закрыть

Этот сайт создан автотуристами для автотуристов. Здесь можно выкладывать отчеты о походах и экспедициях, статьи по тематике сайта, новости. Этот сайт не принадлежит какому-либо спортивному или туристическому клубу, организации и т.д. посему никакой дискриминации по клубному признаку. Мы рады видеть у себя представителей всех клубов, конфессий и концессий. Не будем притеснять и наших двухколесных братьев – мотоциклистов, а так же автоспортсменов и вообще всех кому интересны путешествия с использованием механических транспортных средств. Сайт не преследует коммерческих целей, если и будет какая реклама, то только чтобы заплатить за хостинг и домен.

 

О проекте

Печать
Автор: rgd   
25.01.2013 00:01

Отчет об автомобильном спортивном походе
четвертой категории сложности по территории Сибири и Урала

по маршруту: Омск – Тюкалинск – Ишим – Макушино – Курган – Екатеринбург – Пермь – Березники – Соликамск – Красновишерск – Золотанка – Новая Двадцатка – Цепел – Березники – Яйва – Верхняя Косьва – Карпинск – Североуральск – Ивдель – Югорск – Советский – Ханты-Мансийск – Горноправдинск – Демьянское – Тобольск – Вагай – Ишим – Тюкалинск – Омск
17 июля – 28 июля 2012 года

 


День 1 (17.07.12)

Выезжаем рано, без особых приключений направляемся по федералке на Тюмень. Традиционно стоим в пробке у с. Абатское, где идет ремонт дороги. У Ишима сворачиваем на Курган, дорога неплохая, за исключением небольшого участка у с. Бердюжье. Трафик гораздо меньше, чем по трассе на Тюмень, иногда едешь в полном одиночестве. В Макушино выходим на Курганскую трассу, покрытие которой немного хуже тюменской. Погода отличная весь день.
Обходим Курган по окружной, созваниваемся с экипажем Паджеры, который выехал на день пораньше с целью встречи с родственниками в Кургане. Пролетаем 200 км по трассе Курган – Екатеринбург до г. Далматово, где благополучно встречаемся и ищем место для стоянки. Большинство водоемов заросшие и заболоченные, принимаем решение встать за «дачными» участками самого городка на берегу р. Исеть. Местные предупреждают, чтобы мы речки не перепутали – рядом место впадения печально известной по аварии на комбинате «Маяк» р. Теча. Встаем на стоянку уже в сумерках, купаемся в очень теплой и неглубокой речке с песчаным пляжем, готовим кушать и ложимся спать. За день экипаж Терраны прошел почти 900 км.


День 2 (18.07.12)

По плану у нас сегодня асфальт, поэтому не торопясь поднимаемся, собираемся и выезжаем через г.Далматово на трассу. Сам городок довольно интересный с вековыми каменными домами и монастырем.
Трасса до Екатеринбурга загруженная, много знаков, гаишников, сильно не разгонишься. Жара. Перед Е-бургом разделяемся – Паджера идет на окружную, Террана через город. Как ни странно, через город быстрее. Город строится – небоскребы «стекло и бетон», одним словом столица Урала. Водители вежливые, не подрезают, пропускают в пробках.
Выходим на трассу Екатеринбург – Пермь, попадаем на ремонтируемый традиционным варварским способом участок. Рассыпанный гравий, который должны вкатывать в покрытие колесами проезжающие автомобили. От встречки камень отлетает прямо в приоткрытый люк Терраны. Результат – люк держится только на тонировочной пленке. По закону подлости начинается дождик, переходящий перед Пермью в ливень.
Объезжаем Пермь по окружной, направляясь на Соликамск. Переезжаем речку Чусовую с частью Камского водохранилища – красиво. Начинаем искать место для стоянки. Целью было проехать к водохранилищу, но вне населенных пунктов это сделать не удалось, поэтому встаем с правой стороны в паре километров от трассы на поляне в дремучем лесу. Пока все по плану. «Ремонтируем» люк Терраны скотчем :), мангал, спать. Пробег за день 670 км.


