: Шория — Хакассия — Тыва — Алтай — Укок. Состав экспедиции: Maximus с женой, сыной и хорьком на Афиногене и Стакан с женой, дочкой без хорька на Мистрале.

20 июня

10.00 Выехали из города.

15.45-16.10 Обед у Шмаковых.

18.10 Кольцо на въезде в Новосибирск, 628 км от дома.

18.35-19.15 Лента.

19.40 Покинули Новосибирск.

22.30 Переоделись перед Ленинск-Кузнецким.

23.50 Свернули с трассы Ленинск-Кузнецк–Новокузнецк, остановились в поле за холмами, в темноте было трудно найти хорошее место, но удалось, на будущее решили до темноты не затягивать с остановкой. Забыл записать, сколько пройдено.

21 июня

7.00 Подъем. Спали в палатках, собрались, перекусили и выехали. Место при осмотре с утра оказалось совсем неплохим, в небольшом овраге меж полей.

9.00 Выехали на трассу.

11.30 Дозаправка, 180 км от утреннего старта.

После свертка с бийской трассы начинается знакомый многим «легкий» серпантин до Таштагола.

Дорога какое-то время приличная, а после, кажется, Чугунаша, достаточно длинный участок асфальта, превратившегося в гравийный грейдер. С каждым годом этот участок все длиннее. Но зато виды за окном всё больше радуют.

12.40 Таштагол, набрали воды на колонке, пройдено 237 км от стоянки.

Много раз был в Таштаголе проездом в сторону Шерегеша и пропустил интересные светофоры и постаменты на другом конце городка.

12.50 Продуктовый магазин.

13.10 Выяснилось, что Мистраль забыл приводной ремень в гараже, а под капотом как раз что-то посвистывать стало, посвистывал ролик помпы, задевая сместившийся на грейдере аккумулятор, аккумулятор закрепили более правильно, со страховкой, но за ремнем на всякий случай решили вернуться в Таштагол. Крузер остался купаться в речке с чудесным названием Кондома.

Так и представляю ответ на вопрос «что делали? — в Кондоме купались!» =)

14.30 Стартовали в дальнейший путь.

14.35 Начинается сильная гроза. От Таштагола в Усть-Кабырзу неплохого качества и очень живописный грейдер.

15.05 Проезжаем сувенирную лавку, Мистраль решает купить сувениров. Усть-Кабырза, как мы поняли, в данный момент является чем-то в духе загородного курорта, куда народ ездит с округи отдыхать, поэтому деревенька относительно живая.

По дороге даже встречаются вот такие замечательные знаки:

15.50 Прошли брод через Мрассу. Сначала глянули на трек Аскета, и решили было, что они или по пьяной лавке гоняли по реке прямо по руслу пару сотен метров, или навигатор глючил, или что-то еще подобное, так уж он выглядел странно, поехали искать брод или мост. Мост есть только пешеходный и достаточно новый, вот они, последствия туризма, а вот брод, как нам подсказали местные, именно там, где трек показывает, и есть. Совсем не там, где раньше был мост, и совсем не очевидный, ехать нужно по диагонали через реку почти пару сотен метров, тогда глубина воды будет минимальной. Проехали, действительно так река проходится вообще без проблем, местные на нивах легко гоняют. Затем нужно ехать по кромке берега между рекой и нависающими скалами, при чем, как только вышел с брода, так тут же вдоль реки и ехать. Хотя впереди маячит дорога в ущелье, там тупик.

С этой Мрассой вообще смешно, когда готовились к путешествию, то основным документом к подготовке был отчет Аскета трехлетней давности. Т.к. он про эту Мрассу даже и не упоминал, то я и не знал про эту речку и как она вообще называется, и главное про то, какие про нее ходят легенды, был в уверенности, что никаких проблем она не доставит, раз люди проехали на машине с 30-ми колесами и без шнорхелей, пусть и в конце июля. В общем переехали мы ее легко, даже из машин не выходили, судя по линии берега, то даже в максимальный свой разлив для машины уровня Крузера на 35-х колесах река проблем доставить не должна, главное знать траекторию движения.