День 3 (19.07.12)

Утро, асфальт, хорошая погода – едем. Сегодня должны добраться до границы цивилизации и начала спецучастка. Проезжаем промышленные города – Березники и Соликамск, фотографируем отвалы породы высотой до неба. К 16.00 въезжаем в Красновишерск – последний город перед спецучастком. Затариваемся едой на неделю и топливом на сколько хватает емкостей. Как всегда мнения местных жителей о спецучастке кардинально различаются – от «пройдете за час» до «не пройдете никогда даже на Урале» :). Выходим на щебенку по направлению Мутиха – Вая – Золотанка. Начинается «лунная поверхность» - твердая щебенка с лунками, на которой особо не разгонишься. Проезжаем небольшие живописные села вдоль р. Вишера.
К 20 часам достигаем цели – с.Золотанка в конце цивилизации. Здесь первый сюрприз – местные говорят о повышении уровня воды в р. Улс на 30 – 40 см в результате продолжительных дождей. Перед ней наблюдаем интересный мост, перекинутый на другой берег: стальной грузоподъемностью 60 тонн. Либо военные, либо лезозаготовители поставили. Переправляемся через первый брод и в 20 часов встаем на каменистой косе на речке Улс, вдоль которой нам теперь предстоит пробиваться на восток обратно в Свердловскую область. Не торопясь проехали за день 300 км. Отдыхаем, проводим водные процедуры, костер, разговоры.


День 4 (20.07.12)

Готовые к испытаниям выходим на категорийный участок протяженностью более 35 км от Золотанки до р.Большая Лямпа. Следующие километры можно описать одним словом – жесть. Лесная дорога вдоль речки, во многих местах заболоченная, ураловская колея, вразрез которой судя по следам пыталась проехать «Шишига». Местные жители особо трудные участки проходят прямо по руслу реки, но:
во-первых, траектория проходит по одним им известным ориентирам, зачастую вдоль противоположного берега;
во-вторых, прошлые отчеты по этому маршруту не годились из-за того, что тогда проходили прямо по берегу, а сейчас берег скрылся под поднявшейся водой;
в-третьих, когда путь проходил по реке, темп продвижения был убийственно медленным из-за незаметных под водой камней;
и наконец, к сожалению путь по реке часто преграждали россыпи крупных камней и приходилось сворачивать снова на заболоченную лесную дорогу.
Техника прохождения такого маршрута была проста до безобразия:

Штурман Паджеры Женя разведывает участок в 20 – 50 – 100 метров, пытаясь найти траекторию движения, либо объезд.

Не обнаружив ни того, ни другого :) дает команду «вперед».

Первая машина с разгону плюхается в грязь, штурманы цепляют лебедку, вытягивается, чтобы попасть в следующую засаду.

П.3 повторяет вторая машина, чаще обе машины синхронно вылазят каждая из своей засады.

При движении по руслу реки Женя проходит несколько десятков метров, указывая самые опасные камушки, затем машины след в следы движутся до следующего мелкого участка.

Машинам достается по полной программе, лебедки не успевают остывать, топор и бензопила – наши лучшие друзья. Не преувеличивая, можно сказать, что за этот день лебедки поработали так, как не работали за всю свою прошлую жизнь.
Пройдя к 23 часам около 10 км, мы уперлись в особо страшное болото, остановились, расположились прямо на колее и стали много думать :).
Отчет москвичей 2011 года гласил, что их время прохождения категорийного участка составило 3 дня. Но, судя по фото, им досталась не такая речка :). Усталые ложимся спать под шум затяжного дождя.


День 5 (21.07.12)