Наши же новосибирские коллеги на форуме (после смс на большую землю) устроили легкую панику, в духе «бродить Мрассу в июне? Самоубийцы!» Когда появилась нормальная сотовая связь, вылез я в интернет, узнать, что же это за страшная Мрасса (на тот момент я еще был в уверенности что это Кабырза), и точно, весь интернет полон страшных историй, как люди эту Мрассу бродили бродили, да не выбродили. Вот уж и правда, большие знания рождают большие проблемы. К счастью, у нас этих знаний не было, поэтому и проблем не было тоже, судя по отчетам неудачных попыток, бродить реку они пытались явно не там, где нужно, отсюда все неудачи.

16.30 Прошли каменную дорогу, она не сложная, но ехать надо очень медленно, камни большие и острые. С другого берега она вообще не выглядит как дорога, кажется, что скала вплотную к реке и ехать негде, потому то и брод там искать в голову никому не приходит, т.к. непонятно, куда потом ехать. Однако переправившись, видно, что вполне широкая каменная гряда там есть.

16.45 Проехав совсем немного уже по нормальной отсыпанной грунтовке, упираемся в разрытую экскаватором поперечную траншею. Для чего сделано, не совсем понятно, объехать там все равно можно это место, хотя и не совсем очевидно на первый взгляд, пришлось минут 10 походить ножками, т.к. разматывать лебеду было лениво, а все очевидные объезды заканчивались отвесным подъемом, но потом нашли простой путь объезда, который прятался в высокой траве. Как вариант такого варварства, подумалось, что осыпалась труба, через которую шел ручей, и чтобы он продолжал течь, то разрыли это место.

17.00-17.30 Штурмуем Кабырзу. Как и у Аскета, для нас этот брод оказался самым тяжелым за всю поездку, тем более что вода там была, похоже, выше, чем тогда в конце июля. Сначала даже по фотографиям не могли понять, там ли мы вообще проехали, где Аскет, но трек упорно показывал на то место, и только мысленно поменяв уровень воды в реке, поняли, почему выезд с брода сейчас совсем не такой.

Сначала там почти вся река не сильно глубокая и проезжаешь ¾ без проблем, а вот в конце перед самым выездом глубокая яма, Крузер пытается занырнуть так, что вода польется через капот, а дна не видно совсем. Сдаем назад, одеваем болотники. Болотников мало, одеваем Стакана в телепузики, пытается идти, уносит течением.

Привязываем на веревку к Крузеру, все равно уносит течением. Понимаю, что тут идти совсем не вариант, начинаем думать, как быть. Вопреки стандартной логике прохождения бродов, где бурлит, там и мельче, где тихо — глубоко, нахожу тихое место выше по течению с глубиной сантиметров восемьдесят, по нему можно переехать на тот берег, но вот выезда нет, кусты и камни. Переезжаю и начинаю потихоньку вдоль берега возвращаться к дороге, получается либо все равно нырять в ту стремнину глубокую, либо выезд через кусок скалы с большим креном, разведав, выбираюсь через скалу, проблем нет.

Мистраль следом по моей же траектории также выезжает без проблем, но немного хапнул воды в салон на выезде через уплотнитель задней двери. Какой же страшной показалось бы Кабырза тем, кто не смог переехать Мрассу? Хотя местные, вроде как, и там на нивах ездят и здесь, возможно, что никаких проблем в той стремнине нету, и можно ее брать просто ходом, но риск это не наш метод, как показала практика почти все броды потом берутся не в лоб, а по хитрым траекториям. Потом было еще несколько переправ через Кабырзу, но там она не такая сложная.

17.45 Встретили то ли лесника, то ли егеря, то ли, как потом выяснили, охранников от искателей золота, спросили состояние дорог, дали воды. Дорога до Сензаса, говорит, на 45 минут максимум.

17.55 Переехали очередную речку, есть даже мост, годящийся для нашей техники.

18.00 Урочище Коровино, снова хитрый брод.

18.30 Решили, что проезжать Сензас сегодня не будем, т.к. придется от него поехать потом подальше, а до темноты затягивать лагерь не хочется. Ищем стоянку.

18.50 Встали лагерем возле урочища Сарасет. Прямо перед рекой рядом с дорогой. Впереди очередной брод, как проходить все эти речки мы уже на интуитивном уровне поняли, но тут не видно, где на том берегу дорога. Решили утро вечера мудренее, пока что займемся лагерем. Съездили за дровами, развели костер, пожарили в фольге рыбу с сыром.

20.00 Слышен звук мотора, подъезжает полный уазик местных с детьми. В шутку возмущаются, чего это вы прямо на дороге встали, думаете, тут никто не ездит? Недолго общаемся, они продолжают путь, мы смотрим, где же выезд на том берегу. Больше гостей не было, спим в машинах.

За день прошли 313 км.

22 июня

8.30 Подъем, вчера засиделись допоздна. Неспешно собрались, позавтракали плотно, сегодня в планах тяжелый участок дороги.

11.00 Старт.

11.20 прошли Сензас, деревня жилая, один домик очень даже ничего, хозяйственные владельцы, дрова, грядки, все ровное и бодрое. Остальные дома похуже. На одном видели спутниковую тарелку. Купили у местных молока, оказалось очень вкусное. Местные просили водку, говорят, что деньги им некуда девать, до Усть-Кабырзы далеко типа, все на автономном обеспечении. Но твердо говорим, что водки нема.

13.10 Сворачиваем в сторону от реки Анзак, начинается безымянный перевал, единственный путь из Сензаса в Базас. Дорога резко становится много хуже, чем была до этого, если до Сензаса еще ездят местные на обычном уазике и вроде даже на нивах, и дорога там более менее чищена, то тут сразу видно, что в этом году мы едем, наверное, первые. Постоянно поваленные деревья, поперечные промоины и ручьи с остатками мостов или же нагромождением из камней.

14.00 Снова мой Global Navigation начинает терять спутники. Для чистоты эксперимента ставим рядом второй навигатор, с ним никаких проблем. Значит все же дело в конкретной модели или экземпляре. Прошли 25 км от места ночевки.

14.40 Впервые размотали лебедку на Крузере, очередная поперечная промоина с очень тяжелым выходом под большим уклоном, колеса закусывает между камней так, что на пониженной мотор не может их провернуть, а рядом с камнями засасывающий песок, так что дергаться туда сюда не получается. На лебедке Крузер легко забирается. Мистраль, правильно рассчитав скорость, проскакивает засадное место по инерции и не успевает в яму упасть.

Не смотря на то, что это вроде как перевал, местность тут сильно болотистая, вся дорога это разной степени убитости гать, мощенная достаточно крепкими, когда-то, бревнами, без этой гати тут проезд бы тут был, наверное, совсем на уровне трофи-рейда, потому что в гору да по болоту… Из плюсов, разве что, обилие деревьев, лебедиться тут всегда есть за что.

15.30 Начались продольные промоины с серьезными кренами, ехать приходится по сантиметрам буквально с проводкой штурманов, но отвешиваться, копать и мостить пока не приходится. На очередной остановке перед препятствием обнаруживаем, что на Крузере нет антенны рации. Рация работает в радиусе 20-ти метров за счет дополнительного сопротивления, а сам хлыст даже не отломался, а от вибраций открутился. Без рации труба, а впереди еще много дней, вспомнили, когда антенна еще точно была жива, не более получаса назад, значит надо искать. Хотели было пешком, но Стакан, вспомнив Князевку, запугал медведями, так что поехали на Мистрале, т.к. он своей шириной лучше подходил под ширину промоин. Правда из машины все равно видно плохо, в итоге Стакан ехал, а Максимус шел пешком и смотрел во все стороны. Антенну нашли где-то через минут двадцать.

16.20 Проблемы была в том, что расшатало резьбу, т.к. выточенная из меди взамен сломанной на Черталах втулка немного не попадала по количеству витков с хлыстом, и держалась буквально на трех оборотах. Решили это чинить потом, пока антенну кинули в багажник, поехали.

17.00 Выехали на болото, которое отняло кучу сил у Аскета. Болото какое-то смешное, то ли высохло со временем, то ли что, но Крузер пролетел его в объезд вообще без проблем, Мистраль попал мимо колеи и засел на самом входе, размотали лебедку, вытянулись.

Справа виднеется возвышающаяся гора Хогбалык 1515 м, это уже Абаканский хребет. Слева от нас гора Патын, 1630 м, которую мы все это время и огибаем, к сожалению за деревьями она не просматривается.

Поехали было с хорошим настроением, что все, засады кончились, и вместо четырех часов у нас ушло 15 минут, но не тут то было. Начались совсем злые продольные промоины, Крузеру снова не хватает ширины, начинает пластиковыми расширителями цеплять склон, пока без последствий. Дальше хуже, выезжаем на спуск, где от дороги вообще ничего не осталось, фактически русло ручья.