Утро началось с продолжительной полномасштабной разведки местности. «Наша» колея уходила в безнадежное болото с валявшимся в начале порванным «лаптем» от КрАЗа. Глубина колеи с самого начала не позволяла пробродить его даже в «телепузиках». То есть этот вариант отпадал сразу.
Ближе к берегу проходила не такая страшная вначале колея – всего-то по бедро. Пройдя по ней около 1 км по следам Урала (следы от «Шишиги» пропали намного раньше), вышли на чудесно развороченную поляну перед упавшим деревом, дальше которой Урал не пошел. Если он развернулся, то что там делать нам?
Оставался последний вариант – по реке. Но и он отпадал – в речке лежали валуны такого размера, что вряд ли Урал шел по руслу.
После обсуждения за завтраком-обедом дальнейших планов было признано, что вариант №2 является предпочтительным (а точнее единственно возможным :)). Прикинули время на прохождение этого километра, приуныли. С учетом того, что не пройдено еще и 1/3 категорийного участка, а впереди – неведомое, оцениваем предстоящее рубилово дней в пять и с сожалением приступаем к развороту.
Вероятнее всего, изредка проходящие местные машины в этом месте перебираются на противоположный берег и идут вдоль него, но мы бродов не обнаружили (а допросить пленного не было возможности). Впрочем, уныние длится недолго, не впервой нам отступать, чтобы потом с новыми силами все-таки преодолеть препятствие.
В 15 часов начинаем обратное движение с целью добрать до места прошлой стоянки и устроить дневку. Все засады проходим в обратной последовательности. Но сначала прошедший ночью дождь вносит свои коррективы, а затем и техника потихоньку устает. На Терране проявляется фамильная болезнь – отказ передних муфт из-за износа (и это несмотря на то, что перед экспедицией были установлены новые запчасти), такое же новое сцепление при долгом стоянии в речке отказывается работать. Паджера пока держится.
Кульминационный момент наступил на развилке трех параллельных «дорог», где мы сходу проскочили нужный поворот и потом очень долго выбирались на нужную. Для разворота ставшей вдруг недоприводной Терраны использовались все вспомогательные средства. После установки Терраны в нужном направлении с ней, штурман и пилот отправились в разведку для оценки дел, которые натворили дождики. В это время пилот Паджеры Макс лихо рванул вперед, надеясь ходом пройти сложный участок, и практически положил машину на левый борт. Возвращающиеся разведчики застали довольно живописную картину – отвешивающий Паджеру штурман Женя и он же пытающийся страховать ее ручной лебедкой от опрокидывания. Один в двух лицах :). Макс в это время увлечённо руководил процессом. Затем объединенными усилиями всей команды, страхуя ручной лебедкой за стойку между дверями, буквально по сантиметру удалось подтянуться на лебедке на относительно ровное место.
После этой спасательной операции пилот Терраны, поняв бесперспективность дальнейшего движения на заднем приводе, приступил к ремонту авто прямо в засаде. Повредив при этом руку, он все-таки превратил своего пепелаца обратно в полноценный внедорожник :).
Чтобы завершить список приключений в этот день, осталось добавить разразившуюся по полной программе грозу – с молниями и на всю ночь. Таким образом, до прошлой стоянки мы так и не дошли километра 3, но зато теперь точно знали: хуже уже не будет. Улеглись спать в машинах, стоящих каждая в своей ..опе, на расстоянии метров 300 друга.


День 6 (22.07.12)

Утром небо продолжало хмуриться, но нам было уже все равно. Размеренно позавтракали, машины подтянулись и такой компактной группой благополучно на лебедках дошли до нашей прошлой стоянки возле цивилизации.
Здесь встал выбор: либо отдыхаем и движемся обратно вокруг по асфальту с целью выхода на маршрут уже в Североуральске, либо…
конечно же ищем другую засадную дорогу, чтобы пройти кратчайшим путем туда же :).
Утверждаем второй вариант, быстро собираемся, двигаемся в с. Золотанка. Допрашиваем по максимуму пленных, закупаемся в сельпо и движемся по направлению на Цепел. Из допросов выяснилось, что существует еще одна «дорога» в Свердловскую область напрямую через заболоченные вершины на широте Жигаланских водопадов, выходящая прямо к этим посещаемым на любом транспорте достопримечательностям.
По довольно хорошей дороге встречаются, в основном, участки, на которых ведутся лесозаготовки. Работают наши трелевочные трактора, встречаются и импортные звери. Лесорубы-вахтовики живут в деревянных домиках с автономным электроснабжением, человек по двадцать в комнате. Разживаемся на трассе соляркой по самой низкой в истории цене – 30 литров за 1 бутылку водки и 2 пачки сигарет :). Сами участки настолько разворочены, что мы наблюдаем как один трелевочный трактор вытаскивает другого, гусениц у обоих не видно – над глиной плывут только кабины.
Сворачиваем на указанную нам короткую дорогу к водопадам, встаем на ночевку. Дождик, прохладно.


День 7 (23.07.12)

Утренняя разведка показала, что продолжительный подъем идет по раскисшей глине с глубокими колеями, и шансов у нас, мягко сказать, маловато. Совещание, поиск запасных вариантов, принятие решения. Едем в обход. Возвращаемся на щебенку, сворачиваем на Северный Колчим, и далее по асфальту на Красновишерск. Не доезжая его, выходим на трассу к Соликамску и Березникам. Пролетаем через них, за Березниками уходим влево на Яйву. За Яйвой начинается интересная дорога к с. Чикман: уплотненная щебеночная «лунная» дорога, по краю которой идет колея из бетонных плит. Пытаемся двигаться по ним, но приходится быть аккуратными – плиты просели, многие разбиты. Пройдя почти 350 км, останавливаемся в тупике у лесоучастка. Гостеприимный сторож – ужин при фонариках, допрос. Оказывается, дорога через перевал действительно существует, по ней ездит внедорожный транспорт, то есть осталось немного – перевалить 10 км через хребет и границу регионов.
Ложимся за полночь. Мелкий дождик.