Крузер потихоньку крадется вниз, вроде у водителя еще ничего не сжалось, но из Мистраля по рации слышно, что у позади идущих от вида накренившегося Крузера сжалось уже все что можно и нельзя. Останавливаюсь в положении «выйти из машины нельзя», на другой борт отвешиваются все члены команды, доезжаю до места, где хотя бы из машины выйти можно.

Начинаем думу думать, т.к. если уже Крузер пытается сделать уши, то Мистраль точно ляжет на бок, а внутрь промоины по ширине тоже не залезет. Снова проклинаю пластиковые расширители, так то ширина Крузера позволяла бы резать склон и ехать над промоиной, но тогда бы как пить дать, оторвал бы их. Делать нечего, достаем лопаты, один склон скапываем, чтобы уменьшить высоту, другой склон наоборот мостим камнями, бревнами и откопанной землей.

И так несколько участков на протяжении сотни метров. Затем аккуратно по сантиметрам проводим машины и снова движение по промоинам, но уже не такие перепады высоты, можно ехать без строительных работ и даже без проводки штурманом.

18.50 За поворотом замечаю блики стекла, стоит Урал. Водитель в кабине, пассажир что-то забыл в лесу, что делает — непонятно. В кузове Урала бочка железная, явно не из под ГСМ, для чего предназначена, загадка. Спрашиваю про дорогу, говорит, есть одно засадное место впереди, а так более менее. Сами едут из Ортона. Забываю спросить, засадное место для Урала или для нас =)) Да и слышно плохо было, Урал на холостых тот еще шумогенератор, говорю водителю про промоину выше, желаем друг другу удачи, расходимся. Дорога пошла легкая, каменистая, быстро не поедешь, но все-таки дорога.

Минут через 20 утыкаемся в засадное место, высохшие ручьи с большими камнями и резкими спусками-подъемами, и это ваше засадное место?

Проезжаем без проблем, и тут вот начинается действительно засадное место. Река Базас, через нее мост, мост какой-то с одной стороны мощный, с другой не внушает доверия, много досок уже разворовано, Урал по нему не ездит, ездит рядом вброд.

Залезаю в брод, глубина в общем то не такая и большая, максимум метр, но очень быстрое течение, и главная засада, валуны сантиметров 80-90 в диаметре под водой.

Почти час бродил привязавшись лебедочным тросом к машине, так и не нашел проходимой траектории. Да и даже если бы нашел, то все равно были сомнения, как Мистраль справится с таким течением.

20.20 Стали изучать мост, укрепили оторванными кем-то ранее досками, из которых был сделан пешеходный мостик через высохшие ручьи, аккуратно проехали. В принципе решающим фактором была узкая колея наверное от уазика, которая на выходе не давала расти траве, значит хотя бы иногда тут легковые джипы ездят. В общем, мост даже не шелохнулся. Однако, еще несколько лет, и он явно рухнет.

20.40 Еще один брод через Базас, после предыдущего очень смешной, хотя в отчете значится, как сложный, переехали без проблем. Попытались найти место для стоянки вдоль берега, не получилось. Проехали деревню Базас, полностью брошена и нежилая, нашли островок на другом конце деревни и прямо на нем лагерь и разбили.

21.00 Поставили лагерь, разожгли костер, звук реки успокаивает. За день прошли 45 км, дорога оказалась совсем не простой.

23 июня

11.00 Стартуем, собираться утром было одно удовольствие, обычно с утра всегда меньше насекомых, а тут на каменистом острове посреди реки так и вообще пусто. Дождя ночью не было.

11.30 Проехали Ильинку, местные просились доехать до Ортона, но у нас шмурдяка под крышу, брать некуда при всем желании.

11.55 Рядом с дорогой у реки Базас лагерь то ли рыбаков, то ли кого на Уазике.

12.00 Прошли Ортон, на въезде серьезно развороченная Уралами дорога, включаем понижайку, чтобы не посрамиться перед вывалившими посмотреть на нас химиками. Доезжаем до КПП, отмечаемся там, соляру просить не стали, хотя на перевале вчера были сомнения на счет расхода. Взяли путь на Бол. Ортон, охранник с КПП сказал, что дорога плохая, нужны сэндтраки, ручьи мол размыли дорогу. Дорога и правда, плохая, но сэндтраки нам не понадобились, прошли все ходом. Само состояние дороги снова ухудшилось, каких-то серьезных засад нет, но дорога неровная с крупными камнями, быстро ехать невозможно.

Тут присутствует такой момент, есть мнение, что если ехать с другой стороны, с Большого Ортона, то охрана на КПП не запустит в Ортон и дальне на Базас, т.к. это колония-поселение, и отправит только в сторону Междуреченска. Выглядит это в принципе логично. Можно попытаться договориться, можно попытаться надавить маршрутной книжкой с печатями и прочим официозом. Теоретически можно попробовать проехать в наглую вброд, не доезжая до КПП со стороны Бол. Ортона сотню метров, и не ехать на мост, который возле КПП, отмечаться и вообще разговаривать с охраной, а сразу ломануться через поселок в сторону Базаса, никаких предупреждающих табличек там тоже нету, КПП со стороны Базаса тоже. Даже если они решат вас догнать, то, фактически, главная проблема — «нельзя ехать в колонию», будет решена, вы уже будете за пределами колонии. Но, как говориться, применяйте это на свой страх и риск, просто имейте ввиду, что в обычном режиме обратный маршрут непроходим.

14.00 Доехали до Большого Ортона. Увидели на дороге свежие следы от гусеничного трактора, а затем и сам трактор где-то в стороне у реки. То ли очередные золотокопатели, то ли строить что-то собрались, ранее мы видели уже такие «базы» для заготовщиков леса. У большого Ортона есть развилка, старая дорога напрямую в Балыксу, которая заброшена давно и в общем понимании непроходима, и через Усть-Веселый новая дорога. На развилке встречаем аборигена, спрашивает, не в Балыксу ли едем и можем ли подвезти, говорю, что не знаю, как называется, махаю рукой — нам туда. Он удивляется, уходит в другую сторону. Мы едем по треку, но тут у меня закралось сомнение, почему это так удивился абориген. Начинаю перепроверять треки, и точно, неудачно порезанный на части трек обрывался ровно на этом слепом свороте, и пока не загрузил новый, не понял, куда ехать.

Возвращаемся, решаем взять аборигена с собой, переложили вещи, доезжаем до развилки, и тут оказывается, что их двое. Двоих в одну машину точно не упихать, в итоге Стакан в последний момент решает тоже утрамбовать вещи и берет второго к себе. И, как оказалось, не зря.

Аборигены много рассказали интересного про здешние края, про золотодобычу, и про то, как народ тут в отвалах до сих пор ищет золото, так что никакие там не грибники и не ягодники, все местные, что не стесняются пройти 50 км пешком через горы и тайгу даже без оружия, занимаются только одним — поиском золота на месте старых шахт, отвалов от драги и прочих местах.

Остановились у заброшенных древних шахт открытого образца, сейчас конечно завалены, но входы угадываются. От таких вот «золото-браконьеров» эти места охраняются патрулями, периодически обходящими эти территории, так что народ там немного нервный на этот счет. Проезжая рядом очередной ручей, увидели там копошащегося человека, человек, увидев нас, тут же залег на дно.

В районе урочища Федоровка видели сворот на золотоносную шахту, построенную уже в наши дни, как объяснили местные, построили ее Тулеев на пару с Лужковым, возлагали на нее большие надежды, но после запуска поняли, что реальная прибыль на столько мала по сравнению с затраченными усилиями, что шахту закрыли, даже не разобрав отвалы породы, их вроде как охраняют, но местные потихоньку растаскивают.

16.00 По ходу этого участка дороги ожидался только один засадный участок, часть дороги там длительное время идет по руслу ручья, и в высокую воду он представляет собой достаточно проблемное место. Однако нам повезло, в этом году ручей настолько сильно размыл дорогу, что местные загнали туда бульдозер и выровняли дорогу до уровня грейдера из среднего щебня. Чуть ранее мы также столкнулись с достаточно серьезным ремонтом участка, где размытая насыпь через ручей образовала большую, широкую и очень глубокую поперечную промоину, но рядом с помощью бульдозера была проложена новая дорога. Так что, получается, с этой стороны как минимум до Большого Ортона за дорогой следят.