День 8 (24.07.12)

Утром пилот Терраны ушел в часовую разведку дороги через перевал. В принципе ничего сложного – камни, колеи глубиной по пояс, но по крайней мере здесь уже не болота. Лес есть – значит можно лебедиться. Позавтракав и поблагодарив сторожа за гостеприимство, выдвигаемся штурмовать перевал. Особенных сложностей не встретили – стандартный тернистый путь джипера :). Лебедки не использовали ни разу. К 10 часам спустились с перевала к с. Верхняя Косьва, незаметно переехав из Пермского края в Свердловскую область (а заодно из Европу в Азию).
Если до этого все было просто и понятно, то здесь мы попали в затруднительное положение – множество дорог, и все (если верить картам и навигаторам) ведут в цивилизацию – п. Кытлым. Село без населения, пленного не взять. Решаем двигаться по кратчайшей дороге, как, впрочем, и посоветовал сторож с лесоповала, для чего необходимо форсировать неслабую речку Косьву.
Поиск брода приводит к тому, что мы оказываемся на острове посреди реки, предварительно засадив Террану с отказавшим вновь передком в гальку в самом глубоком месте брода. Пока разматывалась и цеплялась лебедка, пилоту и штурману Терраны пришлось немного побыть капитаном и боцманом подводной лодки :) - вода так неплохо заполнила салон (благо все ценные вещи давно приучились низко не укладывать). На живописном островке посреди реки без единого кустика робинзонами провели несколько часов. Сушили вещи, снимали ремень ГУРа с Терраны, ввиду отказа последнего – потек рулевой редуктор, искали брод на противоположный берег. Штурман Терраны Таня обнаружила приличный брод, через который мы и закончили преодоление данной водной преграды.
Мчимся по отличным трассам (точнее по плохоньким грунтовкам) на восток к заветной цели – поселку Кытлым. Упираемся в лесное болото, через которое ведут свежие следы квадроциклов – нам не пройти, сворачиваем вправо – засада, возвращаемся, тычемся в различные наезженные дорожки – везде промоины. Терране с неработающим ГУРом и передним приводом приходится особенно весело. Обратно бродить речку Косьву до ужаса неохота. А придется :).
Возвращаемся в с. Верхняя Косьва. Обнаруживаем нормальный брод, всего лишь по колено, а не по пояс, судя по всему, через него нормальные люди и ездят. Повторно пересекаем Косьву. Далее выбор небогат – возвращаться в Пермский край и через г. Кизел по асфальту в цивилизацию. Подуставшие изрядно разведчики разбрелись по лесам, полям, болотам, потому как накатанную дорогу в нужном нам направлении пересекла свежая двухметровая промоина. Удача улыбнулась пилоту Терраны – была найдена незаметная тропинка, выходящая на наезженную щебенку в сторону цели – п. Кытлым.
С ходу проскочив все засады вылетаем на отличную щебенку, по которой мчимся вперед. Начинают встречаться туристы и рыбаки – всё, можно расслабиться – засады кончились. Останавливаемся на отдых у бывшего села Тыпыл в очень живописном месте. Там раньше пытались добывать алмазы, и речка делится на множество протоков, небольшие островки (отвалы породы), бродики – что-то вроде Венеции. Рыбаки, медведи (по их словам), красота. Купаемся, жжем костер, в общем, празднуем окончание категорийных участков. За день намотали по таежным тупикам 80 км.


День 9 (25.07.12)

Дали себе немного отдохнуть, стартовали в 14.30. Бродики, множество дорожек, выезжаем наконец-то в поселок Кытлым. От него идет цивилизованная щебенка до г. Карпинск.
 К 16 часам въезжаем в Карпинск, где случается первая поломка у Паджеры – стерлись в ноль тормозные колодки задних колес, несмотря на их недавнюю замену. Поиски колодок в Карпинске результата не дали. Террана несется в соседний город Краснотурьинск, но тоже безрезультатно. Возвращаемся, советуемся. Выход один – ехать в "более большой" г. Серов, благо до него всего 40 км. Террана выезжает вечером, чтобы разведать магазины и утром с их открытием купить нужные железяки. Вынужденная полудневка, отдых. Ночуем в машинах в разных городах.