16.30 У Усть-Веселого встречаем УАЗ-головастик, с лебедкой, на перевернутых мостах, без номеров. Едут с Таштыпа, говорят дорога вполне проходима для подготовленных машин, проблемы только с навигацией у них, едут наугад, устали плутать. Мы решаем, что топлива нам может не хватить на такие внеплановые эксперименты, так что едем как задумано, там уже скоро начнется цивилизация.

16.40 Попутчики обещали показать нам останки от драги, которая перелопатила там всю долину реки, в советское время работа там велась очень активно, много людей было задействовано на этом промысле, получали хорошие зарплаты. Во времена развала СССР драгу эту перепродавали постоянно с какими-то махинациями, кого то даже посадили за один из эпизодов, но кончилось все тем, что распилили ее на металлолом, и остался от нее вот такой вот остов.

Принцип работы драги в двух словах такой: люди ставят небольшую плотину, и перегораживают русло реки, образуя запруду. На берегу ставят якоря, за которые цепляют лебедки, которые эту драгу тащат, по ходу дела она выгребает весь грунт перед собой, промывает его под двалением, по какому-то там принципу сортирует, и оставляет позади себя огромные отвалы из породы. Реки при этом фактически полностью уничтожаются, и все русло реки представляет собой марсианский пейзаж из щебенчатых дюн, как вот видно на кадре слева за драгой, такое там на многие километры в длину, и до полукилометра в ширину.

17.10 Выехали на развилку в Балыксу, нашим «ягодникам» туда, нам же в сторону Аскиза. От Базаса прошли 75 километров. Отсюда начинается грейдер отличного качества, по которому может ехать любая пузотерка.

17.45 Но по высоте местные горы уже выше тех, что мы проезжали в Шории, начинается Абаканский хребет, на одном из перевалов размениваем тысячу, у Крузера начинает перегреваться коробка.

Местные говорили нам, что ближайшая заправка будет в Вершине Теи, но там заправки нету, и вообще все представляет собой ведомственную территорию, по которой гоняют Белазы, возможно на счет топлива и можно договориться, но как сказали водители Белазов, у которых мы про это спрашивали, что договориться может и можно при других обстоятельствах, но, поскольку, вы пронеслись мимо КПП, даже не взглянув на них, охранники вряд ли вам на встречу пойдут.

Топливо у нас еще было в канистрах, но возиться с ними, доставать с крыши, очень не хотелось. Поэтому решено дотягивать до Бирикюля. Именно дотягивать, т.к. на Крузере стрелка уже показывала ниже нуля. На наше счастье Вершина Теи это верхняя точка Абаканского хребта в этом районе, поэтому из 40 километров до Бирикюля где-то 25 мы проехали на нейтралке, в общем, дотянули.

19.00 Бирикюль. Заправка, увиденная, не внушала доверия, ни по своему счетчику литров, ни по качеству топлива, которое могло быть там, поэтому не удалось замерить, сколько же влезет в бак Крузера, если на нем ехать уже после того, как стрелка отчетливо легла на дно, плеснули только 20 литров, чтобы хватило до федералки. Сам Бирикюль, в придачу, растянут километров на 15 вдоль дороги, и 40 км было только до въезда в него, потом еще долго ехали до заправки, которая (для нас) на выезде.

19.30 Начинается Хакассия, не столько по административной границе, сколько по смене пейзажа. И если пейзажи, которые мы видели дальше по ходу движения, не слишком впечатляли, все-таки эти лысые холмы по живописности не очень привлекают, то вот переходная часть в районе Бирикюля, где сходится горная тайга с хакасскими холмами, тут очень красиво.

К сожалению много мелких деревень, а с боков подперто горными хребтами, поэтому не смогли найти какое-то не просматриваемое место для сворота на ночевку, поехали в Аскиз.

Ближе к Аскизу стали попадаться множественные древние могилы, которые даже обозначены на карте, Стакан весь изошел слюнями, но тут явно они являются официально внесенными в реестр памятниками.

20.30 Заехали в Аскиз, закупились в магазине продуктами.

21.00 Поплутав среди холмов, пытаясь найти не просматриваемое место для ночевки, наконец нашли его. В такой местности есть плюсы, что можно ехать по азимуту куда хочешь и практически не встретишь проблем, обратная сторона, найти глухое закрытое от ветра и взглядов людей место достаточно тяжело.

Вторая часть отчета, Тыва.