День 10 (26.07.12)

С утра нужная железяка добыта в Серове, и к 10 утра доставлена к месту ремонта. Пока ремонтируется Паджера, экипаж Терраны решает успеть посетить Жигаланские водопады. Но щебенка с «лунной» поверхностью разбивает эти планы – скорость не позволяет «смотаться» до водопадов – скорее проползти :).
Созваниваемся с экипажем Паджеры, который закончил ремонт, и встречаемся за Североуральском. Обедаем в кафешке и выдвигаемся в сторону г. Ивдель, Югорск, Советский. Дорога хорошая, кроме недоделанного 30 км участка после Ивделя. В Советском сворачиваем на г. Урай и движемся в сторону Ханты-Мансийска. Темнеет, по сторонам болота, речки, нефтепромыслы. К 23 часам переезжаем новый мост через р. Иртыш и оказываемся в Ханты-Мансийске, пролетев за день более 800 км. На ночевку встаем в пригородной зоне Ханты-Мансийска в долине Иртыша.


День 11 (27.07.12)

Встаем, ищем недорогую кофейню, а это довольно проблематично с учетом «северной» специфики ценообразования. Завтракаем, осматриваем город – впечатляет: новые дома, спорткомплексы, офисы. Все красивое, разноцветное. Дороги, как и положено – без трещин, выбоин. Трафик в городе плотный.
В 12 часов покидаем Ханты-Мансийск в направлении Нефтеюганска. Километров через 50 сворачиваем на недавно построенную прямую дорогу через г. Горноправдинск. Качество дорог – отличное. В 14 часов уже выходим на федералку Тюмень-Сургут, в 16 – Уват, в 18 – Тобольск. Решаем заехать, посмотреть Тобольский Кремль. Не зря – красиво расположенный на возвышенности, производит неизгладимое впечатление. Гуляем по Кремлю часа два, затем с сожалением покидаем Тобольск, направляясь в с. Вагай.
В Вагае перекусываем в кафе, времени 20.00. Решаем по максимуму проехать сегодня, чтобы завтра быть дома в обед. В 23 часа мы в Аромашево, к 0.00 выходим на родную федералку Омск-Тюмень. Проехав полчаса, встаем на ночь на поляне у с. Карасуль недалеко от Ишима. За время с обеда до ночи прошли 750 км. Торопимся, однако.


День 12 (28.07.12)

Выехали со стоянки в 7 часов. Без приключений добрались до Омска, куда прибыли в 12.30. Все, путешествие закончено, пора распаковываться и подводить итоги.


Итоги, выводы и рекомендации

Поход получился насыщенный, маршрут по километражу и сложности преодоленных препятствий соответствует автопоходу 4 к.с. Маршрут охватывает в основном плотно населенные места, за исключением категорийных участков Пермского края и Свердловской области, а также Ханты-Мансийского округа.
 Основная цель похода выполнена частично, что объясняется объективными и субъективными причинами. К первым относится неблагоприятные погодные условия, ко вторым – недостаточная проработка маршрутов, а главное – недостаток времени.
Из достопримечательностей удалось посетить Тобольский Кремль.
Время проведения похода подобрано довольно удачно. Большую часть времени экспедиции светило солнце. Температура воздуха и днем, и ночью вполне комфортная.
Группа приобрела опыт прохождения протяженных лесных заболоченных дорог, и богатейший опыт использования лебедок и других внедорожных средств.
Группой впервые в своей практике пришлось передвигаться по руслу не пересохшей реки на довольно большие расстояния.
Отрицательные моменты в подготовке и проведении похода:
Недостаточно подробно проработан основной и запасные маршруты, например, недооценено влияние погоды на принципиальную проходимость маршрута.
Неправильный расчет сроков прохождения привел к тому, что всегда «поджимало» время, и не получалось устроить полноценные дневки.
Недостаточная надежность некоторых ответственных узлов автомобилей, хотя до похода все, в том числе и эти узлы были осмотрены, отремонтированы, заменены.
После прохождения запасного маршрута можно дать следующие рекомендации руководителям будущих походов в данный район:

Вторая половина июля – хорошее время для прохождения маршрута.

Минимально необходимый уровень подготовки автомобиля: резина 32-33” МТ, лебедка, шнорхель.

Запас топлива на 800 км (из расчета движения по асфальту).

Требуется высокая физическая подготовка экипажей – лебедки, лопаты, топоры, бензопилы, сенд-траки потаскать придется.

И водители, и штурманы должны иметь достаточный опыт преодоления, бродов, заболоченных участков и колей.

Уровень воды в реках может быстро меняться. В случае длительных проливных дождей группа может столкнуться с теми же трудностями, что и наша.

Желательно использование более внушительных колес – от 35-х, для более быстрого прохождения колей.

 


Карта

 

Трек поездки

Примечание: Все фотографии в отчете привязаны к координатам.

Copyright (c) rgd & asket 2